Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ОРИЕНТИРОВ КАК ПУТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 - 8 КЛАССАХ

Авторы:
Город:
Смоленск
ВУЗ:
Дата:
03 августа 2016г.

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, предполагающий «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава» [3, с. 6] .

В этой связи наиболее значимой является проблема реализации гуманистического потенциала уроков литературы как совокупности источников, возможностей и путей освоения сущности базовых национальных и гуманистических ценностей, находящихся в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

«Актуализация на рубеже тысячелетий аксиологической проблематики обусловлена не только внешними факторами, но и причинами внутренними: изменением представлений о человеке со сменой научных парадигм, пониманием мира, которое характеризуется взглядом на человека как на самоорганизующуюся систему, а также ростом рефлексии ценностных и смысловых контекстов мира человека. <…> Обращённость современной методики к идеям диалогового, герменевтического, ценностно- антропологического подходов, сущностно родственных методическим подходам представителей психологической школы начала XX столетия, подтверждает актуальность и органичного для неё понимания воспитания личности через её свободное ценностно-смысловое самоопределение» [4, с. 52].

Изучение литературы в 5 – 8 классах, ориентированное на реализацию гуманистического потенциала учебного материала способствует развитию навыка анализа и интерпретации художественного текста, пониманию ключевых проблем русской и зарубежной литературы, выявлению заложенных в них вневременных, непреходящих гуманистических ценностей.

Формированию убеждений высшего, ценностного, уровня, предполагающего единство двух компонентов – целесообразности и личной ответственности;   накоплению   личного   опыта   применения   знаний   о ценностях гуманизма в качестве регуляторов своего сознания и поведения, переносу их за пределы учебной ситуации, в условия реальной жизни; включению знаний о гуманизме в структуру механизма социальной ориентировки содействует формирование ценностно-познавательных ориентиров.

Схема освоения сущности понятий аксиологии гуманизма ориентирована на развитие теоретического мышления, восприятие знаний в единстве с приемами их применения в различных ситуациях в процессе осмысления эмпирических, идущих от упрощённых обыденных представлений суждений о гуманистических ценностях; знакомства с базовым определением аксиологии гуманизма и выявления его смысла; обогащения полученных знаний в процессе изучения литературной темы, конструирования примерных промежуточных суждений как итогов работы в ценностном аспекте, определений понятий аксиологии гуманизма, обобщающих полученные ранее представления.

Обогащение знаний осуществляется в процессе работы с примерами, раскрывающими различные аспекты гуманистических ценностей; выявления и анализа признаков; построения суждения о том, что соответствует и что не соответствует данному понятию.

На пропедевтическом этапе (5 класс) происходит первоначальное знакомство с определением аксиологии гуманизма, на формирующем этапе (6 класс) учащиеся осваивают навыки оперирования полученными сведениями в процессе анализа текста; на обобщающем этапе (7 класс) осваивают умения суммировать полученные суждения и использовать их в процессе составления интерпретации литературного произведения; и на творческом этапе (8 класс) овладевают приёмами формулирования обобщающего понятия и применения полученных знаний в различных ситуациях.

Базой для разработки указанных выше этапов являются психолого- педагогические  исследования  Дж.Брунера,  посвященные  восприятию  и переработке информации, группировке частных, конкретных впечатлений в обобщенные категории; Р.Теннисона и О.Парка, выделивших важнейшие черты процесса формирования понятий, проявляющиеся в умении выделять его признаки  и устанавливать взаимосвязи с другими понятиями.

Включенность понятия в совокупность взаимосвязей содействует переносу знаний об аксиологии гуманизма из области гуманистической философии в область литературы как науки и как искусства слова.

Модель формирования понятий Теннисона-Парка включает ряд этапов: 

1) содержательный анализ системы понятий и определение места конкретного понятия и его взаимосвязи с другими понятиями; 2) введение определение понятия, а также контрастных примеров (положительных или отрицательных); 3) включение учащихся в самостоятельный поиск примеров, подходящих для данного понятия (критериями для выбора примеров являются ключевые и сопутствующие признаки); 4) корректировка ошибок, неточного понимания в процессе диалога и составление определение понятия, основанного на существенных признаках; 5) предъявление учителем новых примеров, соответствующих уже достигнутому пониманию данного понятия [2, с. 114].

С целью охвата целостных разделов содержания обучения (учебных тем, разделов, курса) необходимо ориентировать процесс освоения знаний о гуманистических ценностях как средстве развития интерпретационных умений и навыков ценностного освоения учебного материала на формирование индуктивного мышления. В таком подходе следует выделить несколько ключевых направлений: 1) конструирование содержания образования и обучения (учебного предмета), 2) формирование мышления, 3) разработка стратегий обучения.

В рамках конструирования содержания на каждом этапе обучения (пропедевтическом, формирующем, обобщающем и творческом) осуществляется  повторное  обращение  к  одним  и  тем  же  понятиям аксиологии гуманизма на различном литературном материале и с различной степенью обобщённости и глубины.

Литературные примеры могут быть разнообразными и контрастными по отношению друг к другу; промежуточные суждения, отражающие различные аспекты понятий аксиологии гуманизма и дающие материал для обобщений, являются центрами организации содержания учебных тем и разделов, вокруг которых объединяется учебный материал, и задают направления для создания его осмысления и составления интерпретации литературного произведения. Такой подход обеспечивает преемственность и непрерывность процесса формирования знаний об аксиологии гуманизма, включающего содержательный и развивающий компоненты.

Формирование мышления предполагает последовательное освоение уровней мыслительной деятельности в процессе движения от простого к сложному: 1) формирование промежуточных суждений как отдельных аспектов понятия и установление между ними связей; 2) интерпретация данных, конструирование обобщающего понятия, отражающего многообразие аспектов, как средства развития интерпретационных умений;

3)   овладение приемами применения созданного в процессе работы на уроках понятия в практической деятельности.

