Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2016г.

    Как педагогическая идея, технология и форма учебной деятельности метод проектов получил распространение в первой трети XX века. В основу рассматриваемого метода были положены взгляды американского философа и педагога Дж. Дьюи. В широкую педагогическуюпрактику проектная деятельность была введена В.Х. Килпатриком, который трактовал проект как «от всего сердца проведенную целесообразную деятельность, проявляющуюся в известных общественных условиях,  взятую как типичная черта  школьного обихода». [2, с. 11] Идеи проектного обучения возникли в России практически синхронно с американскими разработками. Под руководством С.Т. Шацкого в 1905 году началось использование различных видов проектирования в практике работы с детьми. Термин «проект» применительно к методологии педагогической деятельности использовал Г.П. Щедровицкий в 1968 году в работе «Педагогика и логика». [2, с. 14] На современном этапе теоретические исследования (В. Гаспарский, И.И. Ляхов, Н.Н. Нечаев, Л. Тодл, И.И. Пейша) обозначили метод проектов как самостоятельный вид деятельности, овладевать которым возможно не только стихийно, на бытовом, житейском уровне, но и целенаправленно, в ходе специально организованного обучения.[3, с. 5] В противоположность традиционной системе обучения, ассоциируемой со школой пассивного слушателя, проект является одним из перспективных средств реализации рефлексивной модели образования, направленной на исследование учащимся окружающего мира через познание самого себя.

   Педагогическое проектирование понимается как:практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в  практике образовательных систем и видов педагогических деятельности; прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах. [Кол, с. 21]Успешная организация проекта связана с соблюдением ряда условий. Необходимо последовательно пройти всеэтапы  организуемой работы. Предварительная подготовка включает в себя диагностику, проблематизацию, концептуализацию, целеполагание, ценностно-смысловое самоопределение, форматирование объекта, его предварительную социализацию. Объектом проектирования выступает среда или процесс, в контексте которых находится предмет. Предмет – предполагаемый продукт, образ которого первоначально представлен в проекте, то, созданию чего посвящена деятельность. Изначально предмет материально отсутствует, ему предстоит постоянно изменяться. Уникальность проектной деятельности в том, что учитель и ученики никогда не могут полностью предрешить исход проекта. План работы является открытой структурой, и его осуществление зависит от участников проекта, их субъективной роли. Метод проектов принимается учеником с большим желанием, так как предполагает совместный творческий поиск. [4, с. 13] Непосредственно этап реализации обуславливает процедуры уточнения цели, функций, задач и плана работы каждым из участников проекта; пошагового выполнения запланированных проектных действий; коррекции хода проекта и действий его  участников на основе обратной связи; получения и внутренней оценки проектного продукта; презентации окончательных результатов работы и их внешнюю экспертизу. Среди целей проектирования можно дифференцировать обучающую, развивающую, воспитательную, которые замыкаются в «генеральной» цели – создание продукта или услуги, обладающего субъективной (объективной) новизной, имеющего общественную, личностную значимость. [3, с. 122] На выходе проектной деятельности важно проследить соответствие результата первоначальному замыслу, качество полученного продукта и совместной деятельности, перспективы использования продукта и развития проекта. Данные процедуры входят в этап рефлексии. Апробация, распространение результатов и продуктов, выбор вариантов продолжения проекта – вопросы, которые органично формируются на завершающем этапе исследования. Таким образом, обозначив основные смысловые элементы проектной деятельности, мы можем перейти к рассмотрению особенностей изучаемого педагогического метода в рамках начальной школы.

