Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

В настоящее время возрастает необходимость в специалистах, ориентированных на самореализацию, которые руководствуются знаниями и опытом, приобретенными в период профессионального обучения. Именно молодые исследователи позволят ответить на мировые вызовы и осуществить  поставленные перед Россией важнейшие задачи современности. [6]

Сейчас студент вуза — это, в первую очередь, молодой человек, который имеет все возможности к дальнейшему развитию, определению своего будущего. Будучи важным интеллектуальным  потенциалом общества, студент первого курса — это вчерашний школьник, не имеющий необходимого опыта, и ощущающий острую необходимость в его приобретении.

По определению И.А. Зимней, студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, отличающихся наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации [2].

Конечно, методы обучения в вузе заметно отличаются от школьных. Процесс обучения в вузе строится по принципам, отличающимся от дидактики  средней школы: учебная работа сближается с научной; активность студентов заключается в самостоятельной учебно-познавательной деятельности; происходит профессионализация содержания изучаемых дисциплин. Соответственно, многие первокурсники в первое время испытывают большие трудности. Поэтому начальный этап обучения в вузе связан с коренной ломкой устоявшихся представлений и привычек школьника, необходимостью изменять и перестраивать свое поведение и деятельность, учиться анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли. В связи с этим очень важно, чтобы преподаватель направил деятельность студента-первокурсника в русло самостоятельной работы. Это подразумевает развитие познавательной деятельности. Надо дать понять студенту, чтобы он вел данную деятельность для овладения знаниями, умениями и навыками, а не только для того, чтобы успешно сдать экзамены.

Исследователи выделяют сензитивные периоды онтогенеза человека. В эти периоды может происходить особенно интенсивное развитие способностей, опережающее общее развитие личности. Это — важное условие становления способностей. Особенности эти выделяют как отечественные, так и зарубежные исследователи — Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, и др. В период ранней юности сформировывается некое обобщенное представление о себе, заключающее в себе психологическую реальность, влияющую на поведение, порождающую те или иные переживания. При этом, отмечает В.С. Мухина, в самосознание активно входит психологический фактор времени, - студент-первокурсник начинает "жить будущим". По ее мнению, только к концу юношеского возраста молодой человек начинает действительно овладевать защитными механизмами, позволяющими ему не только внешне защищать себя от стороннего вторжения, но и укреплять себя внутренне. Рефлексия помогает предположить возможное поведение другого и подготовить встречные действия и занять внутреннюю позицию [4]. Этой же точки зрения придерживается и В.И. Слободчиков, указывая, что юность — это завершающая стадия психологического этапа "персонализации", периода нахождения самоидентичности. [5]

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт и – процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, И.С. Кон, В. Т. Лисовский, 3.Ф. Есарева и др. Исследования Б.Г. Ананьева и группы ученых доказывают, что природа психофизического развития зрелости человека разнородна и противоречива и представляет собой сложную структуру различных процессов [1]. Б.Г. Ананьев утверждает, что наиболее глубокие социальные и психофизиологические сдвиги происходят на гранях между прекращением созревания и стабилизацией зрелых, сформированных структур поведения и интеллекта человека. Составляющими этой структуры являются: повышение функционального уровня различных механизмов деятельности, стабилизация этих уровней и их понижение. В итоге эксперимента ученый сопоставил моменты, образующие структуру развития психофизиологических функций человека, выделил годы жизни, на которые приходятся моменты повышения, стабилизации и понижения функционального уровня (Табл.1).



   Таблица 1

Моменты развития и их соотношения в различные микропериоды зрелости


Микропериоды,

Годы

Повышение функционального

уровня, %

Стабилизация,

%

Понижение функционального

уровня, %

18—22

46,8

20,6

32,6

23—27

44,0

19,8

36,2

28—32

46,2

15,8

38,0

33—35

11,2

33,3

55,5

 

Анализ данных таблицы показывает, что на возраст, который нас больше всего интересует, от 18 до 22 лет, приходится самый большой процент функционального уровня, т.е. самый большой всплеск познавательных способностей (46,8%). Таким образом, можно заключить, что студенческий возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева, является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека.

В то же время, становление устойчивого самосознания и стабильного образа "Я", являясь центральным психологическим новообразованием юношеского возраста, диктует потребность подчеркнуть собственную индивидуальность. В этом возрасте формируется собственная модель личности, с помощью которой определяется свое отношение к себе и другим. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность к сознательной регуляции своего поведения у студентов-первокурсников в 17-19 лет развита не в полной мере. В подтверждение этому мы приведем результаты своего исследования. В начале осеннего семестра 2014 года нами были продиагностированы 470 студентов 1 курса очной формы обучения МГУТУ им. К.Г. Разумовского на предмет определения уровня рефлексивности как качественно особого свойства индивида, способного принимать решения обдуманно, взвешенно, учитывая различные варианты решения "задачи". Нами была использована методика определения уровня рефлексивности А.В. Карпова (2003). Анализ результатов полученных данных выявил, что подавляющее большинство студентов 1 курса имеют низкий уровень рефлексивности (данные распределены по профилям обучения) (диагр.1).


