Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИКЛАДНОГО МОНИТОРИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ СЛОВАРЯМИ И СПРАВОЧНИКАМИ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
12 августа 2017г.

Современные цели образования и стратегия его развития обусловлены новыми социальными запросами, отражающими процессы глобализации, информатизации, профессиональной мобильности.

Изменения в жизни общества требуют совершенствования образовательного пространства в соответствии с приоритетными установками Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, предусматривающего «обеспечение укомплектованности печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определённых учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой.

Фонд дополнительной литературы должен включать: отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся» [6, с. 47-48].

В сложившейся социокультурной ситуации научные, нормативные, учебные и популярные лингвистические словари, являющиеся средством реализации языковой политики государства, законодателями норм современного словоупотребления, источниками информации по национальной литературе и культуре, действенным орудием обучения и воспитания, выполняют функции межязыкового общения, обучения языку, как родному, так и иностранному; описания и нормализации родного языка; научного изучения языка.

Согласно Плану мероприятий по реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2016г.; Приказам Минобрнауки России №1643 от 29 декабря 2014 года; № 1644 от 29 декабря 2014 года «…освоение     русского     языка     как     учебного     предмета     должно     предусматривать    использование информационно-коммуникационных инструментов и ресурсов (включая печатные и электронные словари, переводчики, программы орфографического контроля, поисковые системы, системы распознавания текста и устного ввода); «формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий»; «развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами» [4, 1, 2].

Однако результаты прикладного мониторингового исследования, проведенного специалистами Некоммерческого партнерства по содействию в поддержке и сохранении русского языка «Родное слово» и Ассо циации шко льных библио текарей р усско го мира , позволяют констатировать наличие серьёзных проблем, заключающихся в  недостаточной укомплектованности школьных фондов дополнительной литературы словарями и справочниками, в том числе содержащими нормы государственного языка; устаревании изданий, имеющихся в арсенале школьных библиотек Российской Федерации.

Анкетирование, проведенное в 10 456 образовательных организациях общего образования Дальневосточного, Приволжского, Северо-Западного, Северо-Кавказского, Сибирского, Уральского, Центрального и Южного федеральных округов, где обучаются 4 254 139 учащихся начальных (44%), средних (47 %), старших (9 %) классов городских (42 %) и сельских (58 %) школ, позволило определить общее количество словарей различных типов (школьных, базовых, научно-фундаментальных, специализированных, электронных) и видов (толковых, орфографических, орфоэпических и т. д.), имеющихся в школьной библиотеке, в кабинетах начальных классов, русского языка и литературы, родного языка из числа языков народов РФ, иностранных языков.

Данные, полученные на основе изучения ответов работников образовательных организаций, свидетельствуют о низком уровне оснащённости учебного процесса современными словарями различных типов: количество изданий, вышедших в свет в 2012-2016 гг., составляет менее 16 %; а ранее 2012 года – 84 % от общего словарного фонда (ранее 1990 г. – 41  %); на 100 учащихся приходится 6 современных словарей; лишь каждый второй школьник  имеет возможность обратиться  к одному из существующих словарей.

Ведущую роль в учебном процессе играют учебные (школьные) словари, характеризующиеся специфическим отбором языкового материала, соответствием критериям учебно-методической целесообразности, доступности, краткости и наглядности семантизации; методической направленностью и ориентацией на определенный этап обучения всем видам речевой деятельности. Однако такие издания составляют лишь 56 % от школьных словарных фондов. Из них на долю орфографических словарей приходится лишь 48%, тогда как важнейшим предметным результатом освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта является овладение нормами письменной речи.

Ситуация, в рамках которой орфографические словари всех типов (школьные, базовые, научно- фундаментальные) доступны лишь одному учащемуся из пяти (20 словарей на 100 учащихся), является препятствием для систематической словарно-орфографической работы на уроках, качественной подготовки к ЕГЭ по русскому языку, предусматривающей обращение к словарям при выполнении 8 из 24 заданий.

Включению учащихся в самостоятельную исследовательскую деятельность, овладению основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными) и речевого этикета; приобретению опыта их использовании в речевой практике при создании устных и письменных высказываний, подготовке к ЕГЭ по русскому языку, литературе, иностранным языкам и др. способствует обращение к толковым словарям «для извлечения необходимой информации, прежде всего - для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления; орфоэпическим, орфографическим словарям  для определения нормативного написания и  произношения слова; фразеологическим словарям для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов; использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов; использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов»[3].

Результаты исследования показали низкий уровень соответствия фондов школьных библиотек современным требованиям: на 100 учащихся приходится всего пять толковых словарей и три фразеологических; на 34 учащихся – один орфоэпический, грамматический; на 68 учащихся – один этимологический и морфемно-словообразовательный словарь.

Повышению квалификации учителей русского языка и литературы содействует обращение к базовым и научно-фундаментальным словарям, представляющим собой исследование всего языка или языковых единиц в каком-либо одном аспекте, содержащим полное описание вариантов, отступлений от нормы, особенностей бытования языка в историческом, этническом или региональном аспектах. Однако библиотеки образовательных учреждений не содержат достаточного количества таких словарей: на одну школу в среднем приходится 12 научно-фундаментальных словарей: орфографические словари составляют 35 % от общего количества базовых словарей; толковые – 11%; крайне незначительна доля других видов словарей (от 3% до 6 %).

Средством повышения эффективности получения информации в области лингвистики являются электронные словари, позволяющие обеспечить одновременный поиск сразу в нескольких источниках, многократно увеличив его скорость; создать пользовательский словарь; получить дополнительную справочную информацию. Данные анкетирования свидетельствуют о низкой оснащённости процесса оптимизации самостоятельного поиска учащимися необходимой информации: в среднем на 2 школы приходится 3 электронных словаря (1 словарь на 300 обучающихся). Такая ситуация препятствует выполнению Приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577, предписывающего формировать у учащихся «умения использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов» [4].

Согласно установкам Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. № 35), «обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания» [5]. Приказом Минобрнауки России от 30.03.2016 г. № 336, конкретизирующим положения закона, словари различных типов включены в перечень средств обучения и воспитания, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций.

Однако мониторинговое исследование позволило констатировать низкий уровень оснащённости словарями кабинетов начальных классов, русского языка и литературы, родного языка из числа языков народов РФ и иностранных языков.

В ситуации низкой укомплектованности собраниями современных словарей школьный кабинет не в состоянии выполнять функции учебно-методического центра, обеспечивающего высокий эстетический и научный уровень преподавания, научную организацию труда учителей и учащихся: в среднем, на два кабинета начальных классов приходится три учебных словаря (один словарь на десять учащихся) и 54 словаря всех типов на 100 учащихся (лидирующие позиции занимают орфографические словари, менее всего представлены этимологические); на один кабинет русского языка и литературы приходится 15 словарей всех типов и видов (1 словарь на 6 учащихся) и 9 учебных словарей (1 словарь на 10 учащихся); на один кабинет родного языка из числа языков народов РФ – 14 словарей всех типов и видов (1 на 20 учащихся, изучающих родной язык) и 7 учебных словарей (1 словарь на 40 учащихся); на один кабинет иностранных языков – 5 словарей всех типов (1 словарь на 20 учащихся) и 2 учебных словаря (1 словарь на 50 учащихся).

Таким образом, результаты прикладного мониторингового исследования позволяют констатировать недостаточный уровень обеспеченности образовательных учреждений словарями различных типов, что неизбежно приводит к снижению уровня результативности начального образования и достижения предметных, метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Пополнение школьных фондов дополнительной литературы современными словарями будет максимально содействовать разработке и внедрению эффективных методик работы на уроках, формированию умений учащихся ориентироваться в информационном образовательном пространстве, работать с библиотечными фондами, специальной литературой; выявлять и характеризовать фольклорные и мифологические мотивы в авторском тексте; подбирать пословицы, посвящённые различным темам, определять смысл крылатых выражений, поговорок, афоризмов; объяснять значение лексических новообразований и редких слов; составлять синонимические и антонимические ряды в процессе работы с различными текстами; культурологические и этимологические комментарии; выполнять работу, направленную на выявление лексической вариативности; строить высказывание на литературную тему с использованием фразеологизмов, а также слов, вышедших из употребления с исчезновением понятий, предметов, фактов, явлений в связи с эволюцией экономики политики, бытовой и духовной культуры и сохранившиеся лишь в исторической и художественной литературе; привлекать обширный материал из области истории, мифологии, медицины, психологии, культуры, религии, быта Древней Греции и Рима в процессе анализа текста; правильно понимать значение крылатых выражений, связанных с персонажами античной мифологии; применять знания, связанные с историей культуры России, духовных центром которой является православие, в процессе составления интерпретации литературного произведения.

 

Список литературы

 

1.        Приказ Минобрнауки России №1643 от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»» (pdf, 798.9KB). – Режим доступа:http://docs.cntd.ru/document/420248124

2.        Приказ Минобрнауки России № 1644 от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального                              государственного                     образовательного                  стандарта    основного     общего образования»»         (pdf,          802.8KB).          –          Режим          доступа:         http://xn--80abucjiibhv9a.xn-- p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/5155/%D1%8 4%D0%B0%D0%B9%D0%BB/4087/Prikaz_%E2%84%96_1644_ot_29.12.2014.pdf

3.        Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897». – Режим доступа:    http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71220596/

4.        План мероприятий по реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации,  утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2016г. № 637-р (утв. Министром образования и науки РФ 29 июля 2016 г. № ДЛ-13/08 вн). – Режим   доступа:   http://government.ru/media/files/GG2TF4pq6RkGAtAIJKHYKTXDmFlMAAOd.pdf

5.        Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями   и дополнениями).      – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

6.        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2011. — 48 с. — (Стандарты второго поколения).