Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА

Авторы:
Город:
Петрозаводск
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2016г.

  Коммуникативная компетентность или коммуникативная компетенция?

    "История общества показывает, что процветание общества зависит не от экономики и техники и даже не от  общей культуры, а от культуры слова". По мнению Ю. А.      Рожденственского полная и точная передача информации возможна только при истинной культуре вербальной коммуникации (вербального общения).

Проблема смещения акцентов со знаниевого на компетентностный подход особенно актуальна в связи с модернизацией отечественного образования. В правительственной стратегии модернизации содержания общего образования четко обозначено, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а выпускник, обладающий набором ключевых компетентностей в гражданско-правовой, языковой, коммуникативной, информационной и прочих сферах.

   Актуальность внедрения компетентностного подхода в российскую  школу становится все  более очевидной. На смену знаниям, умениям и навыкам (ЗУНам) приходят надпредметные образовательные результаты. Однако для того, чтобы они  действительно стали предметом инновации для массовой школы, необходимо, чтобы этой идеей прониклись в первую очередь учителя, так как учитель не может развивать те компетентности, которыми не владеет сам.

В современной педагогике сложилось достаточно противоречивая ситуация по вопросу содержания понятий «компетентность» и «компетенция». Одни авторы отождествляют эти два понятия (А. В. Хуторской), другие разводят (Д. И. Ушакова, В. Н. Введенский) |22, 23|.

В ходе анализа изученной литературы мы определили наиболее полные, на наш взгляд, определения понятий «компетенция» и «компетентность» (Дж Равен, Т. М. Сорокина, В. Н. Введенский, М. И. Лукьянова, Д. А. Иванов и т.д.):

Компетенция - это круг полномочий, определенная сфера, которую человек уполномочен решать или это совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, порождающих готовность будущего учителя к осуществлению профессиональной деятельности в любой (в том числе и нестандартной) ситуации.

Компетентность – это обладание человека способностью и умением выполнять определенные функции или это совокупность сформированных компетенций, составляющая систему профессионализма специалиста в их области деятельности.

Когда речь идет о компетентностях,  то здесь  необходимо акцентировать  внимание на отличия компетентностей от ЗУНов. Быть компетентным - означает не знать и уметь, а мобилизовать то или иное в нужный момент, так как компетентности в отличие от знаний существуют в виде деятельности, а не только информации о ней; отличительной чертой от умений является возможность компетентности применять к решению разного рода задач; формирование компетентности происходит осознано и не автоматизировано, что несвойственно для процесса формирования навыков.

Изначально компетенции стали противопоставляться специальным профессиональным знаниям и умениям, то есть начали рассматриваться как самостоятельные универсальные составляющие любой успешной профессиональной деятельности. Естественно, возник вопрос: можно ли научить компетенциям? Таким образом, проблематика компетенций попала в образование и со временем заняла в нем ведущее место. В чем причина такого интереса к компетенциям и придания им в современном западном образовании центрального места?

В зарубежных и российских образовательных моделях представлена наиболее общая классификация компетенций, содержащая в себе три больших класса компетенций:

- профессиональные (специальные), необходимые данному специалисту для реализации его профессиональной деятельности;

- надпрофессиональные, необходимые для эффективной работы в организации;

- ключевые - умения и качества, необходимые каждому члену данного общества для его успешной социализации.

Что такое «ключевые компетенции»? Сам термин «ключевые компетенции» указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно ориентированных. Предполагается, что ключевые компетенции носят надпрофессиональный и надпредметный характер и необходимы в любой области деятельности. В Оксфордско-Кембриджской образовательной программе «Ключевые компетенции 2000» указывается, что ключевые компетенции используются в повседневной жизни при осуществлении деятельности в области образования, на рабочем месте или при получении профессиональной подготовки. В европейском проекте «Определение и отбор ключевых компетенций» (DeSeCo) ключевые компетенции определяются как важные «во многих жизненных сферах и служащие залогом жизненного успеха и эффективного функционирования общества».

Конкретное наполнение понятия «ключевые компетенции» на Западе связано с анализом запроса работодателей и социальных ожиданий общества. Советом Европы определены пять ключевых компетенций, которыми «должны обладать молодые европейцы» [13]:

- политические и социальные компетенции, умение принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и развитии демократических институтов;

- компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе. Для того чтобы контролировать проявление расизма и ксенофобии, развития климата нетолерантности, образование должно оснастить молодых людей межкультурными компетенциями, такими как принятие различий, уважение других и умение жить с людьми других культур, языков и религий;

- компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, особенно важны для работы и социальной жизни, так как людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации все большую важность приобретает владение более чем одним языком;

- компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение информационными технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон. Способность к критическому суждению в отношении информации, распространяемой СМИ;

- способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни.

Рассмотрим второй класс ключевых компетенций. По мнению Т. М. Сорокиной под профессиональной компетентностью учителя понимается единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Компетентность рассматривается как одна из ступеней профессионализма, составляющая основу педагогической деятельности учителя. Компетентность учителя трактуется как способность личности на разном уровне решать различные типы педагогических задач [21].

Н. В. Введенский разводит понятия «компетентность» и «компетенция». По его мнению, компетентность

– это некая личностная характеристика, а компетенция – совокупность конкретных профессиональных или функциональных характеристик [2]. В. Н. Введенский выделяет три уровня профессиональной компетентности педагога:

- общий – ключевые и операциональные компетентности;

- частный – компетентности конкретной специальности;

- конкретный – компетентности отдельного педагога.

Также он выделает три подхода к исследованию содержания и структуры профессиональной компетентности: профессиографический, уровневый и задачный [3]. Система ключевых компетентностей как многопараметрическая характеристика специалиста не может определяться простой суммой имеющихся личностных качеств и способностей. Для этого необходимо применение комплекса взаимосвязанных параметров. Поэтому при  целостном описании  модели  профессиональной компетентности автор использовал  уровневый подход.

Используя данный подход, автор выделяет коммуникативную, информационную, регулятивную и интеллектуально-педагогическую компетентности, причем последняя является базовой для остальных.

Рассмотрев понятия «компетентность», «компетенция», виды компетенций/компетентностей образовательных моделей можно сделать вывод о том, что одной из ключевых, профессиональных компетенций/компетентностей является коммуникативная, которую мы изучим далее.

Становление учителя - трудный, многолетний и многогранный процесс, который во многом определяется теми чувствами и переживаниями, что получит молодой учитель в первые дни и месяцы своей педагогической деятельности. Ее успешное начало во многом зависит от уровня коммуникативной культуры специалиста, его коммуникативных навыков.

Вопросам коммуникативной деятельности учителя, его коммуникативным возможностям посвящены многие исследования в области педагогики и психологии (А.А. Леонтьев, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, А.А. Бодалев и др.), позволяющие определить коммуникативную компетентность как совокупность знаний и умений в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.

Следует сказать о том, что проблема подготовки разносторонне развитого специалиста, обладающего высоким уровнем культуры (в том числе и культуры слова) и мобильно действующего в условиях динамичного общества, методологическая и теоретическая проблема образования.

Одним из главных условий решения этой проблемы, на наш взгляд, является целенаправленное формирование у будущего специалиста коммуникативной компетентности, главной составляющей которой является вербальное общение (коммуникация), формирование языковой компетенции, то есть знаний о языке, его системе, функционально-речевых разновидностях, закономерностях функционирования языковых единиц в речи, правилах текстообразования. Это необходимое условие владения языком, предпосылка, которая не может быть использована, если не сформирована.

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. В общем контексте европейских тенденций глобализации Совет Культурной Кооперации (СДСС)  среднего образования для Европы  определил те  основные,  ключевые компетентности, которые в результате образования должны освоить молодые европейцы. Соответственно и цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетенций (компетентностей), что отмечено в текстах «Стратегии модернизации содержания общего образования» (2001 г.) и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» [6].

Именно коммуникативная компетентность обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.

Проблема формирования и развития коммуникативной компетентности особенно актуальна в основной школе, поскольку отвечает задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием успешного личностного развития школьников.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

Для эффективной коммуникации характерно:

- достижение взаимопонимания партнеров;

- лучшее понимание ситуации и предмета общения.

Процесс достижения большей определенности в понимании ситуации, способствующий разрешению проблем, обеспечивающий достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов принято называть коммуникативной компетентностью.

В литературе встречаются различные определения этого понятия, так Л. А. Петровская определяет коммуникативную компетентность как совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения [17] .

Ю. Я. Емельянов рассматривает это понятие как ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) средствами социального поведения, а также выделяет меру коммуникативной компетентности — степень успешности задуманных актов влияния и используемых средств произвести впечатление на других.

Л. Д. Столяренко рассматривает понятие коммуникативной компетентности как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия [15].

Если вычленить из определения компетентности то, что, скорее всего, относится к компетенции (силу и власть), то компетентность по Е. В. Сидоренко будет представлять собой сочетание способности, умения, знания, достаточных и адекватных тому, что нужно делать.

Тогда коммуникативная компетентность будет сочетать в себе коммуникативную способность, коммуникативное знание, коммуникативное умение, адекватные коммуникативным задачам и достаточные для их решения.

Коммуникативную способность можно трактовать двояко: как природную одаренность человека в общении и как коммуникативную производительность.

Коммуникативное знание - это знание о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития, какие существуют коммуникативные методы и приемы, какое действие они оказывают, каковы их возможности и ограничения.

К источникам приобретения коммуникативной компетентности исследователи Л.А. Петровская, Е.В. Сидоренко, Г.Х. Бакирова, Ю.Я. Емельянов и другие относят опыт, искусство, общую эрудицию и специальные научные методы. С точки зрения автора статьи, наиболее эффективными методами обучения является тренинг и деловые игры, с помощью которых можно развивать общие коммуникативные навыки и получить специфические управленческие умения. Преимущества этих методов заключается в:

- сохранение большого объема информации;

- возможность экспериментирования;

- получение практических навыков;

- возможность личностного роста.

Существуют и другие подходы к тому, что включать в коммуникативную компетенцию. Д. Хаймз объединял этим понятием следующие компетенции:

- лингвистическую (правила языка);

- социально-лингвистическую (правила диалектной речи);

- дискурсивную (правила построения смыслового высказывания);

- стратегическую (правила поддержания контакта с собеседником).

Наиболее подробное описание коммуникативной компетенции принадлежит Л. Бахману. Он использует термин "коммуникативное языковое умение" и включает следующие ключевые компетенции:

- языковую /лингвистическую/ (осуществление высказываний на родном/иностранном языке возможно только на основе усвоенных знаний, понимания языка как системы);

- дискурсную (связанность, логичность, организация);

- прагматическую (умение передать коммуникативное содержание в соответствии с социальным контекстом);

- разговорную (на основе лингвистической и прагматической компетенций уметь говорить связно, без напряжения, в естественном темпе, без затяжных пауз для поиска языковых форм);

- социально-лингвистическую (умение выбирать языковые формы, знать когда говорить, когда нет, с кем; когда, где и в какой манере" Д. Хаймз. )

- стратегическую (умение использовать коммуникативные стратегии для компенсации недостающих знаний в условиях реального языкового общения);

- речемыслительную (готовность к созданию коммуникативного содержания в результате речемыслительной деятельности: взаимодействие проблемы, знания и исследования).

Итак, успешное применение компетентностного подхода в обучении означает, что обучаемые знают язык, демонстрируют коммуникативные умения и способны успешно действовать вне школы, т.е. в реальном мире.

При сформированной языковой компетенции можно говорить о формировании коммуникативных умений, особенно в учебно-профессиональной сфере общения, так как именно  общение в данной сфере становится серьезной проблемой для учащихся с момента обучения школе, вузе.Коммуникативная компетентность - один из важных компонентов профессиональной компетентности учителей, а значит и выпускников вузов, которым, так или иначе, независимо от специализации, предстоит работать с людьми, а, следовательно, общаться с ними и использовать речь как средство воздействия.

Коммуникативная компетентность представляет собой сочетание коммуникативной способности, коммуникативного знания и коммуникативного умения, адекватные коммуникативным задачам и достаточные для их решения.

Определив структуру коммуникативной компетентности необходимо выделить коммуникативные знания и умения, на формирование которых должно быть направлено обучение студентов вуза, в частности педагогического, методику формирования и критерии развития коммуникативной компетентности.

 

Список литературы

1.      Angela Stoof, Rob L. Martens, Jeroen J.G. van Merrienboer (пер. с английского Е.Орел). Что есть компетенция? Конструктивистский подход как выход из замешательства.

2.      Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. – 2003. –№10. – С. 51-55.

3.      Введенский, В. Н. Профессиональная компетентность педагога : пособие для учителя / В. Н. Введенский ; Департамент образования администрации Ямало-Ненец. авт. окр., Ямало-Ненец. окруж. ин-т повышения квалификации работников образования. - Санкт-Петербург : Просвещение, 2004. - 158, [1] с. - Библиогр. в конце гл. - ISBN 5-09-005219-0

4.      Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов, образовательных программ и учебных планов.Европейский фонд образования (ЕФО), 1997.

