Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИЙСКОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
17 декабря 2015г.

    Функционирование  эффективного  рыночного  механизма  предполагает  обеспечение  условий  для конкуренции во всех сегментах экономики, включая и банковский сектор – важнейшая часть финансового рынка страны. Учитывая особую значимость банковской системы, развитие и совершенствование в ней конкуренции – одна из кардинальных экономических проблем, от решения которой во многом зависит не только функционирования кредитных организаций, но и эффективность всей экономики страны. Конкуренция должна выступать движущей силой качественных изменений в банковской сфере, нацеленных на повышение устойчивости и повышения эффективности кредитных организаций, диверсификации проводимых операций и расширение доступности всего спектра банковских услуг и улучшения функционирования всего финансового рынка страны.

   Следует отметить, что вопросы развития конкуренции относится к числу наиболее значимых в отечественной банковской системе. В стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года подчеркивается, что «Банковский сектор пока не вышел на требуемый уровень развития конкурентной среды и рыночной дисциплины, что отрицательно сказывается на доступности и качестве предоставляемых банками услуг».

   К банковской сфере в полной мере применимы теоретические принципы анализа конкуренции, но наряду с этим необходимо отметить, что конкуренция в банковской системе обладает существенной спецификой в сравнении с другими секторами экономики. Ее особенности определяются составом участников, структурой сферы конкуренции, спецификой продукта, формами конкуренции, влиянием на другие сферы экономики и общественной жизни.

   Основные участники банковской конкуренции – коммерческие банки. Двумя другими участниками конкурентного поля являются небанковские кредитно-финансовые организации, предлагающие на рынке продукты, аналогичные банковскому (лизинговые, факторинговые и форфейтинговые компании, страховые компании, платежные системы, системы пластиковых карт, трастовые компании, и др.) и нефинансовые предприятия – организации, чья основная деятельность не связана с финансовой сферой, но которые оказывают отдельные банковские услуги (почта, торгово-сервисные организации и др.). Предлагая на рынок тот или иной банковский продукт, коммерческий банк часто сталкивается с конкуренцией не только со стороны других коммерческих банков, но и со стороны небанковских и отдельных нефинансовых организаций.

   Исходя из этого, банковскую конкуренцию нельзя отождествлять с межбанковской. Более правильно определить ее как соперничество между всеми участниками финансового рынка.

    В связи с высоким уровнем рисков в банковