03 августа 2016г.
Аннотация: В данной статье рассмотрена актуальная тема формирования я-концепции подростка в условиях неполной семьи. Эмпирическое исследование выявило взаимосвязи между особенностями семейного воспитания в неполной семье и формированием «Я-концепции» подростков
Ключевые слова: я-концепция, неполная семья, подростковый возраст.
В настоящее время неполная семья - одна из самых острых проблем общественной жизни нашей страны. Как правило, мать берет на себя всю ответственность по воспитанию детей. Большинство одиноких матерей с трудом совмещают функции материнств а (за бота о ребенке, приготовление пищи и другие домашние хлопоты) и отцовские функции (стабильный денежный заработок в семье и контроль за поведением ребенка). Исследованиями проблем, в контексте воспитания в неполной семье, занимаются в России ряд учёных, в частности: Захаров А.И., Собкина В.С., Николаева Я.Г., Матейчик З. и другие.
В нашем исследовании мы попытались выявить особенности воспитания в неполной семье на формирование Я-концепции подростка.
Объект: «Я-концепция» личности подростка.
Предмет: воспитание подростка в неполной семье.
Целью нашей статьи является выявление характера взаимосвязи семейного воспитания в неполной семье и особенностей «Я-концепции» личности подростка.
Задачи:
1) проанализировать теоретические подходы изучения факторов, влияющих на развитие «Я-концепции» личности;
2) провести анализ характера взаимосвязи семейного воспитания в неполной семье с особенностями «Я-концепции» личности подростка;
3) разработать и провести эмпирическое исследование, направленное на выявление взаимосвязи семейного воспитания в неполной семье с особенностями «Я-концепции» личности подростка;
4) провести анализ и интерпретацию результатов проведенного эмпирического исследования.
Наше исследование строилось на описательных составляющих Я- концепции Р.Бернса [1]. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой, или принятием себя. «Я- концепция», в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.
С позиции Р. Бернса «Я-концепция» – это совокупность установок на самого себя, которая включает в себя три элемента:
1) когнитивная составляющая установки (образ Я);
2) эмоциально-оценочная составляющая установки (самооценка);
3) поведенческая составляющая установки (поведенческие реакции).
Как и любое другое психическое образование «Я – концепция» формируется под воздействием определённых факторов, которые будут рассмотрены нами далее.
Для того, чтобы лучше понять специфику формирования Я-концепции, мы рассмотрели особенности личностного развития в период подросткового возраста. Хронологические рамки подросткового периода авторы определяют по-разному, в отечественной психологии чаще они включают в себя возраст 11- 15 лет, а международная классификация подросткового возраста с 11 до 19 лет.
В подростковом возрасте последовательно формируются два важнейших новообразования: чувство взрослости, «Я-концепция».. Отечественные психологи, начиная с Л.С. Выготского [3], единодушно считают главным новообразованием подросткового возраста чувство взрослости.
Непосредственное и значимое влияние на развитие компонентов «Я- концепции» оказывают семья, сверстники, педагоги. В.В. Столин [5] отмечает, что семья является доминирующей средой для ребёнка не только в период ранней социализации, но и на более поздних этапах.
На формирование Я-концепции подростка оказывают влияние различные факторы: тип семьи (благополучная или неблагополучная семья), ее структура (полная, неполная, смешанная, приемная), уровень сплоченности, характер отношения к ребенку и его сиблинговая позиция (или порядок рождения), семейный микроклимат, специфика детско-родительских отношений, сплоченность и психологический климат семьи.
Особенности семьи особенно ярко проявляются в интегративном показателе - стиле семейного воспитания. Существует множество классификаций стиля воспитания. В нашей работе мы будем придерживаться мнения А.Я. Варги [2], которая понимает родительское отношение как многомерное образование и выделяет в его структуре четыре образующих:
1) интегральное принятие либо отвержение ребенка;
2) межличностная дистанция («симбиоз»);
3) формы и направления контроля (авторитарная гиперсоциализация).
Стиль воспитания в семье может быть конструктивным, который характеризуется интегральным принятием личности подростка, и деструктивным, эмоциональное отвержение ребенка, межличностная дистанция («симбиоз»), авторитарная гиперсоциализация), социальная желательность поведения.
В качестве гипотезы нашего исследования мы выдвинули предположение о том, что воспитание в неполной семье накладывает негативный отпечаток на формирование Я-концепции подростка.
Экспериментальной базой исследования стал «КСХТ» ФГБОУ ВО «НГАУ» г. Куйбышева Новосибирской области. Диагностический этап исследования проходил в апреле 2016 года, респондентами выступили подростки в возрасте 16-17 лет в количестве 25 человек.
