Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТРАДИЦИЯ РУССКОЙ ДЕРЕВНИ В СОВЕТСКОЙ ПРОЗЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
27 июля 2020г.

Аннотация: в статье рассматривается развитие темы русской деревни в творчестве таких советских прозаиков как В.М. Шукшин, В.Г. Распутин, В.П. Астафьева. В статье подчеркивается, что рассмотрение образа деревни становится традицией советской прозы, наполняется особым символическим смыслом, объединяет писателей, выросших в деревенской среде.

Ключевые слова: советская проза, деревня, символ.

Советский литературный процесс принципиально изменил состав авторов, проблем, героев, которые привлекают советскую прозу. На смену дворянской интеллигенции стали приходить писатели из простого народа. Многие из них долго шли к профессии писателя, работали в разных профессиях, приобретали жизненный опыт и только потом становились писателями. Эта судьба объединяет Шукшина, Распутина, Астафьева, Зощенко и других советских прозаиков.

Традиция рассмотрения деревни и ее жителей берет свое начало в творчестве В.М. Шукшина, который создает особый тип героев, простых деревенских жителей, часто по уровню образованности и нравственности поднимая их над городскими (рассказ «Срезал»). В своих героях Шукшина интересует не только, как в жизненных ситуациях проявится их характер, а совесть, жизненная активность. Пробуждение совести часто рождает православные ассоциации. Тимофей, главный герой рассказа «Билетик на второй сеанс» путает своего тестя с Николаем Угодником. Данная ошибка приводит к покаянию и к осмыслению пустоты, бессмысленности собственной жизни, желании начать ее сначала: «Да потому я жалуюсь, что жизнь то не вышла! – Тимофей готов был заплакать злыми слезами.- Ты вот смеешься, а мало тут смешного, батюшка, одна грусть-тоска зеленая. Ведь вон на земле-то.. хорошо как! Разве ж я не вижу, не понимаю, все понимаю, потому и жалко-то. Тьфу!- да растереть, вот и вся моя жизнь… Прожил, как песню спел, а спел плохо. Жалко- песня-то была хорошая» [3,c. 293].

Пробуждение совести у героев Шукшина часто приводит к разоблачениям несправедливости и обмана. Так происходит в рассказе «Хмырь» и «Генерал Малафейкин». Герои рассказа разоблачают обман Хмыря, который, будучи женатым, пытается ухаживать за молодой незамужней девушкой. В рассказе «Генерал Малафейкин» Мишка Толстых, плотник СМУ-7, разоблачает маляра Малофейкина, который в поезде попутчику по купе выдает себя за очень уважаемого и влиятельного человека. После приезда в Москву главный герой до самого дома маляра преследует его с вопросом «Зачем врал ночью мужику».

Пробуждение совести приводит к нравственному возрождению героев, к совершению поступков. Семка Рысь, главный герой рассказа «Мастер» в стремлении добиться справедливости и отремонтировать сельскую церковь в родной деревне стал добиваться решения у митрополита, в облисполкоме. В процессе этих хлопот человек духовно перерождается: « И только на станции понял, что не пил дней пять уже. Пошел к ларьку… Обидно было и досадно. Как если бы случилось так: по деревне вели невиданной красоты девку.. Все на нее показывали пальцем и кричали несуразное. А он, Семка, вступился за нее, и обиженная красавица посмотрела на него с благодарностью» [3, c.138]. Главный герой рассказа не смог добиться выделения денег на ремонт церкви, однако удовольствие и моральное удовлетворение он получает.

Несмотря на то, что Шукшин является ярким представителем советской литературы православная тематика совести и церкви проходит через многие рассказы. В рассказе «Крепкий мужик» бригадир Шурыгин намеревается снести церковь. Несмотря на то, что его пытаются отговорить жена, жители деревни, он до конца совершает задуманная, церковь уничтожена. Однако, несмотря на пропаганду атеизма, этот поступок вызывает осуждение односельчан. Шукшин не случайно приводит диалог главного героя рассказа со своей женой:

«- Ладно, лежи хворай. Глаз теперь не кажи на люди..

-Хоть бы молиться ходили! А то стояла- никто не замечал…

-Почто это не замечали! Да, бывало, откуда ни идешь, а ее уж видишь. И как ни пристанешь, а увидишь ее – вроде бы дома. Она сил прибавляла..

- Сил прибавляла… Ходят они теперь пешком-то! Атомный век, понимаешь, они хватились церкву жалеть. Клуба вон нету в деревне - ни один черт не охнет, а тут- загоревали. Переживут!

-Ты-то переживи теперь! Со стыда теперь усохнешь…» [3, c.60]. Воспроизведенный диалог отражает общественное мнение односельчан и свидетельствует, что тема совести, церкви не чужда советских людей, а продолжает оставаться значимой, важной. Потому в состояниях духовного возрождения, пробуждения совести часто проявляются «отсветы» религиозной символики в виде ассоциаций со святыми, церковью.

