Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВОЕННО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
17 декабря 2015г.

   Совокупность мероприятий государства и его военной организации по использованию военного бюджета в интересах обеспечения обороны и военной безопасности страны представляет собой военно-бюджетную политику, являющуюся составной частью бюджетной, военно-финансовой и военно-экономической политики.

    Выступая составной частью бюджетной политики, военно-бюджетная политика самым непосредственным образом связана с бюджетной стратегией и бюджетной тактикой. Содержание военно-бюджетной политики с этой точки зрения составляет деятельность государства и военной организации страны по выработке научно- обоснованной концепции формирования и развития военного бюджета; определению основных направлений использования военного бюджета на перспективу и текущий период; формированию и реализации программы практических действий, направленных на достижение целей военно-бюджетной политики.

   Будучи составной частью военно-экономической политики, военно-бюджетная  политика призвана присущими ей способами и методами способствовать достижению целей и обеспечению выполнения задач, намеченных военно-экономической политикой.

    При рассмотрении военно-бюджетной политики как составной части военно-финансовой политики правомерно отметить, что первая включает предусмотренную военно-бюджетным законодательством систему форм и методов мобилизации не всех военно-финансовых ресурсов, а только военно-бюджетных ресурсов, их распределения и использования в интересах обеспечения обороны и военной безопасности страны.

    Возможность активного положительного влияния военно-бюджетной политики на состояние финансов и экономики страны, на функционирование военной экономики и военных финансов зависит от многих факторов. Среди них особое место принадлежит научному обоснованию военно-бюджетной политики, что предполагает: достижение необходимого ее соответствия экономическому и социальному развитию страны, системе обеспечения обороны и военной безопасности страны; формирование военно-бюджетной политики с учетом выводов военно-финансовой науки и практики финансово-экономической деятельности в сфере обороны и военной безопасности.

    При осуществлении военно-бюджетной политики через величину военного бюджета, его долю в ВВП, а также через структуру расходов военного бюджета имеется возможность непосредственным образом воздействовать на состояние всех слагаемых обеспечения обороны и военной безопасности страны. Для анализа такого воздействия и соответствующих оценок в области военно-бюджетной политики государства применяются определенные показатели, посредством которых производятся  сравнительный анализ и оценка тех или иных мероприятий в области военно-бюджетной политики.

   Наиболее часто употребляемым при характеристике военно-бюджетной политики государства, проведении сравнительного анализа и оценок выступает показатель «размер расходов военного бюджета». Однако на размер расходов военного бюджета в текущих ценах влияют инфляционные, ценовые и другие факторы. Поэтому для сравнительного анализа и оценки этого показателя военно-бюджетной политики государства за ряд лет ежегодный размер расходов военного бюджета рассматривается в сопоставимых ценах. В противном случае могут быть сделаны неверные выводы относительно тенденций и изменений в военно-бюджетной политике.

   Для характеристики военно-бюджетной политики государства существенное значение имеет показатель «динамика расходов военного бюджета». На основе этого показателя выявляются основные тенденции и изменения в военно- бюджетной политике страны за определенный период времени. При этом для сравнительного анализа и оценки изменений в военно-бюджетной политике государства за ряд лет целесообразно использовать показатель «динамика расходов военного бюджета» в сопоставимых ценах. Кроме того, показатель «динамика расходов военного бюджета» может быть представлен в виде «относительных» величин к выбранному за базовый год размеру расходов военного бюджета.

   Одним из показателей, характеризующих военно-бюджетную политику государства и позволяющих производить сравнительный анализ и оценку мероприятий в области военно-бюджетной политики, выступает величина и динамика расходов военного бюджета в расчете на душу населения или на одного военнослужащего.

    Доля расходов военного  бюджета в ВВП и федеральном (консолидированном) бюджете страны свидетельствует о бремени расходов военного бюджета для экономики страны, степени военно-экономического и военно-финансового напряжения государства.

   Для характеристики военно-бюджетной политики государства, сравнительного анализа и оценок в этой области существенное значение имеет также показатель «структура расходов военного бюджета» по военно-экономическому, ведомственному и функциональному критериям.

   При формировании военно-бюджетной политики одним из важнейших направлений ее совершенствования представляется формирование и закрепление в правовом отношении технологии и процедуры обоснования оптимальных, с точки зрения общества и военной организации, величины и структуры военного бюджета.

   Наиболее общим направлением совершенствования военно-бюджетной политики выступает совершенствование механизма формирования и исполнения федерального бюджета в части расходов на оборону и военную безопасность государства. Очевидно, что процедуры подготовки, принятия и исполнения военного бюджета являются неотъемлемой частью аналогичных процедур, связанных с федеральным бюджетом и регламентируемых бюджетным законодательством Российской Федерации. При этом, однако, имеются и определенные, подчас весьма существенные, специфические отличия в организации и прохождении указанных этапов применительно к военному бюджету.

   В течение многих лет процедура разработки государственного, а в последующем – федерального бюджета, особенно военной его части, была закрыта для публичного обсуждения. В конце 90-х годов ситуация с законодательной основой и открытостью военного бюджета несколько изменилась в связи с принятием в 1996 году Федерального закона «О бюджетной классификации» от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ, а в 1998 году – Бюджетного кодекса РФ, который был введен в действие с 1 января 2000 г. [4]. Указанные законодательные акты составили основу реформирования военно-бюджетной политики РФ.

   Компетенция по формированию и исполнению военного бюджета распределена между законодательными и исполнительными федеральными органами власти. При этом к компетенции первых отнесено утверждение военных расходов, а также предварительный, текущий и последующий контроль, а к компетенции вторых – разработка и составление проекта военного бюджета, его исполнение, составление отчета и контроль. Полномочия Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации в военно-бюджетном процессе определяются рядом нормативных правовых актов [1; 2; 3].

    Расходы на национальную оборону в последние годы и в среднесрочной перспективе имеют устойчивую тенденцию роста. Между тем, предусмотренные в данной области  мероприятия выполняются не в полном объеме, бюджетные средства используются недостаточно эффективно, продолжают иметь место нарушения и недостатки в процессе исполнения федерального бюджета. Продолжается тенденция внесения значительного количества изменений в первоначально утвержденные объемы бюджетных ассигнований, которая не позволяет бюджетополучателям планировать свои расходы на продолжительный период.

   Практика планирования расходов в Минобороны России, составляющих основную долю расходов федерального бюджета на обеспечение национальной обороны, не обеспечивает равномерность расходования бюджетных средств в течение года. Исполнение расходов федерального бюджета по разделу «Национальная оборона» производится неравномерно и основная часть бюджетных ассигнований доводится в конце года, что создает риски неиспользования выделенных бюджетных средств.

Список литературы

1.      Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

2.      Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.

3.      Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 159-ФЗ «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации».

4.      Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».