Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СОВРЕМЕННОМ НЕСОВЕРШЕНОЛЕТНЕМ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕ

Авторы:
Город:
Уссурийск
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2016г.

Аннотация

Данная статья рассматривает социально-психологические особенности подростков с девиантным поведением. Мы знаем, что девиантное поведение - это результат развития подростков в семье и обществе. Эта статья результат одного из этапов психолого-педагогического сопровождения в Приморской спецшколе им. Т.М. Тихого.

Ключевые слова: девиантное поведение, социально-психологические особенности, подростки, психолого- педагогическое сопровождение

 

Abstract

This рарег examins the social and psychological peculiarity the teen-ageres with the deviant bеhаviоuг. We know, that the bеhаviоuг of the teen-agees are result the development in family and in the social. This рарег is a result of one stage psychological and pedagogical the accompaniment in Primorskay special school.

Keywords: deviant bеhаviоuг, social and psychological peculiarity, teen-ageres, psychological and pedagogical the accompaniment

 

    Неоднократно теоретиками и практиками поднимался вопрос составления социально-психологического портрета юного асоциала (Братусь Б. С., Заика Е. В., Иванов В. Г., Крейдун Н. И., Личко А. Е., Меликсетян А. С., Фельдштейн Д. И., Ячина А. С. и многие др.);

   Также рассматривались рекомендации по ранней диагностике и профилактике отклоняющегося поведения (Алемаскин М. А., Арзуманян С. Л., Баженов В. Г., Беличева С. А., Валицкас Г. В., Кочетов А. И., Миньковский Г. М., Невский И. А., Потанин Г. М., Прейскурант Е. Н., Пстронг Д. и др.).

   В литературе рассматривались и вопросы перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей в условиях специальных учреждений (спецшкола, спецПТУ, воспитательная колония) (Андриенко В. К., Башкатов И. П., Гербеев Ю. В., Данилин Е. М., Деев В. Г., Невский И. А., Медведев А. И., Пирожков В. Ф., Фельдштейн Д. И., Фицула М. Н., Хмурич Р. М.).

   Низкий уровень социализации, проблемы и недостатки в воспитании несовершеннолетних правонарушителей восполняются влиянием - улицы, двора, уличной группы с отрицательной направленностью. Правонарушения несовершеннолетних в значительной мере зависят от уровня социального контроля со стороны государства, семьи, воспитательных учреждений, общественности за времяпровождением подростков [4, с. 8].

   В психолого-педагогической литературе понятие преступности несовершеннолетних трактуется как один из источников формирования преступности взрослых. Проблема изучения личности преступника служит ключом к пониманию сущности преступности [2, с. 245]. Однако мы придерживаемся убеждения, что преступником человека может назвать только суд, поэтому мы будем использовать понятие правонарушители.

  Как отмечают многие авторы несовершеннолетние правонарушители отличаются незрелостью мышления и сознания, неразвитостью волевых качеств личности, недостаточностью социального опыта, повышенной эмоциональностью и возбудимостью.

   Мы допускаем, что нарушение социализации подростка имеет индивидуальную и возрастную обусловленность.

  Личность несовершеннолетнего правонарушителя характеризуется, как правило, повышенной психологической раздражительностью, наличием тревожности, подавленности настроения, средовой дезадаптивностью, высокой вероятностью попадания в острые и конфликтные ситуации [3, с. 38]. Та же ряд авторов (Ю.М. Антоняна, М.И. Еникеева, В.Е. Эминова и др.) выделяют характеристики личности несовершеннолетних правонарушителей, которые связаны с полной или частичной утратой учебной мотивации и мотивации к деятельности, с нарушением контакта с  окружающими людьми, отчуждением от сверстников.

   Стремление к достижению успехов в деятельности, подменяется желанием приятного времяпрепровождения в асоциальных группах, где возникает интерес к озорству, перерастающий в хулиганство.

   Эмпирической базой нашего исследования стали воспитанники Приморской спецшколы имени Т.М.Тихого, которое проводилось в период с сентября 2009 по май 2012 года. Все мальчики по решению суда находились в закрытом учебном учреждении. Возраст воспитанников от 12 до 18 лет – 124 чел. Диагностическое обследование проводилось, чтобы организовать работу по профилактике и преодолению социальной дезадаптации с учетом индивидуально-психологических особенностей несовершеннолетних. Основная задача психоло-педагогического сопровождения воспитанников направлена на определение характера личностных деформаций и использование ресурсов их компенсации. На основании полученных данных составлялись индивидуальные маршруты, и осуществлялась разработка индивидуально ориентированных форм психо- коррекционной помощи и реабилитации.