Формированию промежуточных суждений содействует реализация различных типов заданий, ориентированных на развитие критического мышления учащихся, выявление ценностных аспектов учебного материала; группировка этих данных на основе их общности, сходства; соотнесение полученных данных с определением аксиологии гуманизма и выделение общего.

В процессе анализа текста в ценностном аспекте в рамках технологии раз-вития критического мышления максимальную эффективность приобретают приёмы выявления и конкретизации сущности понятий аксиологии гуманизма, уровня понимания ключевых слов текста; логико- смыслового структурирования материала «Знаю» - «Хочу знать» - «Узнал»; создания ценностной проблемной ситуации, групповой дискуссии по ценностной проблеме, перепутанных логических цепочек, чтения с остановками, заполнения читательского дневника, создания эссе и синквейна.

Интерпретация данных осуществляется в процессе обобщения промежуточных суждений, выработанных в процессе формирования знаний об аксиологии гуманизма на различных этапах (пропедевтическом, формирующем, обобщающем и творческом); сравнение полученного определения с формулировкой понятия в гуманистической философии; конструирование выводов, касающихся сходства и различий.

Овладение приемами применения созданного в процессе работы на уроках понятия в практической деятельности ориентировано на формирование умений конструировать устные и письменные высказывания о предметах и явлениях окружающей действительности с использованием промежуточных суждений и понятий аксиологии гуманизма, созданных в процессе освоения учебного материала.

Например, в процессе формирования представлений о познании как гуманистической ценности на уроках литературы в 5 – 8 классах происходит поэтапное освоение сущности понятия, которое в современном гуманизме рассматривается как способ бытия человека, стремящегося к открытию новых истин, смыслов, ценностей и реальностей.

Учащиеся 5 – 8 классов имеют первоначальные представления о познании как процессе постижения, изучения явлений реальной действительности, их сущности; переживании или ощущении; узнавании. Формирование представлений о познании как гуманистической ценности обусловлено   необходимостью   формирования   убеждений   в   том,   что

«ценность познания и знания определяется степенью направленности на поддержание и обогащение достойного, гуманного существования человека» [1, с. 217].

На пропедевтическом этапе (5 класс) осуществляется формирование представлений о познании как способе бытия человека (вводная тема «Книга –   твой друг»); человечности как основе процесса познания (М.В. Ломоносов «Случились  вместе   два   Астронома  в   пиру…»);  о   понятиях  «бытие», «истина», «материализм», «открытие», «познание», «смысл».

 На формирующем этапе (6 класс) учащиеся получают представление о познании как способе человеческого существования, образе его жизни, самом проявлении жизни (жизненный и творческий путь М.В. Ломоносова); внутренней свободе как условии познания (М.В. Ломоносов «Стихи, сочинённые на дороге в Петергоф…»), определяют сущность понятий «внутренняя свобода», «наука», «мировоззрение», «система взглядов».

 На обобщающем этапе (7 класс) происходит обогащение полученных знаний в процессе формирования представлений о цели познания как гуманистической ценности – поддержании и обогащении достойного, гуманного существования человека (жизнь и творчество М. В. Ломоносова); познании как способе бытия человека, стремящегося к открытию новых истин, смыслов, ценностей и реальностей (М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»); познании и границах познания (Ф.И. Тютчев «С поляны коршун поднялся…», «Фонтан»); освоение понятий «наука», «научно-техническая революция», «просвещение», «прогресс», «разум», «учёный».

На творческом этапе (8 класс) учащиеся составляют обобщающее суждение, являющееся основой письменных и устных высказываний на данную тему.

Познание – это способ бытия человека, стремящегося к открытию новых истин, смыслов, ценностей и реальностей. Человеку свойственна способность к мышлению, познанию и целесообразному поведению. В поле познавательной деятельности оказываются нравственные, эстетические и другие сферы человеческого бытия. Таким образом, познание рассматривается как способ человеческого существования, образ его жизни, само проявление жизни. Познание может быть связано как с позитивными, так и негативными качествами человека (жаждой власти, религиозным и идеологическим фанатизмом). Плоды рационального знания и науки могут быть использованы в антигуманных целях, поэтому познание обретает статус ценности только тогда, когда сочетается с человечностью. Ценность познания и знания определяется степенью направленности на поддержание и обогащение достойного, гуманного существования человека. Орудиями и формами познания являются разум, чувства, мышление и т.д., а результатами истина, смысл, значение, открытие, изобретение.

Таким образом, процесс реализации гуманистического потенциала уроков литературы, направленный на формирование знаний о ценностях гуманизма и гуманистических убеждений учащихся, ориентирован на реализацию системно-деятельностного подхода, актуализирующегося в процессе обращения к идеям, гуманистической философии, педагогики и психологии, утверждающим приоритет общечеловеческих ценностей и свободного развития личности, самореализации и самоактуализации.

 

 

Список литературы

 

1. Борзенко, И. М. Основы современного гуманизма: учеб. пособие для студ. вузов / И. М. Борзенко, В. А. Кувакин, А. А. Кудишина; под ред. В. А. Кувакина, А. Г. Круглова. – М.: Рос. гуманистическое о-во, 2002.– 389, [2] с.

 2.      Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М.В. Кларин. – М.: Арена, 1994. – 223 с.

3.    Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2013. — 223 с.

4. Терентьева, Н. П. Воспитание в системе литературного образования: век нынешний и век минувший / Н. П. Терентьева // Начальная школа плюс до и после. – 2010. – № 9. – С. 49 – 52.