Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
03 августа 2016г.

Одной из центральных задач современного образования является создание условий для личностного развития дошкольников. Развитие личности предполагает развитие мировоззрения, ценностных ориентаций, способности самоопределения и мотивационно-смысловой сферы – всего того, что закладывает фундамент успешности обучения в школе.

Дошкольный возраст – это период становления личности – период формирования самосознания и мотивационной сферы. Время, когда ребёнок учится принимать самостоятельные решения, то есть осуществлять выбор, руководствуясь при этом личными мотивами. Под мотивом принято понимать «то, что движет живым существом; ради чего организм тратит свою жизненную энергию» [2-4, 8]

У дошкольника подготовительной группы меняется тип ведущей деятельности (с игровой на учебную) и соответственно тип мотивации. Так или иначе основная мотивация начинает складываться вокруг образовательной ситуации в школе. Представляется важным исследовать мотивационную сферу дошкольников в связи с резкими изменениями образовательной среды. С этой целью я в первой серии провела исследование мотивов по методике М.Р. Гинзбург [6]. Во второй серии я предприняла небольшую провокацию в модельно-коммуникативной ситуации, созданной на основе рефлексивно-позиционного метода с целью исследования познавательно-творческой мотивации при чтении сказки [7, 9].

Исследование мотивов по методике «Определение мотивов учения М.Р. Гинзбурга [6 ] показало, что в данной группе преобладает учебно- познавательная мотивация. Из 11 опрошенных 5 детей (45%) сказали, что ходят на занятия, потому что можно узнать много нового и интересного, то есть сделали выбор в пользу  учебно-познавательной  мотивации.

3 ребёнка (27 %) предположили, что по окончании обучения можно стать, кем угодно, то есть по-детски отнеслись к важности социальных перспектив, выбрав социальный мотив;

3 дошкольника (27 %) заявили, что ходят на занятия ради похвалы со стороны воспитателя и получения оценки. То есть у них в рамках данной методики проявился как основной мотив достижения – получение отметки.

Однако учебно-познавательная мотивация дошкольника носит пока нестойкий характер, преобладающей деятельностью для него пока остается игра. Поэтому мы предположили, что в модельной ситуации, многие ребята предпочтут в ситуации реального выбора – игру.

Детям была прочитана сказка «О Бегемотике, который не мог уснуть» до момента (когда Бегемотик вспоминал, из-за чего не может уснуть) и дано задание продолжить произведение, запечатлев конец в собственных рисунках. Далее последовал модельный рефлексивно-позиционный эксперимент, заключавшийся в том, что вошла воспитательница и предложила участникам переключиться на другой вид деятельности – заняться конструированием. Результаты поразили. Никто из детей не захотел переключиться на их любимое конструирование - все до одного не только объявили, что хотели бы услышать продолжение сказки. По завершении прочтения, детям было предложено нарисовать самый запоминающийся момент, и они охотно побежали рисовать. Это свидетельствует о выраженном познавательном интересе и готовности в посильной творческой деятельности. Рисунок - привычный и любимый вид творческой активности, задача находится в актуальной зоне развития дошкольника. В то же время многочисленные исследования и эксперименты убедительно показывают, что такое поведение является, скорее всего, декларативным и нестойким [1, 8, 10]. Поэтому мы продолжили свое исследование на основе наблюдения за выполнением рисунка и анализом получившегося продукта.

По характеру рисунков можно получить дополнительные характеристики личностного развития ребят (оформленность рисунка человека - содержание- направленность личности; уровень самосознания, отношения к другим границы "я" - свою - чужой - друг- враг; развитие сюжета -творческие способности, общая композиция - эстетическое развитие; цветовая гамма - эмоциональность и т.д.) По тому, как долго и тщательно рисуется рисунок - можно судить о силе мотивации, по развернутости об интересах и развитии воображения [10].  Так же интересно было проверить предположение, что ведущий мотив будет сказываться  на содержании рисунков.

