Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ И ФОРМИРОВАНИЕ «Я-КОНЦЕПЦИИ» ПОДРОСТКА

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
03 августа 2016г.

Аннотация: В данной статье рассмотрена актуальная тема формирования я-концепции подростка в условиях неполной семьи. Эмпирическое исследование выявило взаимосвязи между особенностями семейного воспитания в неполной семье и формированием «Я-концепции» подростков

Ключевые слова: я-концепция, неполная семья, подростковый возраст.

 

В настоящее   время неполная семья - одна из самых острых проблем общественной жизни нашей страны. Как правило, мать берет на себя всю ответственность по воспитанию детей. Большинство одиноких матерей с трудом совмещают    функции материнств а (за бота о ребенке, приготовление пищи    и   другие    домашние           хлопоты)        и            отцовские  функции   (стабильный денежный заработок в семье и контроль за поведением ребенка). Исследованиями   проблем,     в  контексте   воспитания   в           неполной  семье, занимаются в России ряд учёных, в частности: Захаров А.И., Собкина В.С., Николаева Я.Г., Матейчик З. и другие.

В нашем исследовании мы попытались выявить особенности воспитания в неполной семье на формирование Я-концепции подростка.

Объект: «Я-концепция» личности подростка.

 Предмет:  воспитание подростка в неполной семье.

Целью нашей статьи является выявление характера взаимосвязи семейного воспитания в неполной семье и особенностей «Я-концепции» личности подростка.

Задачи:

 1)           проанализировать теоретические подходы изучения факторов, влияющих на развитие «Я-концепции» личности;

2)           провести анализ характера взаимосвязи семейного воспитания в неполной семье с особенностями «Я-концепции» личности подростка;

3)           разработать и провести эмпирическое исследование, направленное на выявление взаимосвязи семейного воспитания в неполной семье с особенностями «Я-концепции» личности подростка;

4)           провести анализ и интерпретацию результатов проведенного эмпирического исследования.

Наше исследование строилось на описательных составляющих Я- концепции Р.Бернса [1]. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой, или принятием себя. «Я- концепция», в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

С позиции Р. Бернса «Я-концепция» – это совокупность установок на самого себя, которая включает в себя три элемента:

1) когнитивная составляющая установки (образ Я);

 2) эмоциально-оценочная составляющая установки (самооценка);

 3) поведенческая составляющая установки (поведенческие реакции).

 Как и любое другое психическое образование «Я – концепция» формируется под воздействием определённых факторов, которые будут рассмотрены нами далее.

Для того, чтобы лучше понять специфику формирования Я-концепции, мы рассмотрели особенности личностного развития в период подросткового возраста. Хронологические рамки подросткового периода авторы определяют по-разному, в отечественной психологии чаще они включают в себя возраст 11- 15 лет, а международная классификация подросткового возраста с 11 до 19 лет.

В подростковом возрасте последовательно формируются два важнейших новообразования: чувство взрослости, «Я-концепция».. Отечественные психологи, начиная с Л.С. Выготского [3], единодушно считают главным новообразованием подросткового возраста чувство взрослости.

Непосредственное и значимое влияние на развитие компонентов «Я- концепции» оказывают семья, сверстники, педагоги. В.В. Столин [5] отмечает, что семья является доминирующей средой для ребёнка не только в период ранней социализации, но и на более поздних этапах.

На формирование Я-концепции подростка оказывают влияние различные факторы: тип семьи (благополучная или неблагополучная семья), ее структура (полная, неполная, смешанная, приемная), уровень сплоченности, характер отношения к ребенку и его сиблинговая позиция (или порядок рождения), семейный микроклимат, специфика детско-родительских отношений, сплоченность и психологический климат семьи.

Особенности семьи особенно ярко проявляются в интегративном показателе - стиле семейного воспитания. Существует множество классификаций стиля воспитания. В нашей работе мы будем придерживаться мнения А.Я. Варги [2], которая понимает родительское отношение как многомерное образование и выделяет в его структуре четыре образующих:

1) интегральное принятие либо отвержение ребенка; 

2) межличностная дистанция («симбиоз»); 

3) формы и направления контроля (авторитарная гиперсоциализация). 

Стиль воспитания в семье может быть конструктивным, который характеризуется интегральным принятием личности подростка, и деструктивным, эмоциональное отвержение ребенка, межличностная дистанция («симбиоз»), авторитарная гиперсоциализация), социальная желательность поведения.

В качестве гипотезы нашего исследования мы выдвинули предположение о том, что воспитание в неполной семье накладывает негативный отпечаток на формирование Я-концепции подростка.

Экспериментальной  базой   исследования   стал   «КСХТ»  ФГБОУ   ВО «НГАУ» г. Куйбышева Новосибирской области. Диагностический этап исследования проходил в апреле 2016 года, респондентами выступили подростки в возрасте 16-17 лет в количестве 25 человек.

