03 августа 2016г.
Аннотация. В статье предложена, описана и конкретизирована модель формирования информационной компетенции. В модель включены три этапа формирования компетенции - стихийный, осмысленный, управляемый, два компонента содержания - инвариантный и вариативный, три уровня сформированности информационной компетенции - базовый, профессиональный, продвинутый.
Ключевые слова: среднее специальное образование, информационная компетенция.
Компетенции имеют более общий, интегральный характер, чем знания, умения и навыки, они задают обобщенный уровень умений и навыков обучаемого, включают опыт творческой деятельности, опыт ценностного отношения и т.д. [1, 3, 4, 8].
В стандартах ВПО и СПО выделяют 3 группы профессионально значимых компетенций: общекультурные (ключевые), профессиональные (связанные с областью профессиональной деятельности), специальные (связанные с конкретной профессиональной деятельностью - специализацией) [6, 7]. Две первые группы обеспечивают выпускникам учреждений профессионального образования возможность легко адаптироваться в быстро меняющемся профессиональном мире, менять специальность в рамках их совокупности в профессиональной области.
Байденко В.И. рассматривает ключевые компетенции как «базовые навыки - это личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах в многообразных ситуациях работы и социальной жизни. Базовые навыки являются
«метапрофессиональными» [1]. В число ключевых большинство исследователей и стандарты ВПО третьего поколения включают информационную компетенцию [7]. В ГОС СПО, например, в состав общих требований включено следующее: «владеет современными информационными и телекоммуникационными технологиями в сфере профессиональной деятельности» [6].
Информационная компетентность связана с «приемом, переработкой, выдачей информации; преобразованием информации (чтение, конспектирование), массмедийными, мультимедийными технологиями, компьютерной грамотности; владением электронной, Интернет-технологией»[4].
Для реализации процесса формирования компетенций нами была разработана обобщенная структурная модель, позволяющая охарактеризовать содержание и результаты этапов процесса (рис. 1).
Модель заполняется конкретным содержанием применительно к избранной компетенции, в нашем случае одной из ключевых - информационной. Итак, цель процесса - формирование информационной компетенции, задачи формулируются по этапам (например, стихийный этап в ссузе предполагает формирование представлений об информационной среде учреждения, имеющихся источниках информации, способах ее поиска и представлений - преподаватели знакомят с этим студентов на вводных занятиях и в ходе проведения первых лекций, семинаров, практических и лабораторных занятий, многие представления у учащихся уже есть).
На основе анализа состава компетенции и особенностей учебно- воспитательного процесса в ссузе были выделены три этапа в развитии информационной компетенции: I (стихийный) - большая часть этого этапа представляет собой
неуправляемое развитие информационной компетенции в ходе использования учащимися
различных источников информации с целью решения учебных, бытовых, досуговых проблем до обучения в ссузе,
частично - на ссуз; II (осмысленный) - протекает в специально
организованной деятельности, сочетает направляемую преподавателями и
самостоятельную работу учащихся с рекомендуемыми источниками информации, в его второй половине начинается работа с профессионально ориентированными источниками; III (управляемый) - преимущественно самостоятельная функционально различная работа
с информацией - по сбору, преобразованию, передаче и т.п. Таким образом, в структуре процесса
учитывается индивидуальный опыт работы обучающегося с информацией и формируется новый, осмысленный опыт, обеспечивающий в перспективе свободное движение в потоке информации, владение приемами работы
с ней.
В завершение первого этапа проводится диагностика уровня
сформированности компетенции, как правило, у небольшой части обучающихся может быть сформирован базовый уровень информационной компетенции, что означает владение ее основами - знаниями об основных видах информации и способах ее представления, базовыми умениями работы
с информацией, достаточными для жизнедеятельности, некоторым опытом получения, обработки, представления и хранения информации. Далее должна вестись
целенаправленная
работа
по
формированию компетенции.
В содержательную часть
процесса формирования компетенций входит
инвариантная часть - общая для всех направлений подготовки СПО, и гибкая вариативная, включающая специфические, присущие получаемой профессии знания, умения, навыки, смысловые ориентиры, опыт. Основой для первой являются общеобразовательные
предметы, для второй - специальные.
Вариативная часть постоянно наращивается самими учащимися, т.к.
расширяется поле профессиональной информации, а деятельность с ней
приобретает индивидуальные черты, «почерк» [2, 5].
