Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ О РОДНОМ ГОРОДЕ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2016г.

   Малая родина, каждый город хранит память о своих великих гражданах, рассказывает об основном роде деятельности его жителей, напоминает о военных триумфах россиян, трудится и празднует, имеет свои обычаи и традиции.

    Место, где рождается человек, навсегда остается его другом, его родиной в широком и узком смысле этого слова. Рожденные в Санкт-Петербурге достаточно рано начинают понимать, в каком именно городе они живут. Маленькие петербуржцы с первых лет жизни вовлечены во взаимодействие с культурным наследием родного города.

   С ранних лет ребенок созерцает красоту и величие Санкт-Петербурга, накапливает представления о нем. По мере знакомства с городом, содержательным общением с родителями и педагогами эти представления углубляются и расширяются.

     При этом важно учитывать, что ребенок первых лет жизни познает мир практическим, наглядно-образным путем, значимую роль в познании мира играет творческое воображение. Обращение к проблеме краеведческого образования дошкольников ставит ряд вопросов: с чем знакомить детей? как определить цель и предполагаемый результат краеведческого образования детей?

В представлениях о родном городе у детей прослеживаются такие факторы, как:

•      возможность увидеть ту или иную достопримечательность города своими глазами;

•      личное участие ребенка в событиях жизни города: праздниках, фестивалях, ярмарках, гуляниях, конкурсах (совместно с членами семьи);

   •      яркость или необычность архитектурно-художественных особенностей городской среды, их связь с природными условиями.

    Дети старшего дошкольного возраста эмоционально положительно относятся к своему родному городу. В характеристике родного города у дошкольников преобладает эстетическое отношение к городу: «красивый», «чистый». Дети начинают понимать, что состояние родного города зависит от отношения жителей к нему. Старшие дошкольники проявляют соответствующую их возможностям социальную активность, обращенную к городу и горожанам: совместному со взрослыми участию в социально значимых делах, акциях – посильная уборка участка детского сада, поздравление ветеранов, приглашение в детский сад пожилых людей и т.д.

    Эпитет «красивый» дети относят, прежде всего, к природным особенностям своего города: «Красивые парки, зеленые деревья», «Город красив красками, цветами, природой», «Деревья красивые, бабочки, листья, сад красивый с березками, дубами, травой, в общем природой». Дети считают, что в их родном городе красивые дома, фонари, фонтаны, машины, улицы.

   В содержание программы по Петербурговедению необходимо включить следующие аспекты:

1.        Наиболее характерные архитектурно-художественные ансамбли города, их особенности, доступные для познания при помощи наглядно-образного мышления и воображения.

2.        Традиции, праздники, фестивали, которые характерны как для России (знаменательные даты российского календаря, даты, связанные с памятью о великих россиянах), так и для Санкт-Петербурга (знаменательные даты городского календаря, даты, связанные с жизнью и деятельностью знаменитых горожан).

3.        Возможности личного участия ребенка в жизни города (поддержание чистоты, кормление птиц и др.) и его традициях, праздниках (изготовление подарков для ветеранов, возложение цветов к памятнику и др.);

4.        Установление связей между жизнью города и жизнью семьи (город – место проживания семьи, родственников и друзей; место работы родителей; место проведения семейного досуга).

   Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, способствующие проявлению активной деятельностной позиции. Среди таких методов: непосредственное познание достопримечательностей родного города на прогулках и экскурсиях, чтение произведений  детской  литературы,  просмотр  слайдов  и  видеофильмов  о  городе,  которые  позволяют «приблизить» достопримечательности к ребенку, рассмотреть их в деталях, пережить чувства восхищения, удивления.

    Необходимо установить интегративные связи внутри программы. В первую очередь, это связь с содержанием работы по развитию речи детей (объем и содержание краеведческого словаря детей, возможность развития связной речи на краеведческом материале). Далее это связь с художественной и экологически- ориентированной деятельностью, так как город характеризуется детьми с эстетической точки зрения, выделяется связь городского пространства с красотой природы. Важной задачей является определение роли детских видов деятельности в содержании краеведческого образования ребенка.

    Для детей дошкольного возраста основным источником сведений о родном городе является семья. Это требует определения подходов к взаимодействию с семьями воспитанников. Большой потенциал заложен в детско-родительских экскурсиях, важно предложить родителям интересные маршруты, доступную информацию о достопримечательностях.

   Сотрудничество с семьями воспитанников может базироваться на современных информационных и интерактивных технологиях. Педагоги детского сада проводят собрания с использованием компьютерных презентаций, организовывают группы с социальных сетях, где обсуждают маршруты экскурсий, интересные факты о памятниках и т.д.

   В педагогическом процессе детского сада воспитатели используют широкий спектр форм и методов работы по Петербурговедению. Это могут быть образовательные ситуации интергрированного характера, где памятники Петербурга ассоциируются с музыкальными произведениями. Нетрадиционным методом становится сюжетно-ролевая игра, раскрывающая правила поведения детей в театре и музее. Содержание программы по Петербурговедению позволяет интегрировать различное содержание: художественно-изобразительное, музыкальное, экологическое, эстетическое.

   Участие в экскурсиях, целевых прогулках обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует укреплению здоровья дошкольников. В содержание работы также могут включены игры и образовательные ситуации по закреплению правил безопасного поведения в городе, культурного поведения в театре и музее. Важно уделять внимание детей такой характеристике красивого города как чистый город, поэтому необходимо привлекать детей к участию в субботниках, уборке участка детского сада.

   Актуальной формой работы по Петербурговедению сегодня становится метод проектов. Дети старшего дошкольного возраста привлекаются к созданию журнала или газеты о родном городе, составлению карт Санкт- Петербурга, прокладыванию индивидуальных экскурсионных маршрутов, коллекционированию открыток, символов, значков.

Таким образом, развитие представлений детей старшего дошкольного возраста о родном городе – это процесс и результат целенаправленного приобщения детей 5-7 лет к ценностям культуры Санкт-Петербурга. Этот процесс ориентирован на формирование интереса к культурному наследию города и процессу его познания, развитие творческой деятельности на основе впечатлений, ассоциаций, связанных с индивидуальным восприятием родного города.

 

Список литературы

1.      Детство с городом: воспитание петербуржца в дошкольном образовательном учреждении: Учебно- методическое пособие / Под общей ред. В.А. Деркунской. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.

2.      Проблема понимания дошкольниками пространства родного города / Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России: результаты межрегионального исследования. Коллективная монография – СПб.: 2009.

3.      Ребенок знакомится с малой Родиной – родным городом / Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.