   Для составления социально-психологического портрета несовершеннолетних правонарушителей, мы проанализировали личные дела и на основании этого составили социальный портрет современного несовершеннолетнего правонарушителя.

    Мы выяснили, что чаще в среде правонарушителей оказываются подростки в возрасте 15 лет, так же значим является и возраст 14 лет и 16. Это позволяет нам утверждать, что подростки в возрасте от 14 до 16 лет вероятнее могут оказаться в противоправной ситуации.

   Объективные отношения, которые определяют развитие ребенка с момента его рождения, отражаясь в его сознании, приводят к формированию субъективного отношения ребенка, подростка к действительности. Это отношение и становится опосредствующим звеном между объективными воздействиями среды и поступками человека. [3, с.138]. Мы считаем, что важнейшим с точки зрения формирования личности несовершеннолетнего правонарушителя является его семьи.

   Мы выяснили следующие характеристики семей воспитанников: большинство (55 %) с единственным родителем (одна мать), родители лишены родительских прав (15 %) от общего числа, полных семей – 14 %, детей-сирот и семей с единственным родителем (один отец) по 8 %. И так, большинство ребят воспитываются одной матерью. Это показатель подтверждает, что, определяя мальчиков в спецшколу, государство оказывает женщинам помощь в воспитании несовершеннолетних детей. Семейное неблагополучие подтверждает трудность современных женщин самостоятельно воспитывать мальчиков.

   Мы выяснили, что чаще всего (74 %) подростки совершают кражи, чаще всего сотовые телефоны, деньги. Распространенными также являются неправомерное завладение автомобилем или транспортным средством (23%), побои и драки (20 %)., Легкость управления автомобилем, также на руку подросткам.

  Мы исследовали познавательные процессы: память, восприятие, мышление, личностные особенности, и предрасположенность к девиантному поведению.

   Кратковременное и долговременное запоминание сохранено у большинства несовершеннолетних.

   Анализируя данные, мы видим, что большинство воспитанников демонстрирует сохранность кратковременного (норма 62% и низкая норма 13%) и долговременного (норма 48% и низкая норма 37%) запоминания. Часть детей имеет показатели ниже нормы кратковременного (25 %) запоминания и 15 % ребят имеют ниже нормы показатели долговременного запоминания. Таким образом, несовершеннолетние правонарушители характеризуются сохранением кратковременного и долговременного запоминания.

   Восприятие несовершеннолетних правонарушителей отличается конкретностью (61 %). 24 % детей имеют абстрактный тип восприятия, 10 % – конкретно-абстрактный, 4 % – эмоциональный, 1 % – абстрактно- эмоциональный. Таким образом, у несовершеннолетних правонарушителей чаще встречается конкретный тип восприятия.   

   По результатам психодиагностики, проведенной в спецшколе, выявлена личностная незрелость, инфантилизм, неразвитость коммуникативных навыков, что вызывает конфликты со взрослыми и сверстниками у большинства воспитанников. Это одна из причин социальной дезадаптации. Исследуя особенности характера, мы выяснили, что чаще встречаются подростки с циклотимическим типом акцентуации (36 %). Поведение таких детей характеризуется частой сменой настроения, они тяжело переживают неудачи, часто думают о собственных недостатках, им характерно ощущение ненужности, они испытывают чувство одиночества, становятся замкнутыми. У таких воспитанников периодически падает работоспособность, они утрачивается интерес к работе и к окружающим людям.

   Также, было проведено исследование предрасположенности к девиантному поведению по методике А.Н. Орла. Представленные результаты, мы используем для определения результативности деятельности коллектива спецшколы по преодолению предрасположенности к девиантному поведению воспитанников.

