Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

«ЭКОНОМНОЕ И ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ»

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
04 августа 2018г.

Одной из самых сложных проблем в работе интернатных учреждений системы социальной защиты населения является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в современном социуме. Проведя большую часть времени в условиях государственного обеспечения, молодые люди выпускаются часто не настроенными на самостоятельную организацию своей дальнейшей жизни, не имеющими достаточного количества компетенций для социальной адаптации. Поэтому необходимо в течение всего времени пребывания воспитанников в учреждениях интернатного типа мотивировать их к получению дальнейшего образования, осознанному профессиональному выбору, привитию навыков самообеспечения и самообразования. Одним из направлений такой важной, кропотливой и многосторонней работы является формирование культуры питания с учетом реалий настоящего времени. Я работаю педагогом социально- бытовой ориентации в учреждении для детей, оставшихся без попечения родителей, Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Многие из моих воспитанников имеют ограниченные возможности здоровья. Проект «Экономное и здоровое питание» был разработан и реализован в течение 2017-2018 учебного года под научным руководством заведующей кафедрой педагогики и психологии ГАУ ИДПО работников социальной сферы ДТСЗН г. Москвы Е.Н. Приступы.

Актуальность проекта заключается в том, что в процессе подготовки подростков, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в современном социуме, необходимо научить молодых людей готовить себе не только вкусные и полезные блюда, но и рассчитывать их стоимость таким образом, чтобы она не превышала официально установленной потребительской продуктовой корзины. По нашим подсчетам сумма, которую выпускник может позволить себе потратить на еду в течение суток, составляет около 270 рублей.

Выявленная в ходе реализации первого этапа данного проекта проблема заключается в том, что выпускники в большинстве своём пренебрегают знаниями, полученными на занятиях по социально-бытовой ориентации в области здорового и полноценного питания, ленятся готовить себе здоровую пищу, не умеют рассчитывать свой бюджет. Это подтвердили результаты опроса, проведенного по разработанной в рамках проекта анкете «Как Вы питаетесь?» с помощью сотрудников отдела постинтернатного патроната Центра  «Берег надежды» среди лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 19-22-х лет, выпустившихся из Центра от 1 до 4-х лет назад и проживающих самостоятельно. В таблице представлены результаты анкетирования.

 

Вопрос

Варианты ответов

Результат

1. Что чаще всего Вы

употребляете в пищу?

А) фастфуд (Макдональдс, Бургер Кинг, пицца)

5

Б) еду, приготовленную дома

2

В) еду, заказанную в ресторане

1

Г) разогретые полуфабрикаты из магазина

6

2. Сколько раз в день

Вы обычно питаетесь?

А) 3 раза

5

Б) 4-5 раз

1

В) 1-2 раза

8

3. Меняется ли у Вас

ежедневно рацион пищи?

А) да

4

Б) нет

5

В) зависит от бюджета

5

4. В каких магазинах

Вы чаще покупаете продукты?

А) Азбука Вкуса, магазины здоровой пищи

0

Б) Продуктовый рынок, фермерские магазины

3

В) Ближайший сетевой продуктовый магазин

11

5. В магазинах Ваше

предпочтение к продуктам?

А) готовые сухие (типа «доширак») и замороженные блюда

5

Б) полуфабрикаты и готовые блюда из кулинарии

7

В) свежие исходные продукты, требующие приготовления

2

6. Как часто Вы

употребляете в пищу рыбу и морепродукты?

А) часто, люблю

1

Б) примерно, 1 раз в неделю

3

В) 1 раз в месяц и реже

9

Г) не употребляю совсем

1

7. Основной рацион

Вашего питания составляют:

А) макароны, готовая выпечка, колбаса (сосиски)

9

Б) молочные продукты (кефир, творог, сыр) из магазина

9

В) супы, каши и другие блюда, приготовленные дома

4

Г) свежие овощи и фрукты

1

8. Как у Вас со

здоровьем?