На основе данных, полученных в ходе эмпирического исследования, считаем необходимым отметить, что студенты-первокурсники не всегда успешно овладевают знаниями совсем не потому, что получили слабую подготовку в средней школе, а потому, что у них не сформированы такие черты личности, как готовность к учению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности, умение правильно организовывать свое рабочее время для самостоятельной работы. Некоторые студенты-первокурсники оказываются не способными принимать элементарные решения, так как привыкли к ежедневной опеке и контролю в школе. У них недостаточно воспитаны навыки самообразования и самовоспитания. В новых условиях вуза у молодого человека может возникнуть ложное ощущение свободы, которое обусловливается необходимостью самостоятельно организовывать свою работу и распределять собственные силы. А недостаток внутреннего контроля часто приводит к переоценке юношами своих сил и возможностей.

В этой связи, также необходимо  отметить,  что, с одной стороны, результаты констатирующего  этапа соответствуют закономерностям и специфике психического развития личности в данный возрастной период, но с другой стороны, — привносят предположение, что, имея низкий уровень рефлексивности, студенты- первокурсники едва ли смогут сформировать устойчивую рефлексивную позицию без педагогического сопровождения.

Отношение к студенту как к социально зрелой личности, носителю научного мировоззрения предполагает учет того, что мировоззрение — система взглядов человека не только на мир, но и на свое место в мире. Другими словами, формирование мировоззрения студента-первокурсника предполагает и развитие его рефлексивной позиции – сложного личностного качества, включающего способность к осмыслению как окружающей действительности, так и себя как субъекта будущей деятельности, а также способность осуществлять самоанализ, самооценку и самокоррекцию.

В свою очередь, это обязывает преподавателя думать об усилении диалогичности обучения, создания для студентов-первокурсников условий возможности отстаивать свои взгляды, цели, жизненные позиции в процессе учебно-воспитательной работы в учебном заведении. В этой связи, в  процессе формирования  рефлексивной позиции студентов-первокурсников, мы предлагаем акцентировать внимание преподавателей вузов на необходимости внедрения в учебный процесс технологий по развитию критического мышления, в том числе, интерактивных методов обучения (дискуссия, мозговой штурм, кейс-метод). Поскольку интерактивные методы обучения основаны на прямом взаимодействии обучаемых с учебным окружением, которое выступает как реальность, в которой обучающийся находит для себя область осваиваемого опыта, центрального активатора учебного познания.

Будучи вовлеченными в интерактивный процесс обучения студенты-первокурсники выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт преподавателя, который побуждает студентов- первокурсников к самостоятельному поиску. К тому же, интерактивный процесс характеризуется высокой интенсивностью коммуникации, общения, обменом деятельности, сменой и разнообразием видов деятельности, целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности, взаимодействия. [3]

По нашему мнению, в процессе формирования рефлексивной позиции, используя интерактивные методы обучения, обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи, а двусторонний обмен информацией, в свою очередь, будет более точен и будет повышать уверенность в правильности интерпретации сообщений.

Стоит отметить, что интерактивные методы в процессе формирования рефлексивной позиции в период ранней юности принесут наибольший эффект, если преподаватель будет влиять на обсуждение не только высказыванием научно аргументированной точки зрения, но и выражением своего личностного отношения к проблеме, своей нравственной и мировоззренческой позиции.

В заключении хотелось бы отметить, что высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий, у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. А знание индивидуальных особенностей студентов-первокурсников, на основе которых строится процесс формирования рефлексивной позиции, имеет решающее значение в процессе включения студентов-первокурсников в новые виды деятельности и в новый круг общения.

 

Список литературы

1.      Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой. — Вып. 2. — Л.: ЛГУ, 1974. — С. 3-15.

2.      Зимняя И.А. Педагогическая психология: уч. для студентов по пед. и психол. направ. и спец. — М.: Логос,2000. — С. 384.

3.      Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. – Мн.: Университетское, 2000. – 95с.

4.      Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 9-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2004. С. 302.

5.      Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М.: Высшая школа, 2000.

6.      Шишов      С.Е.     Формирование     кадрового     потенциала    для     высокотехнологичной     экономики.      - Нанотехнологии. Экология. Производство. - 2009. - № 2. - С. 66-69.