Мы провели констатирующий эксперимент для проверки выдвинутой гипотезы, используя при этом диагностические методики и метод математической статистики: методику «Я-концепция подростка», Е. Пирс, Д. Харрис в адаптации А.М. Прихожан, [4] методику «Опросник родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столина). Для выявления достоверных взаимосвязей между показателями особенностей семейного воспитания и «Я- концепцией» подростков использовался метод математической статистики – коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Для проверки гипотезы исследования и определения наличия достоверных взаимосвязей между показателями семейного воспитания и Я- концепцией подростка, был применен метод ранговой корреляции Спирмена, результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Статистические данные применения метода ранговой корреляции Спирмена для изучения взаимосвязи показателей по методике «Я- концепция» (А.М.Прихожан) и показателей матерей по методике «Опросник родительского отношения» (А.Я. Варга - А.А. Столин)




 

Методики

 

Методика «Я-концепция» (А.М.Прихожан)

 

методика «Опросник родительского отношения» (А.Я. Варга - А.А. Столин)

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Принятие-

 

отвержение

-0,054

-0,188

0,185

0,052

0,541

**

0,215

-0,097

-0,168

0,041

Образ соц.

 

жел-ти пов-я

0,195

-0,021

-0,004

0,12

0,14

0,134

-0,031

0,024

0,207

Симбиоз

-

0,484

тенд

0,266

0,078

0,139

0,203

-0,001

-0,067

0,031

-0,052

Авторитар.

 

гиперсоц-я

0,026

-0,18

0,189

-0,137

0,666

**

0,01

0,024

-0,095

-

0,677

**

«Маленький

 

неудачник»

-

0,751

**

0,21

0,1

-0,091

0,028

0,262

-

0,464

тенд

0,166

0,284



Примечание: шкалы методики «Я-концепция» 1 – поведение, 2 – интеллект, 3 – ситуация в школе, 4 – внешность, 5 – тревожность, 6 – общение со сверстниками, 7 – счастье и удовлетворенность, 8 – положение в семье, 9 – уверенность в себе

  Нами получены достоверные взаимосвязи показателей матерей подростков и показателей Я-концепции подростков из неполных семей.

1.           Принятие / отвержение – тревожность (Rэмп = 0,541, связь прямая, вероятность ошибки – 1%). Если мать в неполной семье испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду, не доверяет ему и не уважает его, воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, считает, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей, то тревожность ребенка растет.

2.           Симбиоз с матерью – поведение подростка (Rэмп = - 0,484, связь на уровне тенденции обратная). Если мать стремится к симбиотическим отношениям с ребенком подросткового возраста, ощущает себя с ребенком единым целым, то подросток считает свое поведение не соответствующим требованиям взрослого. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу  возраста,  так  как  по  своей  воле  мать  не  предоставляет  ребенку самостоятельности никогда, стремится «загладить вину» перед ребенком, опекает его. Это вступает в противоречие с желанием подростка экспериментировать со своей самостоятельностью, «жить своей жизнью», что создает ему дискомфорт.

3.           Принятие / отвержение – тревожность (Rэмп = 0,541, связь прямая, вероятность ошибки – 1%). Если мать в неполной семье испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду, не доверяет ему и не уважает его, воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, считает, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей, то тревожность ребенка растет.

4.           Симбиоз с матерью – поведение подростка (Rэмп = - 0,484, связь на уровне тенденции обратная). Если мать стремится к симбиотическим отношениям с ребенком подросткового возраста, ощущает себя с ребенком единым целым, то подросток считает свое поведение не соответствующим требованиям взрослого. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу возраста, так как по своей воле мать не предоставляет ребенку самостоятельности никогда, стремится «загладить вину» перед ребенком, опекает его. Это вступает в противоречие с желанием подростка экспериментировать со своей самостоятельностью, «жить своей жизнью», что создает ему дискомфорт.

5.           На уровне тенденции существует связь между показателями матерей по шкале «маленький неудачник» методики ОРО и показателями шкалы «счастье и удовлетворенность» (Rэмп = - 0,464), а это значит, что инфантилизация ребенка в подростничестве приводит к негативным переживаниям, когда подросток воспринимает свою жизненную ситуацию, как неудовлетворительную.

6.           Авторитарная гиперсоциализация, с одной стороны, и тревожность с другой (Rэмп = 0,666, связь прямая, вероятность ошибки – 1%) и неуверенность в себе (Rэмп = - 0,677, связь обратная, вероятность ошибки – 1%), с другой. Мать, воспитывая ребенка в одиночку, стремится соединить две функции: контроля (традиционно отцовская функция) и поддержки (материнская функция), что, как правило, заканчивается крахом всей воспитательной системы.

Анализ полученных результатов может обозначать, что деструктивность стиля воспитания в неполной семье, а именно эмоциональное отвержение ребенка, симбиотические отношения, авторитарная гиперсоциализация и восприятие ребенка как «маленького неудачника» негативно сказываются на формировании Я-концепции подростка.

 

 

 

Список литературы

 

1.         Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М. : Просвещение, 1986. – 420 с.

2.           Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс/ А. Я. Варга. – СПб. : Речь, 2001. – 144 с. 

3.           Выготский Л.С. Педология подростка / Л.С. Выготский. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. - М. : Просвещение, 1982. – 285 с.

4.           Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста / А.М. Прихожан. - М.: АНО «ПЭБ», 2007. - 56 с.

5.           Столин В.В. Самосознание личности/ В.В. Столин // - М.: Издательство МГУ, 1983.- 285 с.