03 августа 2016г.
В наше нелегкое время все больше внимания уделяется воспитанию у дошкольников любви к родному краю, его природе. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к Отечеству. «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».
По моим наблюдениям, мои воспитанники очень любознательны. Я стараюсь поощрить их творческие проявления. Для того чтобы открыть как можно больше путей для их развития, я использую ресурсы развивающей среды. Кроме того я разрабатываю индивидуальные маршруты развития детей в рамках тьюторского сопровождения, в котором многое идет от интереса самого ребенка. Использую и электронные средства обучения, которые так нравятся современным детям. И, конечно же, большое значение в моей работе по познавательному развитию детей имеет использование технологии ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) и РТВ (развитие творческого воображения). Главное отличие методов ТРИЗ: они помогают научить детей анализировать и систематизировать информацию, дают возможность самостоятельно находить ответы на вопросы.
Технологию ТРИЗ мы начинаем использовать в работе с детьми 2-3 лет, когда ребенок начинает осознавать свои мысли, учится их формулировать посредством жестов и слов.
Использование ТРИЗ-РТВ технологии в образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим помогает мне решать важные задачи по формированию определенных качеств мышления, таких как:
-системность - способность воспринимать любой предмет, проблему всесторонне, во всем многообразии связей;
-диалектичность - способность видеть противоречие в любых ситуациях и разрешать их.
Для решения этих задач я использую различные методы и приемы ТРИЗ-РТВ.
- Морфодорожка позволяет проследить этапы развития, выстроить генетическую линию. Например, этапы роста и развития растений (семечко – росток - растение), птиц (яйцо - птенец - взрослая птица) мы могли увидеть в ходе наблюдений, экспериментов и отразить на морфдорожке. Для закрепления материала мы рассматривали, рисовали, подбирали картинки, а также использовали интерактивную доску.
- Морфтаблица помогает классифицировать материал и лучше его запомнить.
Например, дети изучали птиц Поволжья (перелетных и зимующих), затем заполняли таблицу при помощи условных обозначений, отмечали на магнитной доске или стилусом на интерактивной.
- Кольца Луллия. С их помощью мы обобщали знания о деревьях нашего края. На одном круге - силуэты деревьев, на другом - листья, на третьем –семена. Правильно совмещая сектора, проверяли и закрепляли знания. Но иногда, произвольно совмещая сектора, мы получали сказочные растения, с необычными листьями и плодами, что тоже было интересно и увлекательно.
-БМОО (базовая модель описания объекта) позволяет нам обобщить знания воспитанников о любом объекте.
Например, мы изучали птиц родного края в разные времена года, а потом устроили праздник «Жаворонки» и сочинили рассказ по БМОО об этой удивительной птичке.
Все этапы составления рассказа были показаны на экране, а в конце на интерактивной доске появилось изображение жаворонка и все услышали волшебную трель.
1.
Это жаворонок. Жаворонок - это перелетная птица.
2.
Жаворонок - из семейства воробьиных. Это небольшая серая пташка с
задорным хохолком, глазками – бусинками, острым клювом и крылышками.
3. Жаворонки бывают лесные
и полевые.
4.
Основная функция жаворонка – жить и размножаться. Другие функции: весну
кликать, мошек ловить, радовать людей своим пением.
5.
Если вдруг жаворонков не станет, то людям будет грустно без их веселых трелей, а насекомые будут уничтожать растения.
- Сочинение стихов-лимериков мы осуществляем по алгоритму:
Жил-был … (объект)
Какой он
был?
Что делал?
Чем занимался?
Вывод: вот какой
был
….
Дети с удовольствием сочиняли эти короткие пятистишья, выучили их
и рассказали на празднике для гостей. Например:
Жил-был скворец,
Был он большой
молодец. Домик весной свой готовил, Птенчиков там он
устроил. Вот
какая заботливая
птичка!
Без участия и помощи взрослых мы с детьми не могли обойтись. Это и
сбор
материала, и участие в выставках поделок, и проведение совместных праздников. Зимой делали кормушки для птиц, вместе развешивали, а потом регулярно заполняли кормом. А весной во время праздника «Жаворонки»
одна
из бабушек показала мастер-класс по изготовлению печенья. Потом всех угощали, пили чай, водили
хороводы.
Так, изучая природу нашего
края, и дети и взрослые стали больше знать и бережнее относиться к природе, ценить дружбу, любить свою
Родину.
А благодаря современным образовательным технологиям наше ученье проходит с
увлечением!
Список литературы
1.
Железнова С.В. «Рабочая тетрадь тьютора», Тольятти,
2012г.
2.
Железнова С.В. «Тризёнок
в доме», Тольятти, 2010г.
3.
Сидорчук Т.А., Гуткович И.Я. Методы развития воображения
дошкольников, Ульяновск, 1997г.
4. Страунинг А.М. Методы
активизации мышления. Обнинск, 1994г.