Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБРАЗ РОДИНЫ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
12 августа 2017г.
Актуальность проблемы

Федеральные государственные стандарты в качестве одной из приоритетных задача перестройки образовательных программ начального образования определяют личностное развитие, в частности, построение целостной картины мира. По мнению ряда ученых, именно картина мира берет на себя роль синтезирующего начала в установлении отношений ребенка с миром [1-5].

С точки зрения А.С Обухова, «субъективный образ мира имеет базовую, инвариантную часть, общую для всех ее носителей, и вариативную, отражающую уникальный жизненный опыт субъекта. Инвариантная часть формируется в контексте культуры, отражая ее систему значений и смыслов. Изменчивость ее определяется той социокультурной реальностью, в которую погружен человек» [4, 52 с.]. В череде наиболее значимых концептуальных единиц русской национальной картины мира особое место занимает концепт «Родина», прорастающая корнями в историю развития русского народа и отражающая особенности национального мировоззрения. [6, 3 с]

Колыбельные песни используют емкие образы, которые становятся опорными для ребенка в его усилиях построить целостную и живую картину мира. Возможно, именно в раннем детстве закладываются основы различий в мировоззрении поколений, их отношений с миром, формирования исходного кода, который, по сути, и есть система опорных образов.

Цель исследования: анализ личностных особенностей и опорных образов картины мира и образа Родины у учащихся 3 класса на материале колыбельных песен. Объект исследования: дети 3 класса в возрасте (8-9лет). Метод исследования: сценарий развивающего исследовательского занятия на основе рефлексивно - позиционного подхода к духовному развитию детей и молодежи Н.Б. Ковалевой [1, 2] Основной принцип: создание условий для включения детей в рефлексивно-творческую деятельность. Материал: колыбельные, рисунки, ответы на вопросы. Материал: колыбельные, рисунки, ответы на вопросы. Методики: Определение понятия, пиктограмма, творческие рисунки, рефлексивные вопросы, коммуникативная ситуация.

Схема исследования

1 этап – проведение диагностики личностных особенностей мышления, воображения, памяти. Тесты:

«Пиктограмма», «Мое желание».

2   этап - выявление у детей представление о Родине при постановке вопроса «как ты считаешь, что такое Родина?»

3    этап  - Выявление картины мира и ценностных  ориентаций через  организацию рефлексивно -творческой деятельности на материале колыбельных

3.1.   Просмотр мультипликаций на основе колыбельных разных стран и построение отношения к ним

3.2.   Беседа о колыбельных и вводная к заданию.

3.3 Рисунок под музыку в ответ на вопрос о том, что важного они хотят рассказать о России, о доме, о семье, о природе малышу из других стран.

Результаты

Анализ ответов на вопрос «что такое Родина?», позволяет зафиксировать следующие результаты.

В большинстве случаев дети уходят в понятие в функционально-логическое определение «Там, где я/мы родились»; «Родина – это страна, в которой я/мы живем» - так ответило 12 детей из 20 опрошенных (60%). В остальной группе опрашиваемых детей ответ разделился на две группы ответов: «Родина – это родное место» - так ответило двое детей;  и второй вид ответов было приобщение  понятие Родины  к понятию странны в целом «Родина - это как страна, например, моя родина и страна Россия» - таким образом, ответило четверо детей. Можно видеть, что почти половина ответов были даны как логические определения. В качестве основных признаков выделены: место жизни, часть ответов, в которых выделено что это родное место, выделяют реальный отличительный признак, хотя и не расшифровывают, что за этим стоит.

Понятно, что задача воспринимается как логическая и не вызывает необходимости раскрывать внутренний смысл понятия. Так как система знаний у учеников не сопровождена в их мировоззрение, то есть не является личным. Соответственно наибольшим интерес представляет центральная часть эксперимента, то есть рисунок – рассказ о нашей Родине и самое главное в ней.

На следующем этапе нашего экспериментального исследования детям была задана модельная ситуация - рассказать, с помощью рисунка, иностранцу о России, что-то самое важное о ней. О том, какой она представляется детям в воображение и какой образ у них возникает, когда они слышат слово «Родина».

Анализ рисунков позволяет выделить ряд закономерностей.

В 13 (65%) работах мы смогли пронаблюдать в работах детей атрибутивность, где дети ассоциировали понятие Родина: с Красной площадью, с выделением границы России на земном шаре, с флагом нашей страны.

В 7 (35%) остальных работах дети передают целостный пейзаж, передавая в рисунки: городские парки, зимние заснеженные поля, летние лесные луга, множество деревьев, корабль в море. Так же среди данных работ, дети используют городской повседневный образ: дома, дорога, деньги.

Один немало важным этапом нашего исследования – это было выделить среди иностранных колыбельных схожесть с Россией. На данном этапе детям было показано три  мультимедийных  видео «колыбельные народов мира», из обширного количества колыбельных было выбрано всего 3: африканская, греческая и чукотская.

Выбор детей был следующим: 12 детей (65%) сделали свой выбор в пользу Чукотской колыбельной, за её необычный и смешной сюжет, один ребенок указал в своем ответе о таинственности данной колыбельной.

3   детей (15%) свой выбор сделали в пользу Греческой колыбельной, она показалась им интересной и красочной.

4   детей (20%) сделали выбор в пользу Африканской колыбельной, она показалась им смешной по сюжету.

1 ребенок (5%) указал в своем ответе все три колыбельные, ссылаясь на понравившейся мотив и красоту мелодии.

Заключение

Ведущей деятельностью в 3 классе становится познавательная мотивация. Соответственно, можно фиксировать, что в своих выборах они руководствуются  рациональностью, стремятся к  большей объективности, на первый план выдвигаются мотив познавательные, ответы становятся более пространными. Пиктограмма выполнена гораздо увереннее, все показатели улучшились. Более развито также само мышление и операции синтеза и анализа.

Значительные изменения можно наблюдать в ответах на вопросы по поводу колыбельных. Можно зафиксировать, что для учащихся начальной школы более значимые содержательные такие критерии выбора колыбельных, которые преобладает эмоциональные или эстетическое отношение к колыбельным. Это, безусловно, связано также с тем, что ведущей деятельностью для третьеклассников оказывается учебно- познавательная.

В то же время ценностный ряд и представления о Родине изменились мало, что свидетельствует о том, что опорные образы, ассоциируемые с колыбельными – надситуативны. Они отражают высокие общечеловеческие или религиозные ценности и коррелируют с базовыми потребностями человека, такими как гордость за свою страну, любовь в ее природе, чувство защищенности в связи с принадлежностью к ней.

Список литературы

 

1.        Ковалева Н.Б., Дьяконова А.И. Проблемы исследования и развития ценностных ориентаций и мировоззрения обучающихся // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: В 5 томах: Том 3.М.: Когито-Центр, 2015. C. 31-33

2.        Ковалева Н.Б. Медиаобразовательные перспективы рефлексивно-позиционного развития личности и способностей учащихся // Медиаобразование. 2017. № 1. С. 9-25.

3.        Мухина В.С. Картина мира: индивидуальные различия // Феноменология развития и бытия личности. Избранные психологич. труды. М.; Воронеж, 1999. С. 445–452;

4.         Обухов А.С. Исторически обусловленные модификации образа мира / Развитие личности 2003, №4. – С .51—68.

5.        Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. Изд. 3-е – СПб.: «Речь», 2007. 276с.

6. Океанский В.П., Красильникова М.Ю., Лежнева Н.А. «Содержание концепта «Родина» в языковой картине мира младших школьников» //Современные исследования социальных проблем (электронный научны журнал) № 9 (29) 2013