Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МУЗЫКОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
12 августа 2017г.

Аннотация: в данной статье рассмотрены проблемы последствий социального сиротства. Отражены основные педагогические возможности коррекции этих проблем с помощью музыкотерапии. Раскрыты главные задачи всех специалистов учреждений социальной сферы, направление воспитательной деятельности музыкального руководителя. Выделены категории базовой культуры личности как критерии сформированности эстетически культурной личности. Описаны виды музыкотерапии и влияние музыки на организм человека. Представлена структура занятия музыкотерапией.

Ключевые слова: учреждения социально сферы, социальное сиротство, музыкальный руководитель, эстетическое сознание, художественно-эстетическое восприятие, эстетическое чувство, эстетическое переживание, эстетическая потребность, эстетический идеал, эстетический вкус, эстетическое суждение, музыкотерапия.

В настоящее время в России важной проблемой является рост социального сиротства - явления, характеризующегося образом жизни детей при живых родителях,  не выполняющих родительских обязательств по отношению к своим детям.

Оставшиеся без попечительства родителей, несовершеннолетние направляются в государственные учреждения социальной сферы – социально-реабилитационные центры и центры помощи семье и детям.

У большинства детей, которые поступают в эти учреждения, нарушена социализация. Это проявляется и в отсутствии культуры поведения, и в неспособности приспосабливаться к новой среде и обстоятельствам, и в различных поведенческих отклонениях.

Согласно исследованиям отечественных и зарубежных учёных дети, находящиеся в подобных заведениях, разительно отличаются от детей, растущих в благополучной семье. И.В. Дубровина, М.К. Бардышевская, Э.А. Минкова наблюдают у таких детей отклонения в психическом развитии, низкие интеллектуальные способности, отсутствие навыков саморегуляции, неадекватность самооценки и нарушения в сфере эмоций.

Основная цель социально-реабилитационных центров и центров помощи семье и детям – это адаптация, реабилитация, абилитация и социализация детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в социально-опасном положении и(или) иной трудной жизненной ситуации, которые оказались безнадзорными (беспризорными), лишёнными своего семейного окружения, либо не имеющие возможности оставаться в таком окружении, и поэтому имеют право на особую защиту и помощь государства.

Главные задачи всех специалистов учреждений социальной сферы – воспитание, развитие и, при необходимости, коррекция личностных особенностей детей и подростков. Одной из ведущих задач всех специалистов и основой содержания реабилитации и социализации является формирование у воспитанника базовой культуры личности.

В социальных центрах все задачи реализуются комплексно, в целостном социально-педагогическом процессе, каждым специалистом в отдельно взятой области.

Направление деятельности музыкального руководителя – используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности, с учётом индивидуальных, возрастных, а также творческих способностей воспитанников, способствовать коррекции выявленных нарушений нравственно-эстетической сферы, формированию и развитию социально-личностных компетенций в области эстетической культуры, которое осуществляется в процессе эстетического воспитания.

Его основная задача – в процессе твopчecкoй дeятельнocти способствовать фopмиpoвaнию твopчeскoй личнocти, paзвитию музыкaльныx cпocoбнocтeй и эмоциональной сферы детей и подростков, учить их чувствованию, восприятию и оцениванию прекрасного и безобразного, комического и трагического. Одним словом, способствовать формированию эстетически культурной личности.

Критерием сформированности эстетической культуры личности является наличие у воспитанников следующих базовых категорий: 1) эстетического сознания – отношения к действительности, оценивания её с позиции эстетических идеалов, идей, взглядов, критериев и теорий; 2) художественно-эстетического восприятия – способности целенаправленно и целостно воспринимать произведения искусства и находить в них эстетическую ценность; 3) эстетического чувства – эмоционального переживания, вызванного оценочным отношением субъекта к явлениям действительности и искусству; 4) эстетического переживания - чувственного отношения, эмоционального состояния, способствующего возникновению эстетической потребности; 5) эстетической потребности – нужде в «общении» с художественно-эстетическими ценностями; 6) эстетического идеала – социально-обусловленного и обобщённого представления о совершенной красоте природы, человека, искусства, общества; 7) художественно-эстетического вкуса – умения видеть, чувствовать, понимать и эстетически оценивать воспринимаемый эстетический объект; 8) эстетического суждения – умения обосновано, аргументировано и доказательно оценивать эстетические явления искусства, природы и общественной жизни.

Изъятие ребёнка из семьи, неважно какой, это всегда психологически травмирующая ситуация для всех детей. Поэтому важно для всех специалистов Центра, в том числе и музыкального руководителя, создать оптимальные условия,  способствующие успешной адаптации к новым жизненным условиям и дальнейшей реабилитации воспитанников. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу. Для достижения вышеперечисленных целей и задач музыкальному руководителю в своей деятельности недостаточно только традиционных методов и приёмов. Значительными перспективами привлекает внимание к себе одна из арт-терапевтических технологий – музыкотерапия – контролируемое использование звуков и музыки в психокоррекции клиентов,  представляющая  собой деятельность,  включающую воспроизведение, фантазирование и импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов или прослушивание специально подобранных музыкальных произведений.1

Музыка – важная составляющая в воспитании подрастающего поколения и одно из наиболее эффективных терапий, способствующих коррекции физического и психического развития личности.

Уже в древности люди знали, как музыка влияет на наш организм. Ещё в третьем тысячелетии до нашей эры театральные, танцевальные и музыкальные представления были рекомендованы фараоном Аменхотепом для лечения больных жителей Древнего Египта.2

Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии.

Звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека. Современными учёными доказано, что правильно подобранная музыка для слушания, может повысить иммунитет организма, расслабить напряжённое тело, снять раздражительность, головную и мышечную боль, «выровнять» дыхание. Вокальная музыка может воздействовать, как исцеляюще, так же и негативно, на горло. Издаваемые ударными инструментами, звуки могут придать человеку силы, взбодрить и физически, и психологически, дать ощущение устойчивости, уверенности. Звуки духовых инструментов влияют на эмоциональную сферу: медные – «пробуждают», бодрят и активизируют человека. Звуки клавишных инструментов, особенно фортепиано, способствуют развитию интеллектуальной и познавательной сфер. Струнные инструменты, особенно скрипки, виолончели и гитары, способны вызвать как восторг, так и страдание. Музыка влияет даже на температуру нашего тела: громкая, с сильными ритмами – повышает на несколько градусов и «согревает», а «мягкая» - понижает температуру и «охлаждает» наше тело.

 

1 Киселева М.В. Арт-терапия в практической и социальной работе. – Речь, 2007. – 336 с, илл.

2 Валента М, Полинек М. Драматерапия. Пер. с чешск.-М.:Когито-Центр, 2013.-208 с.


С целью гармонизации, развития и, при необходимости, коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей, музыка должна прослушиваться ими дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности и, даже, настроения.

Многочисленные методики музыкотерапии с целью диагностики и реабилитации, а также для усиления воздействия и повышения терапевтического эффекта предусматривают как изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора, так и дополнение музыкальным сопровождением других арт-терапевтических приёмов.

С помощью музыка на занятиях музыкотерапией педагог может реализовать одновременно множество важных целей: 1) диагностика и коррекция эмоционального-личностной сферы ребёнка (преодоление психологических барьеров и формирование адекватной самооценки); 2) развитие коммуникативных и творческих возможностей; 3) формирование практических умений и навыков (чувства ритма, умения двигаться, петь); 4) коррекция и профилактика нарушений познавательной деятельности и многие другие.

Арт-терапевтическая работа может быть различных видов: тематическая, краткосрочная, проективная и сублимационная, которая проводится в групповой или индивидуальной форме. Рекомендуется частота проведения занятий – 2 раза в неделю по 35-40 минут. Если занятие групповое, то количество детей в группе не более 8 человек.

Структура занятий музыкотерапией:

1. Приветствие.

Цель: Создание атмосферы доверия и принятия.

2. Разминка.