А) нарушения обмена веществ (избыточный вес, угревая сыпь,

диабет, забол. щитовидн. ж-зы и пр.)

4

Б) заболевания желудочно-кишечного тракта (изжога, гастрит,

энтерит, запоры и пр.)

6

В) снижен иммунитет (частые вирусные заболеван., инфекции,

заболевания волос и ногтей)

3

Г) абсолютно здоров!

1



Это обусловлено различными причинами, среди которых основные – неумение экономно расходовать средства (как правило, очень ограниченные в первые годы после выпуска), нежелание тратить много времени на приготовление пищи; потеря записей и памяток, полученных на соответствующих занятиях. Неправильное, неполноценное, нерегулярное питание быстро приводит к развитию у молодых людей проблем со здоровьем, связанных с нарушением работы желудочно-кишечного тракта и обмена веществ, к снижению иммунитета.

Таким образом, суть данного проекта – разработка и практическое внедрение на базе ЦССВ «Берег надежды» социально-педагогической программы «Экономное и здоровое питание», направленной на подготовку воспитанников интернатных учреждений системы соцзащиты к самостоятельной жизни в сфере их здорового, полноценного и одновременно экономного питания. Программа предполагает формирование культуры питания, мотивации сохранения своего здоровья и практического умения выпускника накормить себя вкусно, полезно и при этом дёшево.

Программа «Экономное и здоровое питание» была разработана на базе социально-педагогической программы «Уютный дом», реализуемой в Центре «Берег надежды» в течение многих лет, для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и рассчитана на полгода еженедельных занятий. Экспериментальные группы были набраны из подростков 15 – 18 лет, воспитывающихся в Центре содействия семейному воспитанию (65% - юноши, 35% - девушки).

В реализации проекта использовались технологии развивающего обучения, когда воспитанники не просто получают знания, но и сами участвуют в поиске информации, создании творческих блюд, в активном обсуждении интересующих вопросов и самостоятельном выборе своей деятельности. Активно использовались такие интересные современному подростку ресурсы, как презентации, фото- и видеосъёмка, кулинарные телепередачи, Интернет, а также творческие мероприятия (конкурсы, соревнования, создание памятки-фотоальбома и пр.)


В процессе планирования, подготовки и реализации проекта «Экономное и здоровое питание» был изучен опыт и учтены результаты аналогичных проектов: «Здоровое питание» в Кинешме, «Рациональное питание» в Томской области, «Здоровое питание» в детском саду и «Золотые правила здорового питания» в школе. В мероприятиях по реализации данных проектов участвовали люди различного возраста, разных профессий и разного уровня социальной успешности. В ходе работы над нашим проектом «Экономное и здоровое питание» необходимо было учесть как условия проживания и обучения воспитанников интернатного учреждения системы социальной защиты населения, так и личностные, психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.

О том, насколько воспитанники из экспериментальной группы усвоили знания и умения по программе «Экономное и здоровое питание», можно судить по их успеваемости и по результатам конкурса «Кулинарный поединок».




Но необходимо заметить, что за полгода реализации проекта в полной мере оценить его результативность не представляется возможным. Быть полностью уверенными в эффективности данного проекта можно будет только после того, как мы убедимся, что после выпуска из учреждения ребята ежедневно пользуются полученными навыками, и здоровье их в большей безопасности, чем у их предшественников. Тем не менее, поставленные задачи исполнители проекта считают выполненными: воспитанники научились соблюдать рациональность и калорийность блюд, приобрели практический опыт в области экономичного и здорового питания; у них сформировались навыки покупки продуктов, исходя из рассчитанного бюджета, и приготовления вкусной и здоровой пищи. Всё это будет способствовать успешной социальной адаптации выпускников интернатных учреждений и сбережению их здоровья.

Социально-педагогическая программа «Экономное и здоровое питание» и другие методические материалы, разработанные в ходе реализации проекта, могут быть использованы не только в ГБУ ЦССВ, но и в других интернатных учреждениях в курсе СБО.