Традиции русской деревни стали темой повестей и рассказов В.Г. Распутина. Как и у Шукшина деревня выступает как особая среда со своими традициями, обычаями укладом. В некоторых произведениях («Прощание с матерой», «Нежданно-негаданно») деревня противопоставлена городу. Для Распутина деревня - особое символическое пространство. Например, в «Прощание с матерой» действие происходит в деревне на острове, изолированном от всего остального мира. Миру деревни противопоставлены города, рабочие поселки.

Деревня не только особое пространство, это и особый уклад жизни, и свои традиции, и народная нравственность. Образом, кристаллизующие народную нравственность и ее традиции является образ бабушки Дарьи в «Прощании с матерой». Ее жизнь основана на почитании родной земли, крестьянской избы, рода. Вспомним, перед тем, как поджигатели сожгли ее избу, она ее по завету своего отца, услышанному на кладбище, прибрала, побелила печку, вымыла полы. Это действо наполнено священным смыслом благодарности избе, что в ней выросли многие представители рода.

Нравственной основой жизни Дарьи является совесть: «Тятька как помирать, а он все в памяти был, все меня такал.. он говорит: «Ты, Дарья, много на себя не бери,- замаешься, а возьми ты на себя самое первое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть»[2,c.135]. Раньше совесть сильно различали». Понимание совести противопоставлено современности: «Раньше ее видать было: то ли она есть, то ли нет. Кто с ей- совестливый, кто без ее- бессовестный. Тепери холера разберет, все сошлось в одну кучу- что то, что другое. Поминают ее без пути на каждом слове, до того, христовенькую, истрепали, места живого не осталось…Народу стало много боле, а совесть, поди-ка, та же- вот и источили ее, уж не для себя, не для спросу, хватило б для показу» [2, c.138]. Образ Дарьи противопоставлен молодому поколению. Петруха, чтобы на него обратило внимание начальство и получить деньги за избу, сжигает дом своей матери. Остальные представители молодого поколения забывают о стариках. Исключением является Павел, старший сын Дарьи. Перспективы затопление деревни пробуждают в нем совесть. Если Петруха с радостью участвует в поджогах, то у Павла перспектива участвовать в уничтожении родной деревни вызывает нравственные страдания: «Кто-то должен потом будет браться и за такую работу, но Павел и представить не мог, как бы он стал командовать поджогом родной деревни И двадцать, и тридцать, и пятьдесят лет спустя люди будут вспоминать: «А-а, Павел Пинигин, который Матеру спалил» Такой памяти он не заслужил» [2, c.145].

Верность стариков родной деревне, ее укладу, традициям приводит к нежеланию переезжать, приспосабливаться к новой жизни. «Прощание с матерой» заканчивается тем, что старики так и остаются на острове, не желая расставаться с привычным для них миром. Не случайно туман, который окутывает Ангару и остров остается символом неопределенности будущего. Матера символизирует в произведении историю, традиции деревенского уклада жизни, который уходит в прошлое. Матере противопоставлен новый поселок городского типа, похожий на улей, а также город с его дороговизной и ритмом жизни. Новый поселок и город символизируют наступление новой жизни, которую не хотят принимать жители Матеры. Сопротивление стариков вызывает непонимание молодого поколения. «Давно пора сковырнуть вашу Матеру и по Ангаре отправить».

Помимо совести Дарье характерно трудолюбие, религиозность, единство с природой, жалость к людям: «И про людей я разглядела, что маленькие оне. Как бы не преставлялись, а маленькие. Жалко их.

..Люди про свое место под Богом забыли- от че я тебе скажу»[2, c.245]. Жалость Дарьи вызывает молодое поколение в силу отсутствия традиций, нравственных основ жизни: « Тут не приросли и нигде не прирастете, ниче вам не жалко будет. Такие уж вы есть… обсевки» [2,c.246]. Близость Дарьи к природе связано с живым ощущением Бога, его милости, которая растворена в природе. Подобное мировосприятия можно рассматривать как живое, непосредственное ощущение Бога: «За Андреевой спиной, в прихожей, где солнце выходило на Ангару, стояло солнце. Лицо ее просветлело. Господи! – виновато прошептала Дарья. – А я про смерть… Не иначе как с ума, старая, сошла. Не иначе» [2,c.247]. Религиозность связывает Дарью с традициями рода. В ночь, когда они прощается с избой, она по традициям предков готовит ее к смерти, белит печку, моет полы, а последнюю ночь проводит в молитве: «И всю ночь она творила ее, виновато и смиренно прощаясь с избой, и чудилось ей, что слова ее что-то подхватывает и, повторяя, уносит вдаль» [2, c.157].

С позиции соблюдения традиций, основ традиционной нравственности оценивается общественный прогресс, его цена: «Надо - значит, надо, но, вспоминая, какая будет затоплена земля, самая лучшая, веками ухоженная и удобренная дедами и прадедами и вскормившая не одно поколение, недоверчиво и тревожно замирало сердце: а не слишком ли дорогая цена? Не переплатить бы» [2, c.160]. С этих же позиций оценивается уничтожение изб, кладбища. Символ тумана, который окутал весь мир в конце повести, автор не дает окончательного ответа на вопрос, кто прав, кто виноват, а оставляет его на размышления читателя. И действительно, что в процессе общественного развития важнее, сохранение культурных традиций, или внедрение новшеств, открытость человека и общества к переменам? Ответ на этот вопрос- суть взаимоотношений стариков с молодежью в повести. Молодежь открыта миру, его переменам, но у нее нет традиций, нравственных основ, старики концентрируют традиции предков, традиционного крестьянского образа жизни, но не способны к переменам.

Расширение нравственной проблематики происходит в рассказе «Женский разговор». В основе его - взаимоотношения бабушки и внучки. Внучка попала к бабушке на перевоспитание после аборта. «Девка она рослая, налитая, по виду - вправду в бабы отдавай, но умишко детский, несозревший, голова отстает. Все еще по привычке задает вопросы там, где пора с ответами жить»,- так характеризует автор свою героиню. Основа их разногласий с бабушкой и доминирующая тема разговора - роль женщины в семье, взаимоотношения с мужчинами. «Сейчас важно, чтобы женщина была лидер»,- заявляет внучка. Для нее важна самореализация женщины. У бабушки основа отношений в семье- любовь: «К нему прижаться потом надо, к родному-то мужику, к суженому-то. И подчеркнула «родного» и «суженого», поставила на подобающее место. Прижаться надо, поплакать сладкими слезьми. А как иначе: все честь по чести, по закону, по сговору. А не по обнюшке. Вся тута, как Божий сосуд: пей, муженек, для тебя налита» [2,c.275]. . Соблюдать нравственные законы и устои- таков наказ бабушки в конце разговора: «Ох, Вихтория, жизня- спаси и помилуй… Устою возьми. Без устои так тебя истреплет, что и концов не найдешь» [2, c.277]. Необходимость сохранения традиций и нравственных основ общества- такова основная мысль произведений Распутина. Уничтожение русской деревни с ее устоями рассматривается как возможный источник нравственных проблем общества. В рассказе «Ночной разговор» автор рассуждает: «Сковырнули за ради него [электричества] ангарские деревни, затопили поля и луга, порушили вековечный порядок- все за-ради электричества, а им-то обнесли ангарские деревни, пустив провода далеко в стороне».. [2, c.285]. Так разрушение деревень не привело к улучшению жизни сельских жителей.

Отсветы православной символики Бога, совести можно проследить и повести В.П. Астафьева «Царь рыба». Объединяет Астафьева с предшествующей литературной традицией деревенское происхождение, детство свое писатель провел в селе Овсянка. В повести «Царь рыба» в момент противостояния и схватки с осетром главный герой вспоминает о Боге, осмысляет свою жизнь, его мучает совесть за обиженную им девушку Глашку. Игнатьич взмолился: «Господи! Разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!»- слабо, без надежды взмолился ловец. Икон дома не держал, в Бога не веровал, над дедушкиными наказами насмехался. И зря. На всякий случай, ну хоть бы на такой, на крайний случай следовало держать иконку, пусть хоть на кухоньке, в случае чего- на покойницу-мать спереть можно было- оставила, мол, завещала».[1,c.166]. Осмысление жизни, пробуждение совести приводит к покаянию: «Простите. Не владея ртом, но все же надеясь, что хоть кто-нибудь услышит его, прерывисто, сдержанно засипел он. –Глаша, прости» [1, c.74]. Следует отметить, что это покаяние происходит не в храме, а в природе. Поэтику рассказов и повестей Астафьева выделяет единство человека с природой, человека с животными. Часто животные становятся самостоятельными действующими лицами с особыми характерами, манерой поведения. Царь рыба становится одним из таких героев. Тема единства человека с природой и животными является новаторством рассказов и повестей Астафьева, выделяет его из предшествующей литературной традиции крестьянской литературы. Данная тема становится символом, наполняется разными смыслами, поднимает одухотворение природы, свойственное традиции крестьянской литературы, на качественно новый уровень: «Зверь и человек, в мор и пожары, во все времена природных бед, не раз и не два оставались один на один - медведь, волк, рысь - грудь в грудь, глаз в глаз, ожидая смерти иной много дней и ночей». Данная рассмотрение проблема человек - природа объединяет творчество Астафьева и Айтматова.

Таким образом, образ деревни в творчестве советских прозаиков, вышедших из деревни, не только становится традицией, связывающей единым мировоззрением, восприятием деревни как сосредоточие образа жизни, особой культуры, нравственных традиций, но и символом нравственности, особого мировоззрения. Данная позиция объединяет творчество таких значимых советских писателей-прозаиков как В.М. Шукшин, В.Г. Распутин, В.П. Астафьев.

 

Список литературы

 

1. Астафьев В.П. Царь-рыба. – М.: Детская литература, 2003.

2. Распутин В.Г. Распутин В.Г. Нежданно-негаданно. Повесть и рассказы.-М., 2012

3. Шукшин В.М. Крепкий мужик.- М.: Прозаик, 2009