Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
17 декабря 2015г.

     В настоящий момент в финансовой литературе встречается большое количество взглядов на состав и структуру национальной финансовой системы. Однако практически все ученые-финансисты выделяют в составе финансы хозяйствующих субъектов. Финансы субъектов хозяйствования играют большую роль в рамках национальной финансовой системы, так как именно в этой подгруппе происходит формирование первичных финансовых ресурсов, и начинаются процессы распределения и перераспределения стоимости.

    В первую очередь, мы включаем в состав финансовой системы звено финансов коммерческих организаций. К ним относятся финансы всех организаций, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли. Следует обратить внимание на то, что субъекты хозяйствования образуются и действуют в определенных организационно-правовых формах, закрепленных законодательством. Их специфика также будет накладывать отпечаток на порядок формирования и использования финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, образование тех или иных финансовых фондов, что особенно важно именно для коммерческих организаций.

    В состав звена финансов некоммерческих организаций входят финансы тех организаций, для которых получение прибыли не   является основной целью  деятельности. Подобные  организации создаются для удовлетворения потребностей населения в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других общественно необходимых благах. Финансовые ресурсы им необходимы исключительно для осуществления уставной деятельности (этот факт оказывает непосредственное влияние на состав финансовых отношений, участниками которых являются такие организации). Организационно-правовая форма некоммерческих организаций также оказывает влияние на организацию их финансовой деятельности.

    Звено финансов домашних хозяйств стало выделяться в составе национальной финансовой системы сравнительно недавно, при том, что в странах с развитой экономикой они уже достаточно давно являются общепризнанными субъектами хозяйствования. В исследованиях отечественных экономистов этот термин появился далеко не сразу: не тк давно в отечественной литературе отрицалось существование такого звена национальной финансовой системы (была распространена точка зрения, отрицавшая финансовую природу денежных отношений, возникающих между гражданами). Однако мировая финансовая наука уже давно признала факт существования финансов домохозяйств, и практика хозяйствования продиктовала необходимость выделения и изучения этой части финансовой системы.

    Финансы специализированных финансовых посредников должны рассматриваться несколько обособленно от финансов прочих субъектов хозяйствования, так как они играют специфическую роль, осуществляя перераспределение финансовых ресурсов. Без их помощи (кредитных организаций, страховых компаний, профессиональных участников рынков ценных бумаг) эффективное функционирование финансовых рынков в настоящее время просто невозможно. Деятельность специализированных финансовых посредников связана с покупкой и продажей особого товара (финансовых ресурсов): они являются связующим элементом в процессе распределения и перераспределения финансовых ресурсов в результате совершения инвестиционных и спекулятивных операций на финансовых рынках. В мировой практике к специализированным финансовым посредникам относят кредитные организации, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховые организации, разнообразные инвестиционные фонды и негосударственные пенсионные фонды. Что же касается национальной финансовой системы, то с учетом непродолжительной истории существования российского финансового рынка в его современном понимании, мы считаем обоснованным объединение финансов профессиональных участников рынка ценных бумаг, финансов частных инвестиционных фондов и финансов негосударственных пенсионных фондов в звене финансов профессиональных участников финансовых рынков. Объективная необходимость существования финансов кредитных организаций обусловлена кругооборотом товарных ресурсов и денежных средств в процессе общественного воспроизводства. Кредитные организации как одно из важнейших звеньев национальной финансовой системы обеспечивают мобилизацию денежных средств и их трансформацию в ссудный капитал. Страховые организации существовали как в условиях плановой экономики, так и в условиях развития рыночных отношений. Сегодня фактически страховые компании – это специализированные финансовые посредники, основная функция которых заключается в предоставлении возможности снизить степень риска путем приобретения страхового полиса. Наличие в рамках национальной финансовой системы финансов профессиональных участников финансовых рынков обусловлено существованием национального финансового рынка – специфической области финансовых отношений, связанной с куплей- продажей финансовых активов и ресурсов. Финансовый рынок представляет собой инструмент мобилизации, распределения и перераспределения ресурсов, выполняющий не менее значимую роль, нежели другие звенья финансовой системы. Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщикам и инвесторам. К таким финансовым институтам, прежде всего, следует относить фондовые биржи и другие альтернативные финансовые площадки, играющие все большую роль в финансовой системе любой страны. Примечательно, что одним из последствий глобализации мировой экономики является появление новых тенденций в области биржевой инфраструктуры. Так, на данный момент параллельно имеют место две глобальных тенденции: объединение фондовых бирж и возникновение альтернативных внебиржевых площадок на основе потока котировок от крупнейших участников торгов.

    Под устойчивостью национальной финансовой системы ее способность выполнять свои основные функции в неблагоприятных условиях, сохраняя свою целостность и минимизируя воздействие негативных факторов на экономику в целом. По нашему мнению, по отношению к национальной финансовой системе можно выделить следующие универсальные принципы обеспечения ее устойчивости.

    Как нам представляется, принцип информационной открытости предполагает определенный уровень публичности при принятии решений, которые прямо или косвенно затрагивают функционирование национальной финансовой системы и влияют на ее устойчивость. По нашему мнению, данный принцип позволяет, во-первых, обеспечить всех заинтересованных хозяйствующих субъектов необходимой информацией, во-вторых, адекватно оценивать разнообразные факторы, оказывающие воздействие на национальную финансовую систему, выделяя наиболее среди них наиболее значимые и, в-третьих, предпринимать такие действия, которые позволяют максимально быстро и эффективно нейтрализовать их негативное воздействие.

    Следующий принцип – принцип равноценности – предполагает значимость, самостоятельность и рыночные принципы функционирования всех структурных элементов национальной финансовой системы. В данном случае принцип равноценности отнюдь не подразумевает абсолютную эквивалентность отдельных звеньев финансовой системы между собой по темпам роста, количеству действующих организаций, концентрации финансовых ресурсов или другим параметрам. Мы понимаем под ним, формирование недискриминационных условий для функционирования как отдельных звеньев национальной финансовой системы, так и отдельных организаций в рамках каждого звена. Для любой отдельно взятой национальной экономики будет характерна своя, во многом уникальная, структура национальной финансовой системы, причем в ряде случаев отдельные звенья по масштабам могут быть значительно больше других. Например, для отечественной финансовой системы характерно опережающее развитие звена финансов кредитных организаций по сравнению с другими ее звеньями (по состоянию на 1.10.2012г. совокупный объем активов российских банков составлял 45,9 трлн. руб.,7 а, например, совокупные активы негосударственных пенсионных фондов на эту же дату составляли около 2,4 трлн. руб.).8

    Большое значение для национальной финансовой системы играет принцип финансовой поддержки, который состоит в том, что при определенных условиях отдельным элементам национальной финансовой системы может быть оказана финансовая поддержка. Как правило, финансовая поддержка оказывается за счет финансовых ресурсов, которые относятся к сфере государственных финансов, хотя в некоторых случаях она может иметь место и между отдельными звеньями сферы частных финансов. Отличительной особенностью финансовой поддержки следует признать ее избирательный характер, т. е. она не может быть оказана всем элементам национальной финансовой системы в силу ограниченности объема финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на эти цели.

    Резюмируя все сказанное выше, и учитывая уровень теоретической разработанности исследуемой проблематики, мы предлагаем выделять ряд основных универсальных принципов обеспечения устойчивости национальной финансовой системы, реализация которых на практике, по нашему мнению, позволяет минимизировать неблагоприятное воздействие различных факторов, влияющих на деятельность хозяйствующих субъектов.