Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ

Авторы:
Город:
Новороссийск
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

Сегодня изучение проектирования в целом и метода проектов в частности ведется с различных позиций. Проектирование как компонент деятельности педагога, руководителя рассматривается в трудах В.С. Аванесова, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкого, Е.Л. Белкина и др. Проектирование как особый механизм управления образованием представлен в работах А.М. Новикова, Т.Д. Потаповой, Т.В. Сергеевой и др. Необходимо заметить, что анализ педагогической, методической, технической литературы по проблеме исследования позволяет сделать вывод о том, что исследование проблем проектирования ведется либо исключительно с позиций педагогики (без учета имеющегося на сегодняшний день богатого потенциала теорий проектирования), либо происходит меха- нический перенос форм и методов из традиционных областей проектирования (архитектурного, технического и т.д.) в образовательную сферу.

На сегодняшний день вопросам проектного обучения, организации проектной деятельности в образовательных учреждениях посвящено довольно большое количество работ. Так, труды Г.Л. Ильина, А.Г. Раппопорта, Г.П. Щедровицкого и др. посвящены анализу проектной деятельности индивида. Вопросам проектной деятельности школьников посвящены исследования В.В. Гузеева, Н.В. Матяш, Е.С. Полат, Е.В. Рогалевой, Т.С. Цыбиковой и др. Проблемой целесообразности использования проектной деятельности в процессе обучения студентов занимались В.Г. Веселова, О.И. Гридасова, И.А. Шиянова, З.А. Селиверстова и др.

В период социальной реформации на первое место выходит способность специалиста конструировать различные формы социальной практики. Именно эта способность характеризует человека как субъекта социальной практики и деятельности (М.К. Мамардашвили, В.И. Слободчиков, Г.П. Щедровицкий и др.). Кроме того, проектная деятельность позволяет человеку влиять на социальную действительность (И.В. Блауберг, В.И. Курбатов., А.Г. Раппапорт и др.), а в процессе конструирования социальной практики проектирование становится фактором становления самого человека (В.М. Розин, Г.П. Щедровицкий и др.).

Таким образом, современными исследователями осознается и используется потенциал проектирования для изменения системы образования, развития личностных качеств обучающихся, формирования компетентностей как образовательных результатов. Проектная деятельность позволяет создать условия для развития образовательной системы.

Появление темы проектирования в образовании связано с созданием и реализацией метода проектов, история создания которого позволяет сделать заключение о том, что обращение к проектированию и использование этого метода в процессе обучения практически всегда обусловлено кардинальными изменениями в социально-экономической жизни общества [1, с. 24]. Возникновение интереса к методу проектов и проектированию, как правило, всегда связано с изменениями в обществе и образовании. Проектирование при этом осознается как одно из условий, или механизмов, изменения качества образования и рассматривается как инновационное образование.

Итак, сегодня существует довольно много работ, посвященных вопросам проектирования в контексте разных направлений развития и изменения современного образования. В связи с этим возникает необходимость определения особенностей процесса организации проектной деятельности, образовательных возможностей проектирования и рассмотрения результатов в разных направлениях развития современного образования.

В качестве особого направления организации проектирования в педагогике И.Ю. Малкова рассматривает метод проектов как дидактическую инновацию [2]. Т.М. Ковалева предполагает возможность дидактического рассмотрения любой инновации через анализ трех аспектов: философского (включающего цели обучения), теоретического (представляющего содержание обучения, структуру и закономерности процесса обучения), технологического (обеспечивающего нормативные принципы организации процесса обучения). При характеристике дидактического аспекта содержания инновации, Т.М. Ковалева подчеркивает, что «теория обучения (структура и закономерности процесса обучения), в отличие от содержания обучения, не является пространством возникновения инноваций, выступает в роли ограничителя для технологического обеспечения дидактических инноваций. В этой связи любые инновации при технологическом аспекте дидактического рассмотрения, представленные в виде конкретных педагогических технологий, с одной стороны, всегда ограничены теорией обучения и реальными педагогическими целями, а с другой стороны, характеристиками того подхода, в который должна будет «вписаться» данная инновационная технология» [3, с. 136].

