13 февраля 2016г.
Сегодня актуально говорить о непрерывном экологическом образовании детей. И первой ступенью такого образования является дошкольное детство. Этот период является исходным шагом по формированию личности человека, а так же сенситивным периодом для развития моральных и нравственных качеств ребенка. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Ребенок развивается в деятельности. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие. Однако не вся деятельность развивает. Поэтому главная цель педагогов – найти эффективный способ педагогического воздействия, позволяющий поставить ребенка в позицию активного субъекта детской деятельности. Одним из средств развития субъектной позиции ребенка является экспериментально- исследовательская деятельность. В процессе этой деятельности у дошкольников формируются естественнонаучные знания об окружающем. Именно поэтому необходимо уделять особое внимание экологическому воспитанию в детском саду.
Работая по этому направлению, педагоги формируют у детей познавательный интерес и способность понимать окружающий мир и любить природу. Все это обеспечивается посредством включения экспериментирования, самостоятельной опытнической и исследовательской деятельности дошкольников в познание окружающего мира. Эффективность экологического образования дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми.
Ознакомление дошкольников с неживой природой проводится планомерно и в системе в течение всего года. Для этого используются наиболее эффективные формы работы с детьми:
- наблюдение на прогулке;
- проведение игр-экспериментирований, опытов и экспериментов в физической лаборатории и мини- лабораториях в группах;
- организация интегрированных занятий познавательного цикла. Все организованные формы работы имеют свой алгоритм:
1. Выявление знаний детей по данной теме и проблеме.
2. Организация и проведение опытов воспитателем и наблюдение детей за процессом изменения объекта.
3. Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей.
4. Коллективное обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы.
5. Решение поисково-проблемных задач.
6. Составление схем, моделей, чертежей (обобщение знаний)[3].
Такой алгоритм действий позволяет педагогу формировать знания по многообразию окружающего мира, способность ориентироваться в различных жизненных ситуациях, формировать собственную картину мира. В целом поисковая деятельность позволяет ребенку не только легко ориентироваться в окружающем мире, но и путем сравнения, сопоставления, рассуждения осознавать причинно-следственные связи, существующие в природе, самостоятельно открывать и познавать свойства и отношения, отыскивать закономерности. Дошкольники готовы систематизировать полученные знания, действовать по алгоритму, искать причинно – следственные связи, делать умозаключения.
Педагоги, которые проводя работу по ознакомлению дошкольников с неживой природой, должны ставит перед собой следующие задачи:
- расширять мировоззренческие стороны детского сознания на основе естественнонаучных знаний о неживой природе;
- сформировать эмоционально-ценностное отношение ребенка к неживой природе;
- организовать развивающую среду, способствующую формированию познавательных и творческих способностей, предоставляющих детям простор для самостоятельного экспериментирования (лабораторно- исследовательский центр);
- пробуждать у дошкольников исследовательский интерес, любознательность и стремление к преобразованию окружающего мира.
Экспериментирование – это творческий процесс и эффективный прием развития ребенка. Наибольшего развивающего эффекта этот прием достигает при косвенном руководстве взрослым опытно-экспериментальной деятельностью дошкольников. Путем проб и ошибок, при поддержке педагога, опытно-экспериментальная деятельность развивается в русле более глубокого и точного осмысления детьми фактов и явлений неживой природы[2].
Если мы говорим об экспериментировании, то необходимо поговори и о создании условий для него. Организация опытов требует специально созданной развивающей среды, что предполагает наличие в дошкольном учреждении специально оборудованной физической лаборатории – «научного центра». Кроме того в младших возрастных группах должны находится центры «Воды и песка», в старших группах мини-лаборатории для проведения более длительной экспериментально-опытнической работы детьми в течение дня. Материалы и оборудование мини-лаборатории размещаются согласно тематическому принципу и в соответствии с планом работы педагога, что позволяет детям закреплять пройденный материал в самостоятельной поисковой деятельности, свободно экспериментировать широко используя игры-эксперименты в трудовой, игровой, художественно-эстетической деятельности. Занимаясь в мини-лаборатории, ребенок свободен в выборе способов преобразования объектов и материалов, он получает удовлетворение от результатов поисковой деятельности. Роль педагога в этом случае заключается в том, чтобы заинтересовать и увлечь детей поиском, создавать условия для самостоятельного решения проблемной ситуации, активизировать мышление, побуждать к возникновению вопросов и поиску ответов на них в общении с педагогом и сверстниками.
Плодотворность педагогического взаимодействия в условиях самостоятельной поисковой деятельности детей зависит от следующих факторов:
- индивидуально-личностных качеств педагога;
-готовности педагога к вариативным действиям по выполнению поставленных задач;
- уровня владения профессионально-педагогическими знаниями;
- характера общения с детьми;
- положительной настроенности, психологической поддержки, способности к безоценочным суждениям.
При оборудовании лабораторий необходимо учитывать требования построения развивающей среды в дошкольном учреждении, разработанные авторским коллективом педагогов под руководством В.А. Петровского.
С точки зрения экологического образования, по мнению педагога-исследователя Н.А. Рыжовой,
предметно-развивающая среда физической лаборатории должна способствовать:
- познавательному развитию ребенка (создавать условия для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом. Систематическим наблюдениям за объектами неживой природы, формирования интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых проблем);
- формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования, экологически грамотного поведения в природе);
- эколого-эстетическому развитию (привлечению внимания ребенка к окружающим природным объектам, формированию умения видеть красоту природного мира, разнообразие его красок и форм; предпочтение объектов природы их имитации – искусственным объектам) [4].
Таким образом, организовывая образовательную среду для формирования естественнонаучных знаний у дошкольника, педагоги создают предпосылки для развития гармоничной личности, которая будет стремиться к познанию, испытывать потребность в получении информации и реализации ее, а так же развивать свой кругозор.
Список литературы
1. Еник, О.А. Современный подход к вопросу о формирование естественнонаучных знаний у дошкольников при изучении неживой природы [Текст] / О.А. Еник, Е.Н. Илларионова // Молодой ученый.- 2014. - №20 (79). – С.581-583.
2. Илларионова, Е.Н. Формирование основ естественнонаучных знаний у дошкольников при ознакомлении с неживой природой посредством экспериментирования [Текст] / Е.Н. Илларионова // Приволжский научный вестник.-2015.-№3-2(43).-С.47-52.
3. Николаева, Э.Ф. Мир вокруг нас: ознакомление дошкольников с неживой природой [Текст] / Э.Ф. Николаева, О.В. Илларионова, Р.В. Блохина. – Тольятти, 2003.-132с.
4. Рыжова, Н.А. Наш дом природа [Текст] /Н.А. Рыжова.- М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2010.- 280с.