Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
03 августа 2016г.

В школьные годы классные часы казались мне чем-то оторванным от жизни,       не    оставляющем   никакого   следа.   Выбрав   педагогическую профессию, я стала задаваться вопросом, почему же так происходит? Что же можно изменить, чтобы школьники не просто слушали, но и воспринимали, давали эмоциональный отклик. Выход, как мне представляется, находится в плоскости деятельности. Нужно сделать ребят участниками и в период подготовки, в период проведения классного часа, тогда и все происходящее будет восприниматься по-другому: «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму»[2].

Важной являются идеи непрерывности воспитательной работы, которая позволяет связать темы классных часов между собой и опоры на психолого- педагогическую диагностику, предлагающая в качестве основы работы ценностные иерархии школьников [4,291-299].

В качестве возрастной группы были выбраны учащиеся 5 класса, так как мотивационная и познавательная активность недавних выпускников начальной школы очень велика, родители в этот период также готовы помочь в реализации творческих планов. Да и совместная деятельность в малых группах, как известно, крайне положительно влияет на сплочение коллектива.

Проект   серии   классных   часов   был   объединен   единой   темой   - «Формирование базовой национальной ценности гражданственность». Обоснование выбора темы напрямую связано с необходимостью формирования у младших подростков устойчивой нравственной позиции гражданина Российской Федерации. Такое направление работы закреплено во ФГОС ООО [5] и «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» А. Я. Данилюка, А. М. Кондакова, В. А. Тишкова, [3], поэтому представляется чрезвычайно важным последовательно проводить образовательную и воспитательную работу всеми доступными методами и средствами.

Из названия вытекает цель проекта: заложить у младших подростков основы гражданственности и патриотизма.   Сформулированы следующие задачи предстоящей деятельности: провести серию мероприятий, затрагивающих не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу учащихся; вовлечь учащихся в совместную поисково-исследовательскую деятельность; создать условия и начать работу по формированию гражданской и патриотической гордости за историческое прошлое своего народа; воспитывать доступными методами и средствами толерантность во всех ее проявлениях.

В качестве воспитательной проблемы рассмотрено отторжение многими современными школьника исторических традиций своего народа и недостаточная развитость национального самосознания.

Очень важно учитывать и основополагающие принципы организации деятельности, такие как: добровольность участия, возрастная доступность, использование средств наглядности, в том числе мультимедиа [7]. При планировании работы крайне важным представляется учет индивидуальных и возрастных особенностей данной возрастной группы – младшие подростки очень любят проявлять свою активность, особенно в условиях групповой деятельности и соревнования, что позволяет определить формы организации мероприятий: коллективная (классный час); групповая (работа в группах по сбору информации); индивидуальная (работа учащихся по обработке информации и ее подаче).

Основные используемые методы и методические приемы: беседа, работа с текстовой и видео информацией, рассказ, ролевая игра, демонстрация наглядно-иллюстративного материала, поиск информации и ее интерпретация [6].

В основе работы лежит календарно – тематическое планирование, оно позволяет выявить периоды, особенно богатые историческими событиями. Стоит отметить, что ноябрь – один из таких месяцев:

·        4 ноября – День народного единства и согласия.

 ·        16 ноября – Международный день толерантности.

Наличие каникул в это период показалось нам также благоприятным фактором для сбора и осмысления информации. В качестве сроков реализации проекта определено 1,5 месяца (от середины октября до конца ноября).

Отдельное пристальное внимание стоит обратить на планирование работы. Следует ясно представлять, что такой продолжительный для пятиклассников проект проводится в несколько этапов, требует постоянного контроля со стороны классного руководителя и других помощников из числа взрослых[4, 300]. Предлагается следующая последовательность расположения  этапов.

Предваряет работу над проектом подготовительный этап. Изначально предполагается сообщение ученикам 5 класса во время проведения классного часа (в октябре) памятных дат ноября. Далее следует деление учащихся на группы знатоков в зависимости от личных интересов: «Знатоки истории России 1612 года», «Знатоки религий» и «Мастера видео и фото съемки». Заключительным аккордом этапа подготовки станет сбор знатоков  по группам для распределения обязанностей и определения сроков сбора и обработки информации.

Следующий этап - процесс сбора информации знатоками (конец октября). Учащиеся осуществляют сбор и первичную обработку информации по заданной теме в индивидуальном порядке.

По окончании сбора информации осуществляется встреча внутри группы для определения сроков и порядка отчетности (начало ноября). Заключительной фазой   (этапом)   работы  над   проектом  можно   считать проведение классных часов группами знатоков.

Классный час № 1: «Тревожные страницы русской истории. 1612».

-   Показ исторической презентации (совместно со знатоками видео).

-    Рассказ о роли личностей в истории и их влиянии на ход исторического процесса. Биография Минина и Пожарского (фото памятников и мест захоронения).

-   Обсуждение всеми участниками классного часа исторических событий 1612 года. Формирование в ходе дискуссии гордости и патриотизма за поступки граждан России по защите ее интересов.

-   Составление стенда по итогам классного часа (фото, отзывы учащихся). Классный  час   №   2:   «Что   мы   знаем   о   религиозных  конфессиях»   (К международному дню толерантности).

-   Отчет знатоков о мировых религиях (презентация).

-     Показ видеоряда о религиозных  обрядах разных народов (совместно со знатоками видео).

-   Обсуждение увиденного материала всеми учащимися.

-   Составление кодекса толерантного поведения (в виде заповедей). 

-   Рисование эмблемы ко Дню толерантности. 

-   Оформление плаката  - памятки для стенда класса. 

Обязательным условием успешной реализации проекта для педагога служит      подведение   воспитательных   итогов  мероприятия    (рефлексия деятельности) [1], которые, по нашему мнению, состоят в следующем: Максимальное     количество       учащихся          5        класса  вовлечено в                  доступную деятельность          по        изучению исторического                  наследия       нашей    страны, формированию    гражданской                    позиции.  В       результате   проведенных мероприятий появляется возможность становления не только гражданской сознательности и                  патриотизма,       но   и религиозной  и        межнациональной толерантности, а также      и ряда других социально – значимых качеств личности:     трудолюбия,    терпения,   коллективизма,      взаимоуважения. Значительно расширяется          исторический кругозор младших подростков, обогащается   словарный   запас.        Проведенные          мероприятия    становятся отправной точкой для дальнейшей исследовательской деятельности под руководством педагога.

 

 

Список литературы



1.     Крившенко Л.П.,  Юркина Л.В. Осмысление непростых вопросов ор- ганизации воспитательного процесса. //Воспитание школьников. 2013.№ 1. С. 3-8. 

2.     Константинов, Н.А., Медынский, Е.Н., Шабаева, М. Ф. История педагогики.- М.: Просвещение, 1982 г. - 446 с.

3.     Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с.

4.     Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата/ Л. П. Крившенко, Л. В. Юркина. – М.: Юрайт, 2015. – 364 с.

5.     Портал Федеральных государственных образовательных стандартов. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/ (дата обращения: 13.06.2016)

6. Технологии работы с одаренными учащимися: обучение и воспитание./Крившенко Л.П., Вайндорф-Сысоева М.Е., Хапаева С.С., Юркина Л.В. – М.: Изд-во МГОУ, 2010. -88 с.

7. Юркина Л.В. Ключевые вопросы преподавания и воспитания: рекомендации молодым педагогам. // Вестник РМАТ. 2014. № 4. С. 109-115.