Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИЯ АДАПТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РЕБЕНКА С РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
12 августа 2017г.

В данной статье обосновывается необходимость интеграции детей имеющих легкую степень выраженности расстройства аутистического спектра, раскрываются особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра в системе основного общего образования в рамках учебного предмета «Биология».

Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) происходит в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным  основным общеобразовательным программам (далее АООП), сохраняя при этом за ребенком права обучаться по месту жительства вместе со своими сверстниками в одних и тех же общеобразовательных школах (стратегия совместного (инклюзивного) обучения и воспитания) [2, 5]. Рассмотрение вопроса  о готовности учителей- практиков в массовой школе к обучению и воспитанию детей с различными способностями к обучению и специфическими особенностями развития (первую очередь к взаимодействию с детьми с растройствами аутистического спектра (далее РАС) в ОУ г. Челябинска, показал, что не достаточность информации о детях с аутизмом и не ясны методы взаимодействия с ними, педагогические работники не готовы к взаимодействию с такими детьми (психологический и методический барьер). В связи со сложившейся ситуацией возникает необходимость разработки специальных адаптированных образовательных программ (далее АОП) для обучающихся с РАС. АОП – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (Лятифонова Л.В., 2014) [1].

Знакомство с системой организации обучения в МБОУ СОШ № 105 г. Челябинска и с обучающимися школы, позволило выявить ребенка с РАС, в процессе педагогического наблюдения за ребенком, было выявлено наличие коммуникативного барьера и трудностей в формировании целенаправленного поведения. Выявленные трудности, испытываемые ребенком в обучении, определили спектр особых образовательных потребностей и направление построения адаптивная образовательная программа (АОП) для ребенка с РАС, на основе общеобразовательной программы обучения в рамках учебного предмета «Биология». Отсутствие у ребенка интеллектуальных нарушений определяет освоение «академического» компонента, соотносимо по уровню с образованием сверстников, получаемое в совместной с ними среде обучения в те же календарные сроки.

В соответствии с требованиями ФГОС, нами был подобран комплекс заданий, завязанный на обучении школьному предмету «Биология». Для увеличения эффективности усвоения сложного академического компонента, содержание обучения распределили в дидактические блоки. Во время изучения каждого блока ребенку выдается индивидуальное проектное задания (с элементами коллективной деятельности), нацелено на усвоение материала, реализацию самостоятельности и творческого подхода [3, 4]. Приведем примеры проектной деятельности при изучении в 5 классе первого блока – «Введение». Дидактическая цель проекта – формирование представления: «Биология  – наука  о живой природы». Ребенку выдается задание построить план-схему в которую должны быть включены следующие слова: биология, методы исследования, антропогенные, биотические, свет, микроскоп, эксперимент, ботаника и др. Задание выдается в конце изучения блока, учитель подробно объясняет задание, показывает пример выполнения. Ребенку выдается лист (формат А4) на который нужно наклеить предложенные понятия темы, далее необходимо цветными карандашами указать связи между данными понятиями, обвести сходные понятия одинаковыми цветами. При невыполнении план-схема выполняется совместно с педагогом. Нужно отметить, что данное задание выдается всему классу, и разбирается совместно [4].

Каждый урок – должен иметь четкую структуру, которая позволяет  ребенку привыкнуть (снижая вероятность стресса). Причиной развития стрессового состояния у ребенка может быть: повышенная возбудимость, напряженность, «закрытость», страх перед новым, неуверенность и др.

Важным в обучении детей с РАС, является организации самостоятельной работы – нацеленных на проверку знаний, необходимо сочетать разные формы, куда могут входить следующие задания: задание на определения правильности суждений; определение структуры или части объекта; задания, нацеленные на закрепления правильного написания биологических терминов – выполняется на специальных карточках; тестовые задания (выбор одного верного ответа, выбор нескольких верных ответов, установление правильной последовательности и т.д.); индивидуальные задания на специальных карточках; биологические диктанты.