    В гуманистической  педагогике важен  вопрос о роли  и  позиции  ребенка в процессе проектирования. Ребенок способен выступать как заказчик, как непосредственный активный участник проектировочной активности, как эксперт по отношению к деятельности и ее результатам. При этом проектное, творческое отношение к действительности и себе в рамках этой действительности сочетается у младшего школьника с чувством ответственности за те изменения, которые происходят с его участием. Существует разница между восприятием сущности деятельности у взрослого и ребенка. Дети часто работают в «мифологическом пространстве», их движение идет из будущего в настоящее, в отличие от взрослого, который двигается от прошлого к будущему, выделяя в прошлом разрывы и проблемы. [2, с. 56] Младший школьный возраст является начальным этапом  вхождения в проектирование,  закладывающим  фундамент дальнейшего овладения им. В первом классе учащиеся овладевают элементарными знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения под руководством педагога. Постепенно деятельность ребенка приобретает самостоятельно- целенаправленный характер. К концу начальной школы у большинства учащихся формируется умение произвольно устанавливать отношения между целью и задачами проекта. Дети способны изменить конкретную цель, перестроить свои действия. Возможность влиять на процесс воплощения проекта, изменять его по собственному замыслу, активизирует личностную позицию школьника, формирует представление о человеке как субъекте труда. Процесс учебы становится значимым, если связан  с практикой, дает возможность активно исследовать понятия и связи и решать задачи, относящиеся к реальной жизни. Одна из основных трудностей усвоения знаний в школе – формализм. Ребенок как будто бы усваивает знания, знает научные формулировки, может проиллюстрировать их примерами. Однако, сталкиваясь с жизненной задачей, прибегает к обыденному опыту. Помимо этого, школьников не удовлетворяет далекая перспектива учения: заниматься в школе, чтобы готовится к взрослой жизни. Особенно важна прагматичность проектной деятельности, обязательность ее ориентации на получение результата, имеющего прикладную значимость. Кроме того, актуален принцип культурной аналогии – адекватность результатов проектирования определенным культурным образцам. Осознавать свое место в культурном процессе, формулировать собственный взгляд на достижения человечества на основе изучения культурно-исторических аналогий – знаковая составляющая рассматриваемого метода. Включая детей в творческую деятельность с раннего возраста, можно развивать гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения хода деятельности, способность к глубокому пониманию причинно-следственных связей. Впервые в проектной работе школьники сталкиваются с задачами, у которых нет единственно правильного решения. Открывается возможность принятия вероятностного решения задачи. Алгоритм проектной деятельности создает условия для поэтапного формирования мыслительных операций. [3, с. 142-144]Особо хотелось бы отметить в контексте рассматриваемой темы использование метода проектов на уроках технологии. Образовательная область «Технология» интегрирует в себе возможности совершенствования знаний по другим учебным предметам и соответствует ориентирам развития личности на данном возрастном этапе. Данный предмет способствует формированию трудолюбия и осознанию труда как ценности, активизирует развитие основных личностных новообразований возраста: произвольности, внутреннего плана деятельности, рефлексии. Содержательными задачами проектного образования младших школьников являются: формирование наглядно-образного представления о технологическом мире и развитие манипулятивных навыков с помощью ручных технологий. По критерию влияния на формирование личности проект в рамках технологии способствует развитию рефлексии, внутреннего плана действий, произвольности, коммуникативных навыков, обобщенных способов учебной деятельности. Учебная деятельность – ведущая в младшем школьном возрасте – по своей структуре схожа с трудовой: наличие сознательной цели, волевых усилий, произвольности. Согласно исследованиям, проведенным на основе методики «Моя жизнь» Н.Ф. Масловой  для младших  школьников наиболее значимой  жизненной категорией являются: «близкие люди», «труд», «школьные дела». Это свидетельствует об определяющей роли уроков технологии в формировании образа труда в глазах детей, уяснения его значимости и содержания. [3, с. 154] Формирование трудолюбия зависит от того, насколько учебная деятельность и труд младшего школьника способны своими результатами удовлетворить потребности, характерные для детей данного возраста. В целом проектная деятельность формирует как эмпирическое, так и теоретическое обобщение в мыслительной деятельности детей. Соединяя применение новых знаний и житейского опыта ребенка, проект формирует более широкие познавательные возможности младшего школьника. [4, с. 175, 176] Метод проектов универсален и может быть применен в различных дисциплинах на всех ступенях школы. Однако не стоит оценивать какой-либо из методов как единственно верный и подменять им все остальные.

 

Список литературы

1.      Брыкова О.В., Громова Т.В. Проектная деятельность в учебном процессе. М.: Чистые пруды, 2006. 32 с.

2.      Колесникова И.А., Горчакова—Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учеб.пособие для высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 288 с.

3.      Мятиш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. 286 с.

4.      Стернберг В.Н. Теория и практика «метода проектов» в педагогике XX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Рязань, 2003.