Цель: Активизация и настраивание на продуктивную деятельность, снятие эмоционального напряжения.

3. Основная часть.

Цель: формирование социальных навыков, развитие психических процессов.

4. Заключение.

Подведение итогов занятия, закрепление нового опыта.

С применением арт-терапевтических технологий музыкальные занятия становятся не только полезными, но и интересными, увлекательными, что способствует более успешному процессу адаптации, реабилитации, абилитации и социализации воспитанников.

Пример коррекционно-развивающего музыкального занятия «Животные и мы» по программе

«Формирование и развитие социально-личностных компетенций в области эстетической культуры у детей младшего школьного возраста, находящихся в учреждениях социальной сферы, средствами музыкотерапии».

Цель: способствование установлению и развитию межличностных отношений; раскрытие творческого потенциала воспитанников - формирование умения «вживаться» в роль; коррекция эмоционального состояния - раскрепощение, снятие эмоциональных зажимов; развитие крупной моторики, фантазии, воображения, внимания.

Место проведения: музыкальный зал. Время проведения: 35-40 минут.

Материалы и оборудование: фортепиано, музыкальный центр, аудиозаписи звуков природы «Голоса животных», костюмы разных животных.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия.

2. Настрой.

1)   Упражнение – раскрепощение «Споёмте, друзья».

Дети хором или индивидуально поочерёдно должны спеть фразами «до-до», «ре-ре», «ми-ми» и т.д. на мотивы разных, хорошо известных песен:

–         «В траве сидел кузнечик»,

–         «В лесу родилась ёлочка»,

–         «Песенка Крокодила Гены»,

–         и т.п.

2)   Упражнение-разминка «Птички».

Дети по музыку М. Глинки «Жаворонок» «превращаются в птичек» (расставив руки в стороны, бегают по комнате, имитируя полёт птиц).

3. Основная часть.

1)   Драматизация «Какой я есть? Каким я хочу стать?».

Ребёнку предлагается выбрать костюм и реквизиты, которые, по его мнению, ему подходят. («На какое животное я похож? Что я люблю?»). Сыграть роль этого животного и от его имени рассказать, чем оно похоже на тебя, какой он сейчас: внешность, чувства, качества, поведение, что любит и т.п. Затем ребёнку предлагается рассказать, каким он хочет стать: также внешность, поведение, чувства, качества. Здесь также могут использоваться вспомогательные средства. Ребёнку предоставляется возможность придумать, что нужно делать, чтобы стать таким, каким он хочет.

2)   Обсуждение драматизации

3)   Упражнение «Голоса животных».

Дети встают в круг, выбирают водящего, который встаёт в центр круга. Воспроизводится аудиозапись голоса животного, ведущий старается угадать, какому животному принадлежит голос и показать на ребёнка, одетого в соответствующий костюм. Если ведущий правильно угадал голос животного, то ребёнок в соответствующем костюме выходи в центр круга и под соответствующую мелодию фортепиано имитирует движение этого животного. Затем он становится ведущим и угадывает голос животного и т.д., пока все дети не побудут в роли ведущего.

4.Заключительная часть.

1)   Релаксационное упражнение «Слонёнок».

Вот идёт маленький слонёнок… он медленно наступает на Вас, он может наступить на Вас… он не видит Вас в траве. Сожмите живот сильно, чтобы выдержать слонёнка … Наступил и уходит… 2 раза – вернулся снова. Сделайте свой живот каменным.

2)   Рефлексия результатов занятия.

3)   Ритуал прощания.

Список литературы

 

1.            Брусиловский Л.С. Музыкопсихотерапия. Ташкент, 2009.

2.            Валента М, Полинек М. Драматерапия. Пер. с чешск.-М.:Когито-Центр, 2013.-208 с.

3.            Киселева М.В. Арт-терапия в практической и социальной работе. – Речь, 2007. – 336 с, илл.

4.            Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. – М.: Когито-Центр, 2006. – 197с.

5.            Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия/под ред. Е.В. Свистуновой.-М.:Форум,2012.-192 с.