Аннотация. Статья посвящена одному из основных видов творческой самостоятельной работы студентов МГИМ им. А.Г. Шнитке по Истории искусства – искусствоведческому проекту на платформе Электронной информационно-образовательной системы (ЭИОС). В основе проектов лежит медиаобразовательный подход, способствующий не только созданию полноценного интеллектуального продукта, но и ситуации успеха.
Ключевые слова: ЭИОС, самостоятельная работа, медиаобразование, медиапроект, ситуация успеха, история искусства, живопись XX века.
Отечественное образование, как и во всем мире, вступило в эпоху электронного обучения. В приоритетном российском проекте «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» ставится задача «…создать к 2018 г. условия для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства и увеличения числа обучающихся образовательных организаций, освоивших онлайн-курсы до 11 млн человек к концу 2025 г.» (3).
В МГИМ им А.Г. Шнитке существует перспективная модель повышения доступности и качества образования. Это – Электронная информационно-образовательная среда. Она предоставляет возможности овладения программными материалами в полном объеме и онлайн, что особенно важно для наших студентов, которые постоянно принимают участие в российских и международных конкурсах и часто гастролируют в составе творческих коллективов института.
Но следует подчеркнуть, что в наши дни использование цифровых технологий неразрывно связано с медиаобразованием. Еще в 1999 г. UNESCO сформулировало его основные направления, два из которых относится к вузовской ступени:
1. медиаобразование как часть общего образования…студентов, обучающихся…в средних специальных учебных заведениях, вузах: оно может быть интегрированным с традиционными дисциплина- ми или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т. д.);
2. дистанционное медиаобразование…студентов…с помощью телевидения, радио, системы Интернет (1. Р. 273-274).
По мнению одного из самых известных медиапедагогов России А.В. Фёдорова, главными задачами медиаобразования являются:
1. развитие способности к критическому мышлению;
2. развитие способности к восприятию, оценке, пониманию, анализу (в том числе — этическому и эстетическому) медиатекстов разных видов и жанров;
3. обучение экспериментировать с различными видами медиа, создавать собственные медиапродукты.(4. С. 17).
Эти задачи актуальны и для преподавания Истории искусств (5, 6 семестры), особенно при организации самостоятельной работы студентов. Более подробно остановимся на нашем опыте работы.
В учебном плане МГИМ им. А.Г. Шнитке часы распределены таким образом, что бóльшая их часть (56 %) отводится на самостоятельную работу. На сегодняшний день основой организации этой деятельности является информационно-образовательная среда института, которая позволяет размещать учебные материалы, проводить семинары, осуществлять опрос, собирать работы студентов, организовать обсуждение, отслеживать выполнение элементов учебного курса, выставлять оценки. Все студенты обеспечены индивидуальным неограниченным доступом к электронной среде из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Актуальной для преподавателя в последние годы стало изменение подхода к изучению темы «Искусство XX века», которая является заключительной и обычно времени на нее остается совсем немного. Но это противоречит образовательной и воспитательной логике нашего учебного заведения, которое много внимания уделяет изучению музыки именно этого периода. Помимо специального раздела в курсе Истории музыки, существует спецкурс «А.Г. Шнитке и его современники». Студенты пишут на тему современной музыки курсовые и дипломные работы, выступают с докладами на научно-практических конференциях. Они исполняют музыку XX века не только в стенах института, но и на конкурсах и концертных площадках Москвы, российских и зарубежных городов. Особенно это касается сочинений А.Г. Шнитке. Учебное заведение не только носит имя великого композитора, в институте уже 15 лет существует единственный в мире Музей Альфреда Шнитке, являющийся обладателем текстов сочинений, созданных композитором. Поэтому его музыка звучит у нас постоянно.
Чтобы ликвидировать несоответствие достаточно глубокого изучения студентами современной музыки и довольно поверхностных знаний об основных течениях, направлениях, творцах искусства XX и XXI вв., мы широко используем возможности электронной образовательной системы и вовлекаем студентов в различные проекты, основанных на создании медийной продукции.
