Аннотация: Проведено динамическое наблюдение за физической подготовленностью курсантов и слушателей, обучающихся с 3 по 5 курсы, анализ уровня развития общей и скоростной выносливости. Выявлено, что более 96% курсантов 3-го года обучения успешно справляются с контрольными нормативами. Однако на 4-5-ом году обучения отмечено стойкое снижение результатов в беге на 5 км., 3 км. и 1 км. Одной из возможных причин отрицательной динамики является переход слушателей 5 курса на самостоятельную подготовку по физической культуре.
Ключевые слова: курсанты, выпускники, физическая подготовленность, функциональная готовность, выносливость, тестирование.
¹FSBEE НЕ Siberian Fire and Rescue Academy EMERCOM of Russia, Zheleznogorsk, Krasnoyarsk krai,
Key words: cadets, graduates, physical fitness, functional readiness, endurance, fitness testing.
Физическая подготовленность человека – один из важнейших факторов, влияющих на здоровье человека. Известно, что физическая подготовленность, являясь результатом физической подготовки, тесно связана с функциональной готовностью человека, его физической работоспособностью. Пристальное внимание специалисты и ученые уделяют студенческому возрасту как периоду активного социального и профессионального становления человека. Ряд исследователей отмечают снижение уровня физической подготовленности современной студенческой молодежи во время обучения в вузе [1, 3, 4]. При этом отдельные авторы отмечают повышение уровня развития двигательных качеств у студентов на протяжении одного учебного года [2].
Актуальность повышенных требований к физической подготовленности специалистов государственной противопожарной службы связана с необходимостью решения профессиональных задач на должном уровне, связанных с ликвидацией пожаров, стихийных бедствий и спасением людей. В России, несмотря на значительное сокращение количества пожаров с 2003 года на 41 %, в 2016 году ежедневно происходило около 419 пожаров в день, в которых погибли и получили травмы различной степени 29 – 27 человек [10].
Развитие выносливости, как одного из компонентов физической подготовленности человека, играет важную роль в профессиональной подготовке специалистов пожарной безопасности. Играя существенную роль в оптимизации жизнедеятельности и формировании физического здоровья, общая выносливость является важной предпосылкой развития специальной выносливости [8]. Условия труда личного состава противопожарной службы при ликвидации пожаров и их последствий связаны с длительным выполнением однообразных движений при наличии больших физических и эмоциональных нагрузках, быстрым передвижением и выполнением работ в различных условиях, в том числе, в условиях реальной и потенциальной опасности, повторяющимися значительными кратковременными физическими и нервно- эмоциональными перегрузками в экстремальных ситуациях [6]. Развитие общей и специальной выносливости является одним из условий адаптации человека к большим физическим нагрузкам в неблагоприятных условиях (загазованности, недостатка кислорода, резких перепадов температур, снижения давления и пр.), а ведущими системами в обеспечение работы субмаксимальной и большой мощности являются кислородтранспортная и центральная нервная системы. Снижение уровня развития выносливости у студенческой молодежи на протяжении периода обучения отмечено не только в вузах гражданской направленности [1, 3, 7], но и вузах, ведущих подготовку специалистов государственной противопожарной службы [5]. Неоднозначность мнений и фрагментарность исследований повышает актуальность мониторинговых исследований физической подготовленности, в частности, развития выносливости будущих специалистов противопожарной службы с целью повышения качества профессиональной подготовки в вузе.
