Массовое обучение плаванию – одна из неотъемлемых частей отечественной системы физического воспитания [5]. Существующие типовые программы, методики и технологии обучения в высшей школе [2, 3, 4], в какой-то мере обеспечивают дальнейшее обучение способам передвижения в водной среде, освоенных, как правило, в детском возрасте. Однако, навык плавания формируется без учета направленности предшествующей физической подготовленности и как правило вместе с освоением спортивного способа увеличивается продолжительность, число повторений и общий объем нагрузки, хотя многие студенты еще в должной мере не успевают адаптироваться к занятиям на воде.
Плавательные навыки формируются на базе определённых физических качеств. Любое двигательное действие, с учетом специфических свойств водной среды, требует их непосредственного использования. В процессе обучения студенты воспроизводят большое число упражнений с определённым интервалом отдыха, что требует развития качества выносливости. Выполняемые технические задания будут более эффективными, что позволит улучшить дифференцировку мышечных усилий и точность пространственной ориентировки. В этом случае задание может быть выполнено наиболее целесообразно и от улучшения показателей выносливости может зависеть возможность многократного повторения упражнений, способствующего закреплению двигательного навыка.
Исследование проводили на базе плавательного бассейна ФГБОУ ВПО ГУУ с участием 44 девушек – первокурсниц, по 11 человек в 2-х экспериментальных (ЭГ) и 2-х контрольных (КГ) группах, занимавшихся ОФП со спортивной направленностью плавание. Было опробовано 87 различных упражнений, из них отобрано 56 как наиболее эффективные с преимущественной ориентацией на дальнейшее развитие координации движений с последующим овладением навыком фиксации плоской кисти и опоры о воду гребущими частями конечностей; на развитие способности чередования напряжения и расслабления мышц, участвующих в фазах рабочих (гребковых) и подготовительных (движение над водой и т.д.) движений. Для улучшения показателей выносливости были включены упражнения из раздела дыхательной гимнастики, с согласованием движений на суше и в воде [6]. Должное внимание уделялось умеющим плавать «по своему». Для улучшения воспроизведения пространственных заданий учитывалась предрасположенность студенток к движению руками и ногами [1], (таб. 1).
таблица 1
|
Структура рабочих движений |
Подготовительные движения руками |
Способ плавания |
||
|
Ног |
Рук |
Спортивный |
Самобытный |
|
|
одновременная симметричная |
попеременная |
Над водой обе |
Треджен |
Саженки |
|
одновременная симметричная |
одновременная |
Под водой обе |
Брасс |
«по-морскому», «по-лягушачьи» |
|
одновременная симметричная |
одновременная |
Над водой обе |
Дельфин |
Брасс н/сп., Баттерфляй |
|
одновременная асимметричная |
попеременная |
Над водой одна, под водой другая |
На боку |
На бочку |
|
попеременная |
попеременная |
Под водой обе |
Учебный кроль на груди |
«по-собачьи» |
|
попеременная |
попеременная |
Над водой обе |
Кроль на груди, кроль на спине |
Саженки |
Отобранные упражнения выполнялись в педагогическом эксперименте в течение учебного года с целью выявления эффективности экспериментальной методики:
1. Формирование двигательной готовности к образованию базового навыка плавания (умение удерживаться на поверхности воды и передвигаться по ней с помощью гребковых движений и выдохов в воду).
2. Образование базового навыка плавания на основе предварительного формирования двигательной и функциональной готовности.
3. Совершенствование базового навыка плавания и освоение спортивной техники 3-х способов плавания.
4. Обучение технике плавания способами кроль на груди, кроль на спине и брасс на основе двигательной готовности к освоению спортивного плавания.
Студентки КГ обучались по общепринятой, традиционной методике [2,4], студентки ЭГ по экспериментальной. Основная направленность упражнений на формирование элементов двигательной готовности была в ЭГ следующей: навык фиксации плоской кисти и опоры о воду гребущими частями конечностей; координация движений с выполнением пространственных заданий; развитие способности к чередованию напряжения и расслабления мышц, участвующих в гребках; увеличение ЖЕЛ и мощности дыхательных мышц; освоение вдоха-выдоха в воде; увеличение продолжительности задержки дыхания.
В конце обучения были проведены разработанные нами тесты, позволяющие объективно оценить качество быстроты, скоростно-силовые способности и анаэробную выносливость у девушек по преодоленному отрезку дистанции с плавательной доской – 25м; дистанции 50м вольным стилем и проплываемой дистанции за 5 минут (таб. 2).
Таблица 2
Тесты оценки скоростно-силовой и анаэробной выносливости студенток
|
Оценка плавательной подготовленности |
25м в/с на ногах |
50м в/с в полн.коорд. |
Дистанция в м,за 5мин |
|
Отлично |
24,5 |
45,3 |
250 |
|
Хорошо |
28,7 |
49,5 |
225-250 |
|
Удовлетворительно |
30,4 |
52,1 |
175-225 |
|
Плохо |
33,7 |
55,6 |
150-175 |
|
Очень плохо |
36,2 |
59,7 |
125-150 |
Девушки ЭГ были в целом оценены выше, чем КГ, в проплывании дистанции 50м в/стилем 54,7 и 58,2 соответственно, различия достоверны p<0,05. Превосходство экспериментальной группы по сравнению с контрольной на дистанции, преодолеваемой за 5 мин. 237,5 и 210 можно объяснить специфичностью методики, в которой ставилась цель выработки необходимых показателей физических и функциональных качеств для наиболее эффективного освоения техники спортивных способов плавания, различия достоверны p<0,05. В недостоверность показателей проплывания 25м на ногах, с доской очевидно вмешивается возрастной фактор 31,9 и 31,5, p >0,01.
Т.о. использование разработанной нами методики развития физических, двигательных и функциональных качеств для формирования плавательных навыков позволило достоверно улучшить показатели анаэробной выносливости в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Преимущество студенток экспериментальной группы объясняется улучшением функциональной подготовленности, умением своевременно напрягать работающие мышцы, расслабляя при этом неработающие, задерживать дыхание на определенное время. Благодаря совершенствованию водноопорных движений, в том числе удержанию плоской кисти во время гребка — был получен положительный эффект в формировании умения создавать непрерывную тягу при плавании. Включение дыхательной гимнастики и комплексов вышеуказанных упражнений в учебный процесс дает возможность повысить качество формирования навыка плавания и сократить его сроки.
1. Александров, А.Ю. Обучение плаванию самобытными способами. [А.Ю. Александров, Л.С. Малыгин]; Моск. гос. акад. физ. культуры. – Малаховка, 2007. – 44с.
2. Булгакова, Н.Ж. Плавание: учебник для ВУЗов/Под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой – М.: Физкультура и спорт, 2001г. – 397с.
3. Викулов, А.Д. Плавание: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003. – 368с.
4. Ганчар, И.Л. Методика преподавания плавания: технологии обучения и совершенствования / И.Л. Ганчар – Одесса: Друк, 2006. – 696с.
5. Пудов, А.В. Обучение плаванию кролем на груди и на спине. Методические указания для студентов всех факультетов / А.В. Пудов – Волгоград: Изд. ВолГУ, 2000. – 20с.
6. Раевский, Д.А. Формирование основ двигательной готовности для повышения эффективности обучения плаванию детей младшего школьного возраста : дисс. канд. пед. наук: 13.00.04 / Д.А. Раевский.; [Московская гос. академия физ.культуры]. – Малаховка, 2011. – 165с.