5.      Десяева, Н. Д. Культура речи педагога : учеб. пособие для студентов пед. вузов, обучающихся по спец.032900 - Рус. яз. и лит. / Н.Д. Десяева, Т.А. Лебедева, Л.В. Ассуирова. - Москва : Academia, 2003. - 189,[2]с. - (Высшее образование). - Библиогр. в конце кн. и в подстроч. прим. - ISBN 5-7695-0986-4.

6.      Зимняя        И.А.        Компетентность       человека       -        новое       качество       результата       образования,

http://www.bigpi.biysk.ru/wwwsite/source/no/barnaul/material-barnaul/aktual-vopros/2-3/kniga_2/kniga_2.doc

7.      Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. - М.: 2002.

8.      Иванов ДА., Митрофанов К. Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. - М.: 2003.

9.      Иванов Д.А., Митрофанов К. Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. - М.: 2003.

10.   Иванов, Д. А. Компетенции учителя / Дмитрий Иванов. - Москва : Чистые пруды, 2008. - 32 с. -

(Библиотечка "Первого сентября". Серия "Воспитание. Образование. Педагогика" ; вып. 16). - ISBN 978-5- 9667-0471-1.

11.   Источник: OPEN UNIVERSITY OF THE NETHERLANDS.   Дата   публикации:   12   мая 2004   годаhttp://www.ht.ru/press/articles/print/art26.htm

12.   Казарцева, Ольга Митрофановна. Культура речевого общения :теория и практика обучения : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений  по специальности  N 031200  "Педагогика и методика начального обучения". - М. : Флинта : Наука, 1998. - 496с. - Библиогр.:с.492-493. - ISBN 5-89349-030-4 ; 5-02-011284-4.

13.   Ключевые компетенции 2000. Программа. OCR, RECOGNIZING ACHIE VEMENT. Oxford Cambridge and RSA Examinations

14.   Колесникова, И. А. Коммуникативная деятельность педагога : учебное пособие для студентов высших

учебных заведений, обучающихся по специальностям 031000 (050706) - Педагогика и психология; 031300 (050711) - Социальная педагогика; 033400 (050701) - Педагогика; ОПД.Ф.02 - Педагогика / И. А. Колесникова. - Москва : Академия, 2007. - 328,[1] с. - (Профессионализм педагога). - Библиогр. в конце гл. и в подстроч. прим. - ISBN 978-5-7695-2988-7.

15.   Лобанов, А. А. Основы профессионально-педагогического общения : Учеб. пособие для студентов вузов / А. А. Лобанов. - Москва : Academia, 2002. - 189,[1] с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 185-188. - ISBN 5-7695-0850-7.

16.   Павлова, Л. В. Видеоматериал как средство формирования коммуникативной компетенции / Л. В. Павлова// Межкультурная компетенция : сборник статей по материалам международной научно-практической конференции "Межкультурная компетенция в становлении личности специалиста", 30-31 марта 2006 г. - Петрозаводск, 2006. - С. 44-48. - ISBN 5-98774-022-3. - Библиогр. в конце ст.

17.   Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: Изд-во МГУ,1989.- 216с.

18.   Птицына, Г. Д. Подготовка студентов педвуза к гуманистическому общению со школьниками / Г. Д. Птицына // Опыт исследования актуальных вопросов обучения и воспитания в школе и вузе : сборник научных статей. - Петрозаводск, 2004. - С. 231-235. - ISBN 5-98774-013-4

19.   Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. – М.,«Когито-Центр», 2002. – 396 с.

20.   Смелкова, З.С. Педагогическое общение : теория и практика учебного диалога на уроках словесности : Для студентов, аспирантов и преподавателей / З.С. Смелкова. - Москва : Флинта : Наука, 1999. - 232 с. - Библиогр.:с.227-229. - ISBN 5-89349-168-8. - ISBN 5-02-011636-х.

21.   Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы: Монография / Т.М. Сорокина; Нижегородский государственный педагогический университет. – Н. Новгород: НГПУ, 2002. – 168 с.

22.   Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64

23.   Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64

24.   Целуйко, В. М. Психологические основы педагогического общения : [пособие для студентов и педагогов] / В.М. Целуйко. - Москва : Владос, 2007. - 294,[1] с. - (Библиотека психолога). - Библиогр.: с. 293 и в подстроч. примеч. - ISBN 978-5-691-01574-8 .