Проведено динамическое наблюдение в 2015-2017 г.г. 64 курсантов и слушателей мужского пола (очной формы обучения) с 3-го по 5-й курс, обучающихсяв ФГБОУ ВОСибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России. Возраст курсантов на 3-м курсе обучения варьировал от 20 до 24 лет, на 5 курсе от 22 до 26 лет. Объем дисциплины «Физическая культура» у курсантов 3-4 курса составлял 86 часов в каждом учебном году. На 5 курсе слушатели не проходили обязательную программу по дисциплине, а занимались самостоятельно. Уровень развития выносливости курсантов и слушателей оценивался на основании сравнивания результатов наблюдения с помощью оценочных (контрольных) нормативов [9], которые выполняют важную роль, как одна из форм учета и контроля в системе физического воспитания [8]. Тестирование физической подготовленности курсантов и слушателей проводилось: в мае 2015 и 2016 г.г в беге на 5 км., 3 км., и 1 км, в марте 2017 г. – в беге на 1 км. Полученные результаты обработаны с помощью пакета прикладных программ для Windows 2007. При нормальном распределении полученных величин был использован дисперсионный анализ повторных измерений (t-критерий Стьюдента). При распределении, отличным от нормального, был использован непараметрический критерий Вилкоксона при 2-х повторных наблюдениях в группе. Попарное сравнение во множественных (3-х) наблюдениях проводилось с помощью критерия Ньюмена-Кейлса. При сравнении качественных признаков (уровень подготовленности) использовался критерий - χ². Для дополнительного сравнения качественных признаков использовалась поправка Бонферрони для расчета коэффициента достоверности при динамических наблюдениях в одной группе.
Результаты тестирования в беге на 5 км., 3 км. и 1 км. у курсантов и слушателей представлены в таблице. Согласно полученным данным средние значения и медианы находятся в пределах среднего уровня развития выносливости при обучении курсантов на 3-4 курсах. Расчет средних показателей в беге на 5 км. и 3 км. показал более высокий уровень результатов при обучении на 3 курсе по сравнению с последующим годом обучения на 44,72 – 20,00 сек. соответственно (p<0,001). В беге на 1 км средние результаты курсантов 3-го и 4-го года обучения находятся в одном диапазоне и статистически значимо ниже результатов выпускного 5-го курса на 8,64-7,08 сек. (p<0,001), что указывает на более низкий уровень специальной (скоростной) выносливости выпускников по сравнению с предыдущим периодом обучения (Таблица 1).
Таблица 1
Физическая подготовленность курсантов и слушателей СПСА в беге на средние и длинные дистанции.
|
Виды тестирования |
Средний уровень, сек. |
n |
курс |
Достоверность различий |
||
|
3 |
4 |
5 |
||||
|
Бег 5 км, сек. |
1300-1360 |
64 |
1224,14 ± 71,45 |
1268,86 ± 65,18 |
|
p 3-4<0,001 |
|
Бег 3 км, сек. |
695-720 |
64 |
690,00 [673,50-705,50] |
710,00 [699,50-722,50] |
|
p 3-4<0,001 |
|
Бег 1 км, сек. |
200-215 |
62 |
197,47 ± 9,02 |
199,03 ± 8,92 |
206,11 ± 15,98 |
p 3,4-5<0,001 |
Результаты исследования показали, что 96,4-100% курсантов 3-го года обучения справляются с выполнением контрольных нормативов в беге на 1, 3, 5 км. Наиболее высокий уровень развития общей выносливости 3-курсники проявляют в беге на 5 км., где подавляющее большинство (86,2 %) тестируемых имеют выше среднего и высокий уровень результатов. В беге на 3 км. и 1 км. выше среднего и высокий уровень результатов имеют более половины (58,4 – 63,1 %) обучающихся и лишь до 5 % обучающихся показали низкий уровень показателей в данных видах испытаний.
На 4-м году обучения результаты курсантов в беге на 1 км. практически не изменились, а в беге на 5 км. выявлены реципрокные изменения в группах с высоким и выше среднего уровня результатов (p<0,02) и снижением суммарной доли лиц в этих группах на 13,8 %. Наиболее существенно меняются результаты испытаний в беге на 3 км. Доля лиц, имеющих результаты выше среднего и высокого уровня, снижается в 2,7 раза (p<0,05) по сравнению с обучением на 3 курсе при одновременном увеличении доли обучающихся с низким уровнем результатов испытания в 6 раз (p<0,001) (Рисунок 1).
Аналогичная динамика выявлена при испытаниях в беге на 1 км. на 5-м году обучения при самостоятельной физической подготовке выпускников: снижение доли лиц с высоким и выше среднего уровнем результатов в 1,77 раза (на 27,6%) по сравнению с предыдущим периодом обучения и значительным увеличением (на 19,5-21,0 %) доли лиц с низким уровнем подготовленности (p<0,001). Необходимо отметить, что и доля лиц с высоким уровнем подготовленности в данном тесте увеличилась в 1,5-1,8 раза, чего не отмечено в
предыдущий
период обучения
в представленных видах испытаний (Рисунок 1).
В результате динамического наблюдения выявлено снижение уровня общей и специальной (скоростной) выносливости у курсантов на протяжения 3-5-го года обучения. С увеличением возраста при снижении объема учебной нагрузки по дисциплине «Физическая культура» у курсантов отмечено снижение уровня общей выносливости, наиболее ярко проявляющиеся в беге на 3 км., предъявляющим к организму человека высокие требования. Можно предположить, что одной из причин низкого уровня развития общей и специальной выносливости каждого 4-го выпускника является отсутствие систематических занятий по физической культуре по учебной программе на 5-м курсе и недостаточная мотивация к самостоятельным занятиям физической культурой, что отмечают и другие исследователи [7]. При этом, увеличение доли лиц с высоким уровнем результатов в беге на 1 км., возможно отражает высокий уровень мотивации лишь небольшой группы выпускников к самостоятельной подготовке для прохождения экзамена по физической культуре, что впоследствии может отразиться на оценке их профессиональной готовности при трудоустройстве. Выявление факторов, влияющих на развитие выносливости у курсантов и слушателей, требует дополнительного изучения, необходимого для повышения качества физической и функциональной подготовленности будущих специалистов, их профессиональной деятельности.
1. Зверькова В.А. Особенности физической подготовленности студентов-юношей технического вуза / В.А. Зверькова // Novainfo.ru. Педагогические науки. - 2016. - № 57, Т.1. - С. 434-437. Режим доступа: http://novainfo.ru/article/8877_ html (дата обращения 26.11.2016)
2. Иванова Н.Г. Динамика показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности студентов Кубанского государственного технологического университета и соответствие исследуемых параметров нормативным требованиям / Н. Г. Иванова, А. Ю. Лейбовский // Физическая культура, спорт – наука и практика. - 2012. - № 3. – С. 59-64.
3. Колокольцев М.М. Особенности двигательных качеств студентов Прибайкалья с учетом типов их конституции /М.М. Колокольцев // Теория и практика физической культуры. - 2015.- № 7, – С. 35-37.
4. Пономарев В. Н. Физическая подготовленность студентов технического вуза с учетом направленности обучения / В. Н. Пономарев // NovaInfo.Ru. Педагогические науки. – 2016. - № 51, Т.1. – С. 225-227. Режим доступа: http://novainfo.ru/article/7762_ html (дата обращения 22.09.2016)
5. Сорокин А. А. Оценка уровня физической подготовленности у выпускников Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России [Текст] / А. А. Сорокин, П. В. Чистов, Г. П. Соколов // Педагогическое мастерство и педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 нояб. 2015 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - № 4 (6). - С. 282–284.
6. Учебник спасателя. / С. К. Шойгу, М. И. Фалеев, Г. Н. Кириллов и др.; под общ.ред. Ю. Л. Воробьева. - 2-е изд., перераб. и доп. — Краснодар: «Сов. Кубань», 2002. - 528 с.
7. Хабарова С.М. Об уровне физической подготовленности и двигательной активности студентов отделения социологии и социальной работы / С.М. Хабарова, И.А. Кирюхина, А.А. Логинов, М.Г. Советов // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: материалы V Всерос. научно-практ. конф. с межд. участием, посвященной 20-летию факультета физической культуры и спорта Нижневартовского государственного университета (Нижневартовск 20-21 марта 2015г.). –Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. ун-та, 2015. – С. 300- 302.
8. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта:учебное пособие для вузов/ Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Академия, 2008. - 479 с.
9. Чуприян А.П. Методика организации физической подготовки студентов: Учебное пособие. / А.П. Чуприян. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2013.
10. МЧС России [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.mchs.gov.ru/activities/stats/Pozhari/2016_god