В институте уже несколько лет осуществляется подготовка междисциплинарных мультимедийных проектов, объединяющих две дисциплины: «История искусства» и «Современные информационные технологии». Каждый студент готовит собственный медиапроект,
В этом учебном году темой проектов стала «Живопись XX века». Круг предложенных тем был достаточно широк: начиная с Матисса, Пикассо, Дюшана и Дали и заканчивая Поллоком, Ротко, Кляйном, Уорхолом, Лихтенштейном, Польке и Рихтером. Помимо отдельных имен предлагалось исследование таких направлений, как Концептуализм, Неоэкспрессионизм, Гиперреализм, Медиаискусство, Лэнд-арт и Перформанс.
Опыт нескольких лет организации проектной деятельности показывает, что ее наиболее целесообразно проводить в три этапа: 1. создание психологического настроя; 2. организация самостоятельной работы; 3. подведение итогов в виде конкурса проектов.
Основная задача первого этапа – замотивировать студентов, подчеркнуть важность предстоящего проекта для учебного заведения. Лучшие работы размещаются в Электронной информационно- образовательной среде МГИМ им. А.Г. Шнитке и в дальнейшем используются в учебных и просветительских целях. Немаловажно и то, что вместо экзамена автор призового проекта получает «автомат». Особо подчеркивается польза полученных знаний, для самих студентов, поскольку музыка и живопись выражают чувства, эмоции, настроения эпохи, в которую живет создатель. Тем более это касается отнюдь не простой музыки современности. И в этом случае понимание живописи этой эпохи поможет исполнителю проникнуть в сущность музыкального образа.
Преподаватель должен подчеркнуть сложность задания и необходимости применения немалых усилий для его выполнения. Иногда педагогу, знающему способности студентов, стоит очень деликатно помочь некоторым из них в выборе посильной темы. Иными словами, на этом этапе важен позитивный психологический настрой на успех.
Второй этап посвящен быстрой и качественной организации самостоятельной работы со стороны преподавателя: а) предоставление перечня тем и источников информации; б) составление совместно со студентом плана действий; в) формулировка требований и задач каждого из проектов, определение критериев успешности его выполнения.
На этом этапе важно дать студентам возможность проявить самостоятельность в поиске путей успешного выполнения задания. Однако, даже при максимальной активности у студентов могут быть разные результаты в силу их способностей. В этом случае, педагогу необходимо поощрять тех студентов, кто не уверен в своих силах, помогать им в создании ситуации успеха. В своих оценках руководителю полезно сосредоточиться не на всём проекте, а на какой-то детали. Это может быть удачный подход к изложению темы, интересный материал, найденный самостоятельно, необычный дизайн и т.д.
Заключительная фаза включает публичную защиту проектов, привлечение участников к обмену мнениями и определение победителей.
Проводимая в вышеозначенном русле работа дает положительные результаты. Большинство работ создаются на основе тщательного анализа информации, и включают не только отечественные, но и зарубежные культурологические и искусствоведческие источники; содержат адаптированные авторами видеоматериалы. Большое внимание уделяется качеству и стилистике дизайна.
Иными словами, современные медиа на основе медиаобразовательного подхода создают простор для творчества студентов, а также позволяет им пережить ситуацию успеха, что очень важно для современного человека, особенно музыканта.
1. UNESCO. Recommendations Addressed to the United Nations Educational Scientific and Cultural Organization UNESCO. In: Education for the Media and the Digital Age. Vienna: UNESCO, 1999.
2. Ларионова И.А. Ситуация успеха в процессе развития отношений сотрудничества между учителем и учащимися // Педагогическое образование в России, 2014. № 9. С. 198-206.
3. Современная цифровая образовательная среда в РФ // Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://libinform.ru/read/articles/EIOS-faktor-integratcionnyh- protcessov-v-obrazovanii/
4. Фёдоров А.В. Медиаобразование в России: современный вектор // Образовательные технологии XXI века: информационная культура и медиаобразование ОТ’12: межд. конф. (Москва, 6 апреля 2012). М.: Мнемозина, 2012. С. 16-19.