   Мы выяснили, что встречается поведение ориентированное на социально одобряемое поведение, выражена склонность противопоставлять собственные норме и ценности групповым требованиям, воспитанники склонны следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения, так же готовы подчиняться. Это воспитанники с которыми можно проводить любые занятия, однако, они остаются при своем мнении. Коррекционные мероприятия длительны и мало эффективны. Встречаются и воспитанники с хорошим социальным контролем поведенческих реакций, с низкой ценностью собственной жизни, склонность к риску, отсутствие готовности к реализации саморазрушающего, поведения, отсутствие тенденции к соматизации тревоги. Эти воспитанники отличаются агрессивностью, конфликтность на протяжении всех трех лет пребывания в учреждении. Отмечены также воспитанники с невыраженностью агрессивных тенденций, невыраженностью тенденций в жестком самоконтроле любых поведенческих эмоциональных реакций, у них низкий уровень социального контроля. Это воспитанники с готовностью включаться во все виды коррекционно-реабилитационных мероприятий и имеют результат.

   В исследованиях Ю.М. Антоняна, М.И. Еникеева, В.Е. Эминова группы подростков, совершивших корыстные преступления, показано, что причиной их включения в антиобщественные группы послужило либо отсутствие отца, либо отсутствие доверительных отношений с ним. Образовавшийся эмоциональный вакуум в семье заполнялся отношениями не просто в неформальной группе сверстников, а в группе, где лидировали лица старших возрастов, демонстрировавшие свою физическую силу, уверенность, умение разрешать конфликты силовым путем. Можно сказать, что в такой группе подросток пытается получить то, что "недополучил" от отца. [1 с. 133].

   Таким образом, обобщая признаки, полученные по результатам проведенных психодиагностических методик с воспитанниками Приморской спецшколы, мы выяснили, что типичным возрастом несовершеннолетнего правонарушителя является подростковый возраст с 14 до 16 лет. Чаще несовершеннолетний правонарушитель воспитывается матерью. Он более склонен к совершению краж, побоев и драк, к завладению чужим автомобилем. С точки зрения психологических характеристик, правонарушитель обладает конкретным типом восприятия. Чаще у такого несовершеннолетнего циклотимический тип акцентуации личности. Такой подросток будет ориентирован на социально одобряемы поступки, у него не выражены агрессивные тенденции, низкий уровень социального контроля. На наш взгляд, такой подросток обладает невысоким уровнем интеллекта.

   Также отмечены нарушения отмечались в эмоциональной сфере.

   По итогам проведенных методик, мы выяснили, что большинство подростков разочарованы в себе, у них отмечается подавленность, плохое настроение при поступлении в спецшколу.

   Нами предложен социально-психологический портрет личности несовершеннолетнего правонарушителя. Семьи, оказавшись в трудных жизненных ситуациях (развод, потеря кормильца, внебрачное рождение детей и др.) часто самостоятельно не могут пережить трудности, что ведет к потере очередного поколения, не способного решать проблемы действительности, что в свою очередь ведет к появлению такого понятия как несовершеннолетний правонарушитель.

   В рамках психолого-педагогического сопровождения в Приморской спецшколе выработана система мероприятий на период адаптации воспитанников в спецшколе, коррекционно-развивающие программы, обучающие правовым нормам и ориентированные на адаптацию к жизни вне спецшколы и приобретение умения ориентироваться в социуме. Используются методы телесно-ориентированые, арт-коррекции (песок, глина, сказка, куклотерапия, рисунок и т.д.)

   Однако, когда приходит время уйти из школы нашим детям просто идти некуда независимо от полученного результата. Это проблема не только подростков нашего учреждения. Это проблема всего общества и в частности развития и становления семейных отношений. Семейная система влияет на формирование отклоняющееся поведение подростка, а подросток со своими индивидуально-типологическими чертами характера, переживаниями, может влиять на характер взаимодействия между членами семьи.

 

Список литературы

1.      Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. -М.: Юрист,1966.

2.      Зюбин Л. М.         Психологический         аспект        проблемы        перевоспитания        www.         bim- bad.ru/biblioteka/article_ful...Вопросы психологии. № 3. 1969. С. 132-143.

3.      Криминология: Учебник /Под ред акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова - М.:Юрист,1995,с.80-81)

4.      Пивоваров П.Г., Соловьев В.Н. Психологическая характеристика преступлений несовершеннолетних, их профилактика: Учебное пособие. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2002. - 59 с

5.      Психология несовершенолетних правонарушителей. Текст  доклада Пережогина Л. О. на проблемном совете ГНЦ ССП им. В. П. Сербского 24 апреля 2003 г. www.otrok.ru/teach/crime/crime6.htm