Обозначенные особенности дидактических инноваций позволяют охарактеризовать метод проектов как инновационную педагогическую технологию.

Различные модификации организации метода проектов в контексте дидактического подхода определяются условиями его использования на занятиях и во внеаудиторной работе в рамках конкретного учебного предмета, или междисциплинарных проектов. Основной формой реализации метода проектов является проект, в основе которого лежит какая-то идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи [4, с. 12].

Метод проектов предполагает самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую) по решению какой-либо проблемы в течение определенного времени Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Многие исследователи, занимающиеся вопросами реализации метода проекта, отмечают, что актуальность его использования лежит не только в сфере собственно педагогической, но, главным образом в сфере социальной [4, 5, 6, 7]. В социальном плане обучение по этому методу дает возможность выпускнику быть более приспособленным к жизни, учит его адаптироваться к изменяющимся условиям. Метод проектов – педагогическая технология, которая ориентирована на применение имеющихся и приобретение новых знаний, и реализация которой дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде [4, с. 27].

Анализ исследований в области теории и практики проектирования в образовательной среде позволяет сделать вывод о необходимости рассмотрения проектной деятельности как самостоятельной, многофункциональной, интегральной, адаптивной деятельности, посредством которой обеспечиваются органические изменения в образовании.

Мы полагаем, что это можно связать с формированием нового образа самого процесса образования, которое мыслится как форма развития умений и способностей человека и освоения способов деятельности в социуме.

Проектная деятельность в образовании - это организованная система деятельности по осуществлению комплексных исследований и проектных разработок, обеспечивающих развитие и саморазвитие образования как формы общественной практики, позволяющей удовлетворять потребности в образовании человека, общества, в котором он живет, и потребности самих образовательных систем [8]. Цель подобного проектирования – обеспечение необходимого комплекса условий органического перехода системы образования из одного состояния в другое, качественно новое. Результат - концепции и программы развития образовательных систем, модели образовательных деятельностей.

В качестве объекта педагогического проектирования выступает образование как форма общественной практики, в качестве предмета - совокупность осуществляемых в ней видов профессиональной деятельности (педагогической, научной, культурно-образовательной, управленческой), а также форм организации образовательного пространства.

Таким образом, цель педагогического проектирования – основанное на принципиально новом способе решение какой-либо актуальной проблемы. Обычно педагогическая проблема представляет собой противоречие между потребностями общества, которые выражаются в социальном заказе, и невозможностью педагогики своевременно удовлетворить эти потребности. Следовательно, основная цель педагогического проектирования - выполнение социального заказа.

 

Список литературы

1.      Малкова И.Ю. Актуализация метода проектов в контексте исторических событий // Образование в Cибири / Под ред. В.А. Дмитриенко. – Томск: Изд-во ТГУ, 1995. – № 2. – С. 24–31.

2.      Малкова И.Ю. Педагогические функции метода проектов в сельской общеобразовательной профессионально профилированной школе: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Томск, 1994. – 20 с.

3.      Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 256 с.

4.      Абакумова Н.Н. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика / Н.Н. Абакумова, И.Ю. Малкова. – Томск: Изд-во Томского государственного университета, 2007. – 368 с.

5.      Пшеничникова Т.Д. Педагогические условия формирования профессионального мастерства муниципальных служащих методом проектов в процессе повышения квалификации: Автореф. … канд. пед. наук. – Томск, 2003. – 17 с.

6.      Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование: Учебно-практическое пособие. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2001. – 124 с.

7.      Горовая В.И. Проектирование и реализация учебной информации в образовательном пространстве современного вуза / В.И. Горовая, О.Г. Зайцева, С.И. Тарасова. – М.: Просвещение, 2003. – 135 с.

8.      Попков В.А. Дидактика высшей школы / В.А. Попков, А.В. Коржуев. – М.: Академия, 2001. – 136 с.