Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Белгородская область
ВУЗ:
Дата:
03 августа 2018г.

Ребенок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир человеческих знаний. Он решительно настроен занять в этом мире достойное место, то есть стать хорошим учеником. Первое время этот настрой, новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив сохраняется недолго и постепенно угасает. Почему это происходит? Почему от класса к классу падает интерес к учебе? Что же должен делать учитель, чтобы интерес к учению не только не падал, но и возрастал от года к году?

Если учитель не хочет, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, он должен позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Цель учителя состоит в том, чтобы ребенок стал испытывать удовольствие от самого учения, почувствовал, что учение – это радость, а не тяжкая обязанность.

Суть не в том, чтобы вносить в учение внешнюю занимательность, хотя и она очень нужна. Надо искать мотивы радости в самом процессе обучения. Но в чем именно? Ребенок рисует, продуктом его труда является рисунок – солнышко, домик; лепит, результат действия – медвежонок, грибок. Совсем иное дело – учебная деятельность. В ней главенствующим становится учитель, под руководством которого ребенок усваивает научные понятия, начинает оперировать ими. Однако, при этом никаких изменений в саму систему научных понятий он не вносит. Результат учебной деятельности – это изменение самого ученика, то есть его развитие.

Учебная деятельность имеет и внешние результаты: выполненный тест, написанное сочинение, решенная задача. Но это, одновременно, и показатель изменений, происшедших с самим ребенком: он освоил тему по русскому языку, научился решать новый вид задач и так далее. Какими же мотивами может и должен пробуждаться интерес к учебной деятельности? Это, прежде всего, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если учителю удалось сформировать у своего ученика такие мотивы, то наполняются новым содержанием и общие мотивы деятельности, связанные со статусом школьника. Он уже не просто в силу своих обязанностей посещает школу, работает на уроках и выполняет домашнее задание, но совершенствует самого себя. Это учебно- познавательные мотивы, которые направлены не просто на усвоение знаний об окружающей природе и социуме, а на усвоение способов действий в конкретной области учебного предмета, то есть формирование образовательной компетентности.

В условиях мощного потока информации, многообразия ее источников важно прививать школьникам умение выделять главное, самостоятельно находить необходимые сведения, оперативно перерабатывать их, использовать полученные знания в жизненных ситуациях. На первый план выходит идея о необходимости развития познавательной самостоятельности, то есть единстве внутренней готовности ученика к самостоятельной интеллектуальной деятельности и проявлении этой готовности в учебном процессе. Внутренняя готовность к познавательной деятельности зависит от совокупности знаний, умений и навыков учебного труда. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку почувствовать эту внутреннюю готовность.

В активизации познавательной деятельности учащихся большую роль играет умение учителя побуждать своих учеников к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и наиболее существенных положений. Уже в младших классах полезно приучать ребят самостоятельно выделять самое существенное в объяснении учителя и формулировать важнейшие вопросы, которые объяснены на уроке.

Что такое самостоятельная учебная работа? Это самостоятельное, без непосредственной помощи учителя, выполнения учащимися задания в течение более или менее продолжительного времени. При этом в начальных классах необходим точный и ясный предварительный инструктаж. Если учитель дает классу определенное время для того, чтобы учащиеся сами сделали наблюдения по тексту, выполнили те или иные грамматические задания, сформулировали вывод и так далее – это и есть то, что называется самостоятельной работой. Время для выполнения задания зависит от его сложности, уровня подготовленности класса, но оно должно быть достаточным для решения данной учебной задачи. Цель учителя – научить ребенка выделять учебную задачу, видеть ее за отдельными, не похожими друг на друга заданиями. Уметь выделять учебную задачу – это значит ясно представлять себе, какими знаниями и правилами надо овладеть, чтобы суметь выполнить какое-то конкретное упражнение.

Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношении я к учебному труду происходит, прежде всего, на уроке. Наиболее эффективным средством вовлечения ученика младших классов в процесс творчества на уроке является игровая деятельность. Игра становится эмоциональным фоном, на котором строится учебная работа. Используя систематически элементы учебно-познавательных игр, учитель поднимает учащихся на ступеньку выше: игра - развлечение превращается в игру – работу. Если сначала дети переживают эмоциональный подъем по поводу приключений сказочного героя, то в последующем возникает желание помочь ему выбраться из беды своим непосредственным участием, а именно - выполнив какое-либо учебное задание.

Каждый ученик будет работать на уроке с интересом, если он выполняет посильное для него задание. Как раз одна из причин падения познавательного интереса заключается в том, что ученику на уроке предлагается задание, к которому он еще не готов, с которым справиться не может. Хорошо изучив индивидуальные особенности детей, учитель подбирает для отдельных учащихся (или групп учащихся) задания, отличающиеся при общей познавательной цели и общем содержании разной степенью трудности. Задания составляются таким образом, что к достижению единой цели учащиеся каждой из групп идут разными путями. При такой организации работы на уроке не скучно сильному ученику, а слабый ученик не находится под страхом непосильного задания. С ним пока всегда рядом его помощник – учитель.

Создание условий для поддержания познавательного интереса к предмету через новизну или занимательность, необычная подача материала, посильная трудность задания, дифференцированный подход при выполнении творческих заданий – всё это успех учителя по активизации познавательной деятельности младших школьников.

Мастерство управления познавательной деятельностью учащихся зависит от множества факторов. Одним из важнейших является умение учителя сделать свой предмет интересным для школьников. Если учитель руководит процессом формирования познавательного интереса, видит перспективу усложнения и развития этого интереса, учитывает возрастные особенности учеников, отбирает содержание, формы и методы работы, то происходит развитие его учеников и самого учителя

Формированию познавательных интересов и познавательной активности способствуют правильно выбранные формы, методы и приемы работы на уроке.

Активизации познавательной деятельности детей на уроках происходит с помощью:

-      наглядности и демонстрационных средств (документальное, художественное кино; вещественные источники).

-   индивидуальной и групповой работы;

-   ролевых и деловых игр на уроках (турнир, диспут, КВН, «Умники и умницы», игры-путешествия, уроков фантазирования, уроков сказок, уроков в школе будущего);

-   внедрения современных информационных технологий.

Особое внимание в современных условиях отводится использованию информационных технологий в образовательной среде. Это направлено на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Известно, что для современных детей Интернет – это один из способов доступа к нужной информации. Используя Интернет, ребенок самостоятельно выбирает, какой материал он хотел бы изучить глубоко, формирует собственные познавательные интересы. Компьютер является необходимой составляющей всех сфер современной жизни. Компьютерные образовательные программы и мультимедийные презентации-сопровождения при разумном применении имеют множество плюсов: наглядность, большой объем материала, скорость, дифференцированные уровни информации, контроль и стимул к обучению.

Огромное значение в формировании познавательных интересов и познавательной активности имеют экскурсии. Рассматривание объектов живой природы, сравнение их между собой, наблюдение за сезонными изменениями и так далее способствуют развитию творчества, активизируют умственные процессы, обогащают словарь, воспитывают умение работать вместе. Материалы экскурсий можно использовать не только на уроках окружающего мира, но и на занятиях математикой, русским языком. Зримое общение с неизвестным оставляет глубокий след в душе ребенка, обогащает запас знаний.

Критериями оценки познавательной активности школьников является:

-   интерес к изучаемому материалу;

-   любознательность;

-   стремление участвовать в учебной деятельности по собственному желанию;

-   положительный результат самостоятельной работы учащихся;

-   положительные эмоциональные проявления к определенному учебному предмету;

-   конечный результат школьников.

Мы остановились лишь на некоторых факторах, способствующих формированию у младших школьников познавательных интересов и познавательной активности. Учитель, используя весь свой методический арсенал, признан сделать учебу интересной, увлекательной. И тогда в глазах его ученика никогда не угаснет интерес к получению новых знаний и нового опыта.

 

Список литературы

 

1.      Колин К. Информатизация образования: новые приоритеты. М., 2005

2.      Когановская Е.В. Формирование познавательной самостоятельности у школьников. Калининград, 2000

3.      Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников.     М., Просвещение, 1998

4.      Фридман Л. М; Маху В. И. Проблемная организация учебного    процесса - М.,1990.

5.      Щукина Р. И. Формирование познавательной активности школьников в процессе обучения - М.,1984.

6.      Ярошенко С.Н. Понятие      «Активизация учебно-познавательной    деятельности    учащихся в научных педагогических исследованиях» - Вестник ОГУ, №9, 2004.