13 февраля 2016г.
Образование учащихся с инвалидностью – относительно новое направление в дополнительном образовании. В принятом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ) впервые упоминается об инклюзивном образовании, обучении детей с инвалидностью, что предоставляет им возможность реализовать права в все виды и ступени образования.
Пока еще инновационной формой включения детей с инвалидностью в систему дополнительного образования является дистанционное обучение, обладающее огромным не только образовательным, но и реабилитационным, социокультурным потенциалом. Такая форма получила возможность распространения благодаря интенсивному распространению и развитию глобальных сетей, которые расширяют возможности обучения в детей образовательных учреждениях.
По данным статистики за 2014-ый год в Московской области дополнительным образованием охвачено около 247 тыс. детей, причем около 1000 из них - дети-инвалиды с различными дефектами психофизического здоровья. Но, это лишь малая часть детской аудитории, нуждающейся в услугах дополнительного образования. Большинство таких детей не имеет возможности приобщиться к этой системе по вполне объективным экономическим, технологическим и иным причинам.
В тоже время, руководствуясь положениями Концепции образования в РФ, Стратегией воспитания в РФ, возникает острая необходимость создания вариативных моделей дистанционного обучения детей с инвалидностью, и, в том числе, в направлениях дополнительного образования, которые пока отсутствуют.
Реализуя векторы социальной политики в отношении детей с ОВЗ, инвалидов, инклюзивное образование в ближайшее время коснется и системы дополнительного образования. В российской образовательной среде еще не разработаны. Отсутствие утвержденных моделей дистанционного обучения в системе дополнительного образования детей с инвалидностью необходимо устранять, например, путем их проектирования, учитывая специфику обозначенной аудитории, ее образовательные и реабилитационные потребности. Создание таких моделей должно опираться на уже имеющийся опыт дистанционного образования в целом. Модель позволяет обеспечить доступ детей данной категории к образовательным и иным информационным ресурсам, оказывать поддержку семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития, способствует созданию доступной среды, получению качественного образования, расширению возможностей для последующего профессионального определения, успешной социализации и интеграции в общество. Но к этому педагогическим кадрам учреждений дополнительного образования необходимо готовиться заранее. К сожалению, необходимых ресурсов к осуществлению той или иной модели на практике государством пока не предоставлено.
Качество дистанционного дополнительного обучения будет обеспечено при следующих условиях: подборе информационных технологий при полном соответствии возможностям нетипичных групп обучающихся с нарушениями здоровья и интеллекта; динамичности обучения; устойчивости, контролируемости, приближенности к социальному заказу и другим; введению в штат кадров тьюторства.
В практику дистанционного обучения уже внедрено ряд моделей: по типу экстерната; университетского обучения при сотрудничестве нескольких учебных заведений; в специализированных образовательных учреждениях; автономных обучающих систем; в виртуальной образовательной среде. Но эти варианты не применимы к обучению детей-инвалидов, имеющих другие образовательные потребности.
Модель дистанционного обучения детей – инвалидов в дополнительном образовании основывается на методологической базе: концепциях развивающего обучения, опережения, социальности, парадигме личностно- ориентированного образования, философии независимости, а также на принципах гуманизации образования, приоритета общечеловеческих ценностей, светского характера обучения с учетом интересов, сохранности интеллектуального и творческого потенциала личности ребенка-инвалида, сотворчества и сотрудничества, организации обучения в оптимальных формах, соответствии программам дополнительного образования, целям реабилитации, самоопределению ребенка в строящейся стратегии жизни, профессионального выбора.
Основной упор в процессе образования сегодня необходимо делать на формировании у воспитанника ориентации на дальнейшее самовоспитание и усилении способности к саморазвитию на основе достаточной степени владения информационными ресурсами, навыками работы с компьютерной техникой.
Данные положения легли в основу разработанного нами варианта модели дистанционного обучения в условиях дистанционного образования (рис.1). Работа выполнялась по заказу Mиниcтерства oбразования и науки РФ «Разработка моделей дистанционного образования для детей с ОВЗ по различным программам дополнительного образования» (2013 г.).
Важнейшим элементом построенной модели является индивидуальная программа реабилитации (ИПР) ребенка с ОВЗ, которая должна стать неким руководством для обеспечения необходимых условий проведения обучения.
В то же время, перспективность внедрения дистанционного обучения детей и ОВЗ в систему дополнительного инклюзивного образования несет и комплекс проблем, с которыми будут сталкиваться образовательные учреждения.
Среди них, например, такие:
· отсутствие специальной подготовки у педагогических кадров, незнание основ коррекционной педагогики, специальной психологии, реабилитологии;
· недостаточное владение педагогическими кадрами формами дистанционного обучения, необходимого для реализации программ дополнительного образования;
· материально-техническая неоснащенность под нужды детей с ОВЗ;
· отсутствие или минимальность специальных образовательных программ, ориентированных на обучение детей-инвалидов, а также программ, применимых к дистанционной форме обучения;
· пассивное участие родителей в учебно-воспитательном процессе детей при реализации
образовательных программ ДО;
· отсутствие у ребенка-инвалида навыка работы с компьютерной техникой, компьютерными программами, с информационным массивом и другие проблемы.
Перспектива введения инклюзивного обучения влечет за собой необходимость преодоления инерции в работе, поиска новых педагогических и организационных решений, разработки новых образовательных программ и методического сопровождения, роста профессионального мастерства педагогических кадров, развитие инклюзии в целом.
Список литературы
1.
Интеграция и инклюзия в образовании. Книга «Инклюзивное образование в России». М.: ЮНИСЕФ, 2011.
2.
Инклюзивное образование: проблемы и перспективы: Мат-лы Региональной научно-практической конференции (г.Нижневартовск, 25—26 ноября 2009 г.) / Отв. ред. Н.Д.Наумов. - Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского гуманитарного ун-та, 2010. 168 с.
3.
Моздокова Ю.С. Развитие технологий социальной реабилитации на современном этапе // Отечественный журнал социальной работы. 2014. № 1 (56).
С. 107-111.
4. Полторацкая
Н.Л., Репина Г.А.
Опыт
обучения
лиц с особыми образовательными потребностями
(29.10.2013) // Аккредитация в образовании, 2013. http://www.akvobr.ru/tagsCat/spo
5. Прочухаева М.М. На пути от интеграции к инклюзии (4 ноября 2009) Dislife: портал для людей
с ограниченными возможностями sakhalife.ru
6.
Современные педагогические технологии Интернет-обучения: Сб. статей. М.: Московская типография №2, 2008. 190 с.