Рассмотрим содержание основных рисунков полученных в группе.

 Рисунок Анны К. (Рис 1) выполнен в ярких цветах и при этом все предметы раскрашены, что свидетельствует о том, что девочка ответственно и творчески подошла к созданию рисунка. Рисунок так же отождествляет часть сюжета представленной сказки и даёт информацию об интересах девочки - она любит животных, мечтать и рассказывать о своих снах - так как дети в этом возрасте запоминают, в основном, только то, что им интересно. Чёткие линии, понятно-прорисованные животные  свидетельствуют  о      высоком  уровне  учебно-познавательной мотивации.

   

Рис 1.Аня К. 6 лет.

Илья Н. нарисовал бегемота (Рис 2.), а не часть сюжета сказки, то есть не совсем корректно воспринял задание. Так же присутствуют различные цвета,  но по нажиму, направленности штриховки мы можем сказать,  что уровень его мотивации низкий. Если внимательнее присмотреться к рисунку, то можно заметить, что рядом с бегемотом Илья пытался закрасить всё пространство, но мальчика утомило это занятие, поэтому он стремился скорее его завершить и пойти делать свои дела.

 

Рис 2. Илья Н, 7 лет.

По рисунок Альберта Д (Рис 3.) довольно трудно судить об уровне мотивации исходя только из рисунка, поэтому я анализирую свои наблюдения за Альбертом. Это довольно интересный случай - было огромное желание нарисовать момент из сказки, но не хватило инструментария, так как рисунки ему даютсядостаточно тяжело. Мальчик долго сидел, рисовал, порой нервничал, что у него не получается сделать рисунок в некоторой степени реалистичным. Но он с большим удовольствием рассказал потом, что изображено на рисунке, что он запомнили что он бы хотел нарисовать. Исходя ихз этого я делаю вывод, что у мальчика высокий уровень мотивации, но сам вид деятельности был для него не таким уж и простым.


Рис 3. Альберт Д, 6 лет.

Таким образом, можно видеть , что несмотря на то, что все дети согласились прослушать представленную сказку до конца, ведущая мотивация выражена по-разному.

Так как некоторым дошкольникам ещё трудно удерживать задания, они начинают переключаться на другие вещи или пытаются поскорее закончить, не взирая на полученный результат. Их рисунки также свидетельствуют о том, что чем выше уровень развития познавательной деятельности, внимания, воображения, тем выраженне учебно-познавательная мотивация. Низкое качество рисунка не всегда говорит о низком уровне мотивации. Например как в случае с мальчиком Альбертом – у него был огромный запас желания выразить свои эмоции на рисунке, но из-за маленького инструментария ему это не удалось.

В целом, можно говорить чтио развитие учебно-познавательной мотивации находится в зоне ближайшего развития докшкольников [5] и требует для своей диагностики комплексного исследования.

 

 

Список литературы

 

 

1.            Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2011. 96 с.

2.            Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.

3.            Виноградова Е.В. Условия становления познавательной мотивации старших дошкольников. Дис. на соиск. Канд. псих н. М: МГППУ, 2004. 154 с.

4.            Виноградова Е.Л. Диагностика и развитие познавательной мотивации дошкольников // Дошкольное воспитание. 1999. № 6. С.11-14

5.            Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл, 2005. 136 с.

 6.            Гинзбург М.Р. Развитие мотивов учения у детей 6-7 лет // Особенности психического развития детей 6 - 7-летнего возраста. М.: 1988. С. 36 - 45.

7.            Зарецкий В.К., Ковалева Н.Б. Введение в психологию научно- технического творчества. М.: ВНИИПИ, 1987. – 88 с.

8.            Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. – 512 с.

 9.            Ковалева Н.Б. Развитие и организация рефлексивных методов в совместном решении творческих задач. Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М.: РАУ, 1994. 19 с.

10.       Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992 – 256 с.