Мы провели констатирующий эксперимент для проверки выдвинутой гипотезы, используя при этом диагностические методики и метод математической статистики: методику «Я-концепция подростка», Е. Пирс, Д. Харрис в адаптации А.М. Прихожан, [4] методику «Опросник родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столина). Для выявления достоверных взаимосвязей между показателями особенностей семейного воспитания и «Я- концепцией» подростков использовался метод математической статистики – коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Для проверки гипотезы исследования и определения наличия достоверных взаимосвязей между показателями семейного воспитания и Я- концепцией подростка, был применен метод ранговой корреляции Спирмена, результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Статистические данные применения метода ранговой корреляции Спирмена для изучения взаимосвязи показателей по методике «Я- концепция» (А.М.Прихожан) и показателей матерей по методике «Опросник родительского отношения» (А.Я. Варга - А.А. Столин)
Методики
|
Методика «Я-концепция» (А.М.Прихожан)
|
методика «Опросник родительского отношения» (А.Я. Варга - А.А. Столин)
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
Принятие-
отвержение
|
-0,054
|
-0,188
|
0,185
|
0,052
|
0,541
**
|
0,215
|
-0,097
|
-0,168
|
0,041
|
Образ соц.
жел-ти пов-я
|
0,195
|
-0,021
|
-0,004
|
0,12
|
0,14
|
0,134
|
-0,031
|
0,024
|
0,207
|
Симбиоз
|
-
0,484
тенд
|
0,266
|
0,078
|
0,139
|
0,203
|
-0,001
|
-0,067
|
0,031
|
-0,052
|
Авторитар.
гиперсоц-я
|
0,026
|
-0,18
|
0,189
|
-0,137
|
0,666
**
|
0,01
|
0,024
|
-0,095
|
-
0,677
**
|
«Маленький
неудачник»
|
-
0,751
**
|
0,21
|
0,1
|
-0,091
|
0,028
|
0,262
|
-
0,464
тенд
|
0,166
|
0,284
|
Примечание: шкалы методики «Я-концепция» 1 – поведение, 2 – интеллект, 3 – ситуация в школе, 4 – внешность, 5 – тревожность, 6 – общение со сверстниками, 7 – счастье и удовлетворенность, 8 – положение в семье, 9 – уверенность в себе
Нами получены достоверные взаимосвязи показателей матерей подростков и показателей Я-концепции подростков из неполных семей.
1. Принятие / отвержение – тревожность (Rэмп = 0,541, связь прямая, вероятность ошибки – 1%). Если мать в неполной семье испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду, не доверяет ему и не уважает его, воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, считает, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей, то тревожность ребенка растет.
2. Симбиоз с матерью – поведение подростка (Rэмп = - 0,484, связь на уровне тенденции обратная). Если мать стремится к симбиотическим отношениям с ребенком подросткового возраста, ощущает себя с ребенком единым целым, то подросток считает свое поведение не соответствующим требованиям взрослого. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу возраста, так как по своей воле мать не предоставляет ребенку самостоятельности никогда, стремится «загладить вину» перед ребенком, опекает его. Это вступает в противоречие с желанием подростка экспериментировать со своей самостоятельностью, «жить своей жизнью», что создает ему дискомфорт.
3. Принятие / отвержение – тревожность (Rэмп = 0,541, связь прямая, вероятность ошибки – 1%). Если мать в неполной семье испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду, не доверяет ему и не уважает его, воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, считает, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей, то тревожность ребенка растет.
4. Симбиоз с матерью – поведение подростка (Rэмп = - 0,484, связь на уровне тенденции обратная). Если мать стремится к симбиотическим отношениям с ребенком подросткового возраста, ощущает себя с ребенком единым целым, то подросток считает свое поведение не соответствующим требованиям взрослого. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу возраста, так как по своей воле мать не предоставляет ребенку самостоятельности никогда, стремится «загладить вину» перед ребенком, опекает его. Это вступает в противоречие с желанием подростка экспериментировать со своей самостоятельностью, «жить своей жизнью», что создает ему дискомфорт.
5. На уровне тенденции существует связь между показателями матерей по шкале «маленький неудачник» методики ОРО и показателями шкалы «счастье и удовлетворенность» (Rэмп = - 0,464), а это значит, что инфантилизация ребенка в подростничестве приводит к негативным переживаниям, когда подросток воспринимает свою жизненную ситуацию, как неудовлетворительную.
6. Авторитарная гиперсоциализация, с одной стороны, и тревожность с другой (Rэмп = 0,666, связь прямая, вероятность ошибки – 1%) и неуверенность в себе (Rэмп = - 0,677, связь обратная, вероятность ошибки – 1%), с другой. Мать, воспитывая ребенка в одиночку, стремится соединить две функции: контроля (традиционно отцовская функция) и поддержки (материнская функция), что, как правило, заканчивается крахом всей воспитательной системы.
Анализ полученных результатов может обозначать, что деструктивность стиля воспитания в неполной семье, а именно эмоциональное отвержение ребенка, симбиотические отношения, авторитарная гиперсоциализация и восприятие ребенка как «маленького неудачника» негативно сказываются на формировании Я-концепции подростка.
Список литературы
1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М. : Просвещение, 1986. – 420 с.
2. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс/ А. Я. Варга. – СПб. : Речь, 2001. – 144 с.
3. Выготский Л.С. Педология подростка / Л.С. Выготский. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. - М. : Просвещение, 1982. – 285 с.
4. Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста / А.М. Прихожан. - М.: АНО «ПЭБ», 2007. - 56 с.
5. Столин В.В. Самосознание личности/ В.В. Столин // - М.: Издательство МГУ, 1983.- 285 с.