Как одну из форм самостоятельной деятельности ребенка с РАС, выделим домашнее задание, оно направлено на устранение пробелов в предшествующем программном материале, дополнительную проработку сложных тем,  формирование индивидуальных компенсаторных механизмов.  Домашние задание,  носит многоуровневый характер, и включает творческий компонент – такие задания вызывают больший интерес у учащихся, иногда домашнее задание следует задавать «массивом», для развития у учащихся умения планировать свою деятельность. Домашние задание, имеет ряд особенностей: строгий алгоритм для выполнения; обязательная проверка выполнения; повторять и объяснять задание при необходимости; наличие возможности переделать работу.

В нашем исследовании предлагаются только письменные формы проверки домашнего задания, так как к устному ответу подойти не получилось – слишком сложно на данном этапе обучения ребенка с РАС. Но стоит отметить, что остальные обучающиеся класса не отстраняются от устной работы.

Во время проведения занятий включается традиционная система: «поощрения – наказание». Поощрение направлено на стимулирование формирования и закрепление базовых учебных действий. При каждой возможности на занятиях учитель создают ситуацию успеха (чувство радости за успешно выполненное задание). Наказание – предотвращение нежелательного поведения.

Скорость обучения и уровень сложности должны постепенно наращиваться, при появлении навыков их нужно поддерживать и периодически возвращаться к ним для закрепления умений у ребенка с РАС. Необходимость преследовать все время цель - социализации ребенка: после достижения первой задачи (установление зрительного контакта), начинается следующий этап установление эмоционального контакта. При освоении целей усвоения академического компонента учитель действует: от более простых заданий к заданиям с повышенной сложностью. При проведении занятий нужно учитывать индивидуальный темп выполнения заданий, и включать паузы. Учитель во время с работы не должен оказывать давление на ребенка, а исходить от собственных желаний ребенка. Оценке знаний, умений и навыков опирается  на  свойственную  РАС неравномерность развития и неравномерность процесса обучения – уровень требований и оценки должен соотноситься с объективными возможностями ребенка.

Специфика учебного предмета позволяет использовать большое количество наглядности – это положительно сказывается на динамике обучения, в виде проявления живого интереса среди учащихся к предмету. Для ребенка с РАС, обладающего конкретным типом мышления – это возможность активизации всех органов чувств, обеспечивая закрепление ярких образов – в вербальной форме. Организация наглядности для ребенка с РАС отличалась, от организации для остальных обучающихся класса. Например, при изучении темы «Строение семян однодольных и двудольных растений» ребенку выдавались: семена, и схема строения семян на парту, остальным схема показана на доске, а семена учащиеся рассматривают на страницах учебника, и только на лабораторном занятии, выдавались всем обучающимся. То есть наша основная задача во время урока: дать возможность ребенку с РАС по максимуму задействовать все рецепторы (все схемы и наглядные пособия дублируются на парте у ребенка).

Занятия в классе – необходимая предпосылка развития социального взаимодействия, такие уроки помогают детям с РАС соотнести свои достижения со знаниями других учеников, услышать другие мнения и точки зрения, создается общая положительная динамика процесса обучения в классе, что формируют благоприятную среду вокруг обучающегося с РАС. [1, 2].

 

Список литературы

 

1.        Лятифова, Л. В. Адаптированная образовательная программа начального и основного общего образования [Текст] / Л. В. Лятифова // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 576-578.

2.        Малофеев, Н.Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения [Текст] / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова // Вестник практической психологии образования, 2011. – №1 (26). – С. 22-29.

3.        Морозов С.А. Адаптация школьных программ для учащихся с расстройствами аутистического спектра [Текст] / С.А. Морозов, Т.И. Морозова // Сибирский вестник специального образования, 2012. – Т. 1. – № 6. – 8 с.

4.        Пасечник В.В. Биология. 5 класс. Бактерии, грибы, растения. Методическое пособие к учеб. В.В. Пасечника. ФГОС. М.: Дрофа, 2013.

5.        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014 №32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».