Обычно в число компонентов информационной компетенции (в
соответствии с основными типами работы с информацией) включают
следующие виды деятельности: поиск источников информации; умение работать с различными устройствами для работы с
информацией; планирование
поиска информации; отбор информации; определение значимости информации; сохранение информации; поиск информации; обработка информации; анализ информации; критическая оценка
информации; реферирование информации; систематизация информации; интерпретация информации; представление информации; размножение
информации; передача информации; планирование работы по подготовке тематической информации; аргументирование выводов на основе информации; оценка информированности по теме и др. Каждый из этих
компонентов формируется в специальной деятельности, причем простота
этой деятельности кажущаяся. Например, поиск источников информации
предполагает знание их видов (сегодня учащиеся
и студенты предпочитают Интернет, но многие не умеют использовать
этот ресурс эффективно), их информационной значимости, умение быстро проанализировать перспективность их информации в решаемой проблеме (учебник, статья,
монография, интернет-энциклопедия и пр. дают разную информацию, кроме того, важно понимание авторитетности мнения автора). Таким образом,
нужно обучать студентов правильной деятельности с информацией. Для мотивации освоения деятельности, которая кажется учащимся элементарной, полезна проблемность - необходимо доказать, что они плохо
ее
осуществляют (специальный тест,
специальное краткое, но непростое
задание и т.д.).
Механизм развития информационной компетенции основан на идее кооперации деятельности преподавателя и студентов, при этом
преподаватель выполняет роль организатора и консультанта,
способствующего самореализации обучающегося. Смысловая составляющая
предполагает опору
на опыт студентов, на проблемность, ориентацию на самостоятельный
осмысленный поиск информации и рефлексию собственной
деятельности; технологическая составляющая -формирование, знаний, способов деятельности, накопление опыта работы с информацией. Существенное значение имеют личностные перспективные цели и
самореализация обучаемых, поэтому
ведущими методами являются активные -
дискуссионные, проблемно-поисковые, творческие, исследовательские. Например, обучение презентации информации возможно в рамках проектировочной деятельности с последующим сопоставлением результатов
разных исполнителей, это может быть деловая игра-соревнование с
профессиональным содержанием.
Результаты формирования информационной компетенции очень
многоплановы в соответствии с целями. очевидно, такой же многосторонней должна быть и их фиксация - никакой экзамен или тест не позволит выявить
уровень сформированности. Поэтому целесообразно проводить диагностику
в течение всего периода обучения: составить технологическую карту
результатов текущих достижений, защитить информационный проект,
пройти тестирование. Поскольку компетенция формируется при изучении
всех дисциплин, то выявление сформированности ее составляющих должно
быть распределено между ними - часть компонентов относятся к инвариантной части, часть - к вариативной, а для суммирование результатов и
определение их полноты может проводить центр качества
учебного заведения. Каждый преподаватель также может определять вклад своего предмета, особенно если это предмет профессионального блока.
Предполагаем, что в обучении в учреждении СПО могут быть достигнуты три уровня сформированности информационной компетенции - базовый, профессиональный, продвинутый. Базовый уровень обеспечивает
студенту свободную деятельность в информационной мегасреде, т.е. умение использовать
широкодоступные источники, знание видов и способов
представления информации, ее хранения и передачи. Этот уровень
достаточен для получения среднего общего образования и минимального
уровня среднего профессионального. Профессиональный уровень предполагает овладение профессиональной информационной средой,
способами работы в ней и способами работы с профессиональной
информацией. Его достижение означает
качественную подготовку
специалиста среднего звена в этой области. Наконец, продвинутый уровень - задел
для профессионального и карьерного роста, он предполагает способность к поиску информации в самых разных источниках, не связанных напрямую с профессиональной деятельностью, умение ее критически осмысливать, находить проблемы, которые могут повлиять на профессиональную деятельность в будущем, владение нестандартными
способами обработки и представления информации, и способность
постоянному самосовершенствованию в этой области (он может быть достигнут отдельными студентами).
В приведенном выше описании конкретизированная модель процесса формирования ключевых компетенций учащихся не содержит специфики
подготовки специалистов среднего звена (в учреждениях СПО). Эта
специфика задается непосредственно стандартами и содержанием той профессиональной деятельности, к которой готовятся студенты, а потому не может
быть описана в данной статье.
Список литературы
1.
Байденко В.И. Базовые навыки (ключевые
компетенции)
как интегрирующий фактор образовательного процесса //
Профессиональное образование и личность специалиста. - М., 2002.- С. 14-32.
2.
Дружилов С.А. Профессионалы и
профессионализм в новой
реальности: психологические механизмы и проблемы формирования// Сибирь. Философия.
Образование. Альманах
СО
РАО,
ИПК. - Новокузнецк, 2001.
-Вып. 5. - С. 46-56.
3.
Зеер Э.Ф., Сыманюк
Э.Э., Павлова А.М.. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. - М.: Изд-во МПСИ, 2005.
4.
Зимняя
И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата
образования // Высшее образование сегодня. - 2003.
-№ 5. - С. 34-42.
5. Михайлова Н.Н. Управление процессом внедрения эффективных педтехнологий в системе
профессионального
образования. - М., 2001.
6.
ГОС СПО. Государственные
требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 2203 - Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем. - М., 2004.
7.
ФГОС ВПО по направлению подготовки
05100 - Профессиональное
обучение (по отраслям). - М., 2009.
8.
Хуторской
А.В.
Ключевые компетенции и образовательные
стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002 г. Центр «Эйдос» [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm