Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
03 августа 2016г.

Аннотация. В статье предложена, описана и конкретизирована модель формирования информационной компетенции. В модель включены три этапа формирования компетенции - стихийный, осмысленный, управляемый, два компонента содержания - инвариантный и вариативный, три уровня сформированности информационной компетенции - базовый, профессиональный, продвинутый.

Ключевые слова: среднее специальное образование, информационная компетенция.

Компетенции имеют более общий, интегральный характер, чем знания, умения и навыки, они задают обобщенный уровень умений и навыков обучаемого, включают опыт творческой деятельности, опыт ценностного отношения и т.д. [1, 3, 4, 8].

В стандартах ВПО и СПО выделяют 3 группы профессионально значимых компетенций: общекультурные (ключевые), профессиональные (связанные с областью профессиональной деятельности), специальные (связанные с конкретной профессиональной деятельностью - специализацией) [6, 7]. Две первые группы обеспечивают выпускникам учреждений профессионального образования возможность легко адаптироваться в быстро меняющемся профессиональном мире, менять специальность в рамках их совокупности в профессиональной области.

Байденко В.И. рассматривает ключевые компетенции как «базовые навыки - это личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах в многообразных ситуациях работы      и      социальной      жизни.      Базовые      навыки      являются

«метапрофессиональными» [1]. В число ключевых большинство исследователей и стандарты ВПО третьего поколения включают информационную компетенцию [7]. В ГОС СПО, например, в состав общих требований включено следующее: «владеет современными информационными и телекоммуникационными технологиями в сфере профессиональной деятельности» [6].

Информационная компетентность связана с «приемом, переработкой, выдачей информации; преобразованием информации (чтение, конспектирование),   массмедийными,   мультимедийными   технологиями, компьютерной грамотности; владением электронной, Интернет-технологией»[4].

 Для реализации процесса формирования компетенций нами была разработана обобщенная структурная модель, позволяющая охарактеризовать содержание и результаты этапов процесса (рис. 1).

Модель заполняется конкретным содержанием применительно к избранной компетенции, в нашем случае одной из ключевых - информационной. Итак, цель процесса - формирование информационной компетенции, задачи формулируются по этапам (например, стихийный этап в ссузе предполагает формирование представлений об информационной среде учреждения, имеющихся источниках информации, способах ее поиска и представлений - преподаватели знакомят с этим студентов на вводных занятиях и в ходе проведения первых лекций, семинаров, практических и лабораторных занятий, многие представления у учащихся уже есть).

На основе анализа состава компетенции и особенностей учебно- воспитательного процесса в ссузе были выделены три этапа в развитии информационной компетенции: I (стихийный) - большая часть этого этапа представляет собой неуправляемое развитие информационной компетенции в ходе использования учащимися различных источников информации с целью решения учебных, бытовых, досуговых проблем до обучения в ссузе, частично - на ссуз; II (осмысленный) - протекает в специально организованной деятельности, сочетает направляемую преподавателями и самостоятельную работу учащихся с рекомендуемыми источниками информации, в его второй половине начинается работа с профессионально ориентированными источниками; III (управляемый) - преимущественно самостоятельная функционально различная работа с информацией - по сбору, преобразованию, передаче и т.п. Таким образом, в структуре процесса учитывается индивидуальный опыт работы обучающегося с информацией и формируется новый, осмысленный опыт, обеспечивающий в перспективе свободное движение в потоке информации, владение приемами работы с ней.

В завершение первого этапа проводится диагностика уровня сформированности компетенции, как правило, у небольшой части обучающихся может быть сформирован базовый уровень информационной компетенции, что означает владение ее основами - знаниями об основных видах информации и способах ее представления, базовыми умениями работы с информацией, достаточными для жизнедеятельности, некоторым опытом получения, обработки, представления и хранения информации. Далее должна вестись целенаправленная работа по формированию компетенции.

В содержательную часть процесса формирования компетенций входит инвариантная часть - общая для всех направлений подготовки СПО, и гибкая вариативная, включающая специфические, присущие получаемой профессии знания, умения, навыки, смысловые ориентиры, опыт. Основой для первой являются общеобразовательные предметы, для второй - специальные.

Вариативная часть постоянно наращивается самими учащимися, т.к. расширяется поле профессиональной информации, а деятельность с ней приобретает индивидуальные черты, «почерк» [2, 5].

Обычно в число компонентов информационной компетенции (в соответствии с основными типами работы с информацией) включают следующие виды деятельности: поиск источников информации; умение работать с различными устройствами для работы с информацией; планирование   поиска   информации;   отбор   информации;   определение значимости информации; сохранение информации; поиск информации; обработка информации; анализ информации; критическая оценка информации; реферирование информации; систематизация информации; интерпретация информации; представление информации; размножение информации; передача информации; планирование работы по подготовке тематической информации; аргументирование выводов на основе информации; оценка информированности по теме и др. Каждый из этих компонентов формируется в специальной деятельности, причем простота этой деятельности кажущаяся. Например, поиск источников информации предполагает знание их видов (сегодня учащиеся и студенты предпочитают Интернет, но многие не умеют использовать этот ресурс эффективно), их информационной значимости, умение быстро проанализировать перспективность их информации в решаемой проблеме (учебник, статья, монография, интернет-энциклопедия и пр. дают разную информацию, кроме того, важно понимание авторитетности мнения автора). Таким образом, нужно обучать студентов правильной деятельности с информацией. Для мотивации освоения деятельности, которая кажется учащимся элементарной, полезна проблемность - необходимо доказать, что они плохо ее осуществляют (специальный тест, специальное краткое, но непростое задание и т.д.).

Механизм развития информационной компетенции основан на идее кооперации деятельности преподавателя и студентов, при этом преподаватель выполняет роль организатора и консультанта, способствующего самореализации обучающегося. Смысловая составляющая предполагает опору на опыт студентов, на проблемность, ориентацию на самостоятельный осмысленный поиск информации и рефлексию собственной деятельности; технологическая составляющая -формирование, знаний, способов деятельности, накопление опыта работы с информацией. Существенное значение имеют личностные перспективные цели и самореализация обучаемых, поэтому ведущими методами являются активные -        дискуссионные, проблемно-поисковые, творческие, исследовательские. Например, обучение презентации информации возможно в рамках проектировочной деятельности с последующим сопоставлением результатов разных исполнителей, это может быть деловая игра-соревнование с профессиональным содержанием.

Результаты формирования информационной компетенции очень многоплановы в соответствии с целями. очевидно, такой же многосторонней должна быть и их фиксация - никакой экзамен или тест не позволит выявить уровень сформированности. Поэтому целесообразно проводить диагностику в течение всего периода обучения: составить технологическую карту результатов текущих достижений, защитить информационный проект, пройти тестирование. Поскольку компетенция формируется при изучении всех дисциплин, то выявление сформированности ее составляющих должно быть распределено между ними - часть компонентов относятся к инвариантной части, часть - к вариативной, а для суммирование результатов и определение их полноты может проводить центр качества учебного заведения. Каждый преподаватель также может определять вклад своего предмета, особенно если это предмет профессионального блока.

Предполагаем, что в обучении в учреждении СПО могут быть достигнуты три уровня сформированности информационной компетенции - базовый, профессиональный, продвинутый. Базовый уровень обеспечивает студенту свободную деятельность в информационной мегасреде, т.е. умение использовать широкодоступные источники, знание видов и способов представления информации, ее хранения и передачи. Этот уровень достаточен для получения среднего общего образования и минимального уровня среднего профессионального. Профессиональный уровень предполагает овладение профессиональной информационной средой, способами работы в ней и способами работы с профессиональной информацией. Его достижение означает качественную подготовку специалиста среднего звена в этой области. Наконец, продвинутый уровень - задел для профессионального и карьерного роста, он предполагает способность к поиску информации в самых разных источниках, не связанных напрямую с профессиональной деятельностью, умение ее критически осмысливать, находить проблемы, которые могут повлиять на профессиональную деятельность в будущем, владение нестандартными способами обработки и представления информации, и способность постоянному самосовершенствованию в этой области (он может быть достигнут отдельными студентами).

В приведенном выше описании конкретизированная модель процесса формирования ключевых компетенций учащихся не содержит специфики подготовки специалистов среднего звена (в учреждениях СПО). Эта специфика задается непосредственно стандартами и содержанием той профессиональной деятельности, к которой готовятся студенты, а потому не может быть описана в данной статье.

 

Список литературы

 

1.     Байденко В.И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий      фактор       образовательного     процесса       // Профессиональное образование и личность специалиста. - М., 2002.- С. 14-32.

 

2.     Дружилов С.А. Профессионалы и профессионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы формирования// Сибирь. Философия. Образование. Альманах СО РАО, ИПК. - Новокузнецк, 2001. -Вып. 5. - С. 46-56.

 3.     Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э., Павлова А.М.. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. - М.: Изд-во МПСИ, 2005.

4.     Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. -№ 5. - С. 34-42.

5.     Михайлова Н.Н. Управление процессом внедрения эффективных педтехнологий в системе профессионального образования. - М., 2001. 

6.     ГОС СПО. Государственные требования к минимуму содержания и уровню   подготовки   выпускников   по    специальности   2203   - Программное      обеспечение       вычислительной      техники       и автоматизированных систем. - М., 2004.

7.     ФГОС ВПО по направлению подготовки 05100 - Профессиональное обучение (по отраслям). - М., 2009.

8.     Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002 г. Центр «Эйдос» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm