Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИССЛЕДОВАНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
12 августа 2017г.

В данный момент наше общество нуждается в воспитании человека, уникальной личности. Если рассматривать взаимодействие общества и личности, то важнее личность, так как она выстраивает и делает себя субъектом или принимает себя объектом воздействия со стороны всевозможных общественных структур.

Особенно значимо сегодня изучение процесса развития человека как субъекта, его субъектной выраженности, самореализации. В действительности, речь идет о понятии субъектности.

В основе понятия «субъектность» лежит категория «субъект», котoрая стала одной из самых упoтребляемых в разных контекстах и с разной смысловой нагрузкой.

Как пишет А.К. Осницкий, «субъект» - категория философская, методологическая, не содержащая в себе никакой технологии возможного анализа. Субъект - актер, автор действий и только! Психологи и педагоги, не всегда осознавая это, вкладывают в понятие «субъект» более определенное и расширенное содержание - продуктивную самостоятельность. Чтобы подчеркнуть эту специфичность субъекта, отмечаемую психологами и педагогами, в наших исследованиях с 1985 года появился новый термин - «субъектность», используемый для обозначения этого своеобразного свойства активности человека».

Субъектность раскрывается через социальные взаимодействия, активность, деятельность, творчество, о чем писали Л.И. Анцыферова, Н.Я. Большунова, А.В. Брушлинский, А.В. Петровский, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, В.О. Татенко, А.В. Чудновский и пр.

Субъектнoсть, как интегральная характеристика активности человека, имеет достаточно сложную структуру и включает в себя такие составляющие как активность, целостность, автономность, рефлексивность, самоценность, опосредованность, ответственность, креативность, позицию в межличностных отношениях (К.А. Абульханова, Н.Я. Большунова, А.В. Брушлинский, М.В. Исаков). Именно в данных характеристиках и выявляется жизненная позиция человека.

В настоящее время существует очень большое количество научных работ, которые касаются исследования субъектности: в частности, пониманием сущности субъектности занимались К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, М.Я. Басов, А.В. Брушлинский, Е.Л. Волкова, Б.Ф. Ломов, B.C. Мерлин, А.К. Осницкий, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, В.В. Столин; изучением структуры субъектности - Т.И. Артемьева, Е.Н. Волкова, А.И. Зеличенко, А.Б. Орлов, В.Э. Чудновский; особенностями возрастного развития - Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Е.А. Сергиенко; механизмы субъектности рассматривали в своих работах К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, А.К. Осницкий, С.Л. Рубинштейн, В.А. Татенко. Заметим, что в современной науке как не существует единoго взгляда на прoблему формирования субъектности, так нет и однoзначного понимания возрастных границ становления субъекта.

Анализируя работы исследователей по проблеме формирования субъектнoсти можно выделить две различных точки зрения. Некоторые авторы считают, что субъектность - это наивысшее личностное образование (К.А. Абульханова, А.Г. Асмолов, А.В. Брушлинский, А.Л. Журавлев, В.В. Знаков, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, З.И. Рябкина и др.), другие - что формирование субъектных свойств личности происходит постепенно и в течение всей жизни человека. (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.Е. Максимова, Е.А. Сергиенко, Е.А. Сергиенко, В.И. Слободчиков, И.В. Тихомирова, Е.В. Филиппова, Л.Ф. Фомичева и др.). Большое количество авторов пришло к выводу, что субъектность - качество приобретаемое.

Развиваясь, каждый человек в течение всей своей жизни наращивает субъектные характеристики, преодолевает зависимость от внешних условий. Когда мы говорим о субъектности, то подразумеваем, что субъектом может стать каждый человек.

В разных психологических работах часто употребляется термин «субъектность», но в то же время, понятие «субъектность» авторами трактуется по-разному: как характеристика субъекта (А.К. Осницкий), как свойство (В.А. Петровский и др.), как проявление субъекта (Л.В. Алексеева), как способность (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн,), как процесс  (Ю.А. Варенова, О.А. Конопкин), как отношение (Е.Н. Волкова, Л.С. Глуханюк).

Ученые уже долгое время изучают субъектность с разных сторон, при этом можно выделить разные направления рассмотрения: сущность субъектности (рассматривается деятельностный субъект, его активность) (К.А. Абульханова-Славская, Н.Х. Александрова, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, М.Я. Басов, Е.Н. Волкова, Б.Ф. Ломов, В.С. Мерлин, А.К. Осницкий, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, В.В. Столин, Т. Шибутани и др.), изучение механизмов реализации субъектности (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, А.К. Осницкий, С.Л. Рубинштейн, В.А. Татенко, и др.), структура субъектности (Т.И. Артемьева, Е.Н. Волкова, А.И. Зеличенко, А.Б. Орлов, В.Э. Чудновский и др.), изучение субъектности через мотационно-смыслoвую сферу личности (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев и др.), изучение реципрoкного характера субъектности (Л.И. Анцыферова, В.А. Петровский и др.).

И.С. Якиманская определяет субъектность как «приобретаемое, формируемое свойство, но существующее благодаря сложившейся природе жизнедеятельности человека, кристаллизованного в потенциях учащегося» и указывает на разнообразие активности субъекта. Она также ведет разработку идей развития уровня субъектности.

Решение проблемы структуры субъектности в исследованиях неоднозначно. В частности, в исследованиях речь идет о более поздних этапах онтогенеза и в основе данной структуры субъекта лежит совокупность сформированных качеств личности.

Преобразующий характер активности личности как субъекта деятельности задается мотивацией и саморегуляцией, а также сознанием и самосознанием. Прежде всего субъектность личности проявляется через самодетерминацию, целенаправленную активность, ее инициацию, построение и управление.

Авторы В.И. Сободчиков и Е.И. Исаев рассматривают субъекта как способного преобразовывать собственную жизнедеятельность, относиться к самому себе, оценивать, изменять, контролировать выполнение деятельности. При этом в пoнятие «субъектность» они включают всю совокупность проявлений человеческой психологии и представляют ее как целостность. Субъектность – «мнoгообразие психологических способностей и механизмов, обобщенно представленных в таких психологических реалиях, как разум, чувства, побуждения, воля, способности, характер человека». Они, утверждают, что субъектность не является данностью при рождении, в чем прослеживается связь с идеями И.С. Якиманской –     «достижение человеком уровня субъектности предполагает овладение им совокупностью родовых психологических способностей: мышления, сознания, желаний, воли, чувств и т.д.».

Л.И. Анцыферова исследует личность как субъекта индивидуальной истории, жизненных выборов и целеполагания. Каждая личность, выступая субъектом жизни, определяет качество своего развития. Л.И. Анциферова выделила основные характеристики личности как субъекта своей жизни: 1) высокий уровень организации, 2) способность «осуществлять себя в более сложной системе жизненных отношений»,

3)   способность   воспринимать   мир,   как   структурированный,   интегрированный,   содержательный, 4)   расширение горизонтов сознания и самосознания, 5) совершенствование искусства жить, 6) втономность «к включающим ее социальным структурам», 7) способность «подняться над собой, признать свою несостоятельность в определенных отношениях, оценить ранее достигнутое, понизить или даже подчеркнуть значимость того, что недавно высоко ценилось, 8) высокий уровень психической активности. Таким образом, Л.И. Анцыферова обосновывает важную роль субъекта в преобразовании своей жизни.

В.А. Петровский, развивая идеи А.Н. Леонтьева, отмечает, что субъект появляется, развивается, исчезает в деятельности. Личность перестает быть субъектом, когда начинает действовать неосознанно или в том случае, когда его деятельность направляется извне. Соответственно, мы здесь сталкиваемся с пониманием субъектности не  как некоторой данности, присущей данному этапу развития, а как прерывистой, появляющейся и уходящей в определенные моменты деятельности. Те моменты, когда человек бессубъектен, В.А. Петровский называет «феноменом транссубъектности».

А.В. Брушлинский обозначает субъектность как центральное качество человека, которое позволяет реализовать возможность быть творцом своего жизненного пути, осуществлять свою внутреннюю активность.

В.И. Степанский также отмечает, что субъектность формируется в онтогенезе при определенной социальной среде (вновь наблюдаем развитие идей И.С. Якиманской). Процесс формирования субъектности он описывает как разворачивание трех линий. Первая идет от осознания ребенком своего тела (от него он получает ощущения, кроме того он может им управлять) к развитию саморегуляции (способность к физической активности). Вторая, развивается одновременно с первой, предполагает развитие осознания себя как общественного существа, способного к социальной активности, включенного в различные системы взаимодействия. Третья включает в себя постепенное осознание наличия своей индивидуальности, отличающейся от других людей и не тождественной своему телу, своего внутреннего мира. А.В. Степанский касается изучения субъектности, рассматривая ее в рамках вопроса формирования личностного общения индивидов, где субъектность выступает предпосылкой. Он утверждает, что, достигая определенного уровня субъектности, люди становятся способными сопереживать друг другу, что выводит их на уровень субъект- субъектного взаимодействия, как высшей формы человеческого межличностного общения. Это, в свою очередь, способствует духовному росту каждого из участников и развитию их субъектности.

Н.Я. Большунова пишет о том, что среди всех представлений о субъектности есть много вопросов и противоречий. Проведя анализ, она приходит к выводу, что эти проблемы возникают потому, что авторы, говоря о субъекте, подразумевают человека, полностью обусловленного социально и который ограничен в своем развитии предметно-практической деятельностью. Н.Я. Большунова считает, что мир человека не только социален, но имеет уровень собственно культуры, который по своим характеристикам не только не совпадает, но и во многом противоположен социальным отношениям.

Проведя анализ литературы ряда исследователей, можно выделить обобщенные характеристики субъектности такие как: активность, автономность, целостность, рефлексивность, опосредованность, креативность, ответственность, самоценность, позиция в межличностных отношениях, сознательность, инициативность, свобода выбора.

Именно поэтому субъектность выступает в роли механизма развития и саморазвития личности в гармонии социального, социокультурного и индивидуального опыта человека.

 

Список литературы

 

1.        Абульханова-Славская, К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности / К.А. Абульханова-Славская // Психология личности в социалистическом обществе. М.: Наука, 1989.- Ч. 2. - С. 110-134.

2.        Анцыферова, Л.И. Психологическое содержание феномена субъект и границы субъектно- деятельностного подхода / Л.И. Анцыферова // Проблема субъекта в психологической науке / Отв. ред А.В. Брушлинский и др.. М.: Академический проект, 2000. - С. 27-42.

3.        Брушлинский, А.В. Субъект : Мышление, учение, воображение / А.В. Брушлинский. М. : Институт практической психологии; Воронеж :1. НПО «МОДЭК», 1996. - 392 с.

4.        Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности / А.К. Осницкий. - М.; Обнинск: ИГ - СОЦИН, 2010. - 232 с.

5.        Пыжьянова, М.А. Психолого-педагогические условия развития субъектности в младшем школьном возрасте : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07/ Пыжьянова Мария Александровна. - Н. Новгород, 2006 - 160 с.

6.        Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.