Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ - РТВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СОСТАВЛЕНИЮ СКАЗОК

Авторы:
Город:
Тольятти
ВУЗ:
Дата:
03 августа 2016г.

Все воспитанники моей группы любят сказки. Не меньшее удовольствие они получают и, составляя собственные истории. Однако я обратила внимание на бедность их сюжетов и недостаточную выразительность образов.

Ученые отмечают существующее несоответствие между способностью детей к восприятию образного строя литературных и фольклорных произведений и умением образно выражать свои мысли, впечатления, переживания в собственных  сочинениях.

Поэтому актуальной задачей в речевом направлении я обозначила выбор технологии, на основе которой старшие дошкольники смогут обогатить свою речь и приобщиться к словесному творчеству.

Эффективно решать эти задачи позволяют технологии ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) и РТВ (развитие творческого воображения).

Для обучения детей составлению сказок в своей работе на занятиях по развитию речи я использовала следующие методы ТРИЗ – РТВ: системный оператор «девятиэкранка», морфтаблица, Кольцо Луллия, символическая аналогия. Эти методы развивают образное мышление, фантазию, речевое творчество, воображение в процессе придумывания сказок детьми.

Рассмотрим некоторые из них.  

Работая по системному оператору, я убедилась, что дети могут изучить любой объект, и придумать любую историю его жизни в виде сказки. Я предложила составить сказочную историю о пальме. Сначала мы с детьми описали объект, как он выглядит, какие функции выполняет – 1-й экран:

«Жила – была пальма… (экран 1: система и её функции). Она была зеленой, высокой и молодой. Пальма была рада, что помогает укрыться от жары и освежить воздух, выделяя кислород и поглощая углекислый газ. Кроме того, из древесины изготавливают много различных предметов…» (определение функции объекта).

Затем рассмотрели второй экран. Это подсистема объекта, его строение. Дети рассказали о строении растения, используя описательные прилагательные: «Пальма была очень красивая, ствол средней толщины, слегка шершавый, коричневого цвета, а наверху раскинулись широкие, длинные и гибкие листья, которыми можно укрыться, как под зонтом. Её корни глубоко уходили под землю, чтобы достать воду из глубины для питания…»

В третьем экране (это надсистема) мы вспомнили, где растут пальмы:

 «Пальма росла среди таких же, как она пальм в джунглях на юге…».

 Рассматривая четвертый и пятый экраны, дети рассказали о детстве маленькой пальмы, при этом они составили сложные предложения: «Пальма любила вспоминать, как она проросла из семечки, была маленьким и тоненьким росточком… (экран 4: прошлое системы). Ствол был тонким, листочки маленькие, корни еще не длинные, и она могла погибнуть от ураганного ветра или от засухи…» (экран 5: прошлое подсистемы).

В шестом экране дети рассказали о множественном числе пальм в прошлом: «Как же хорошо, что пальма росла не одна, а задолго до ее появления рядом выросло много пальм, целые джунгли. Они любили шелестеть листочками…» (экран 6: прошлое надсистемы).

Затем дети рассказали о будущем пальмы, о том кто живет ещё рядом с ней, кроме подружек пальм:

«Пальма мечтала, что она станет частью больших джунглей (экран 9: будущее надсистемы), и что она станет настоящим банановым деревом, и на ней вырастут бананы. Насекомые и попугаи будут сидеть на ней. А пальма будет слушать пение птиц (экран 7: будущее системы).

В 8 экране мы рассмотрели будущее подсистемы: 

-     Но прошло много лет и пальмовые ветви стали огромными. Это заметил плотник и сделал из пальмовых ветвей навесы от солнца, а пальма с радостью поделилась частью своих ветвей и стала гордиться, что приносит пользу (экран 8).

Мои дети освоили метод системного оператора, который помог им с легкостью составить рассказы и сказки по определенному алгоритму, закрепить понятие, что любой объект (живой или неживой), имеет части и является частью чего – то, то есть является системой (подсистемой, надсистемой, анти – системы). Я смогла, также закрепить понятие о том, что каждый предмет или объект выполняют какую либо функцию.

Используя метод морфологического анализа я смогла сформировать у детей умение обобщать и систематизировать знания о любом объекте. Дети, используя морфологическую таблицу, описывали любой объект. По вертикали закладываем форму или цвет предмета, по горизонтали внизу – материал, из которого он изготовлен, вверху по горизонтали – функции объекта, которые он выполняет. Используя этот метод технологии ТРИЗ - РТВ дети составили очень необычные и интересные сказки о фантастических стульях.

Например, моя воспитанница составила сказку о стуле круглой формы, синего цвета, сделанном из воды, которая называется «Стул – водные шарики»:

-    Один волшебник решил сделать необычный стул. Думал он, думал, чем же удивить всех и придумал, что сделает его из воды.

Все волшебники стали смеяться: «Как можно сделать из воды стул. Вода же жидкая, текучая и не может принять форму».

Но в одно прекрасное утро все увидели водные шары, из которых волшебник стал собирать сначала четыре ножки, потом сиденье и спинку. Так и получился у волшебника из воды синий стул – водные шарики.

Все жители волшебной страны хотели посидеть на таком мягком и удобном стуле.

Еще один метод морфологического анализа, который я использовала для развития у детей способности к речевому творчеству - это Кольца Луллия.

Взяла три круга, на внутреннем круге расположила - названия сказок, например три зарубежные сказки и две русские народные сказки. Таким образом, я уточнила и закрепила знания детей о художественной литературе, полученные на предыдущих занятиях.

На среднем круге – описание места сказочных действий, событий.

 На внешнем круге – основные персонажи сказок, приёмы волшебства, которыми они владеют. Все три круга разбиты на пять секторов и вращаются. Каждый сектор одной сказки окрашен в один цвет.

Дети, поворачивая круг, совмещали героев одной сказки с местом действия другой, при этом изменяли начало или конец содержания сказки.

Дети предположили, что при этом изменятся действия и поступки главных героев, положительные могут стать отрицательными и наоборот. Они рассказали с помощью, каких волшебных приемов или действий это может быть ими выполнено. Придумали, как будет называться новая сказка.

Например, Красная Шапочка попадает в сказку «Маша и три медведя», дети начали высказывать свои предположения, как будет она вести себя, что изменится в конце сказки, как будут вести себя герои сказки, что в их поступках будет хорошего или плохого, смешного, весёлого или грустного.

Таким образом, дети придумали бесконечное множество вариантов сказок, а в конце занятия я предложила детям выбрать наиболее интересную сказку и нарисовать её.

Можно сделать вывод, что данные методы ТРИЗ – РТВ помогают детям составлять сказки развернутыми, интересными по содержанию, насыщенными разнообразными образами и событиями. Речь моих воспитанников стала яркой, обогащенной эпитетами, речевыми оборотами.

Я считаю, что технология ТРИЗ – РТВ подходит для развития словесного творчества у дошкольников и приносит огромную пользу для дальнейшего развития детей.

 

 

Список литературы

 

1.                Корзун А.В. «Весёлая дидактика». Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Ульяновск, 2000г.

2.                Сидорчук Т.А., Гуткович И.Я. Методы развития воображения дошкольников, Ульяновск, 1997г.

3.                Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников , Ульяновск, 2004г.

4.                Страунинг  А.М.   Методы   активизации   мышления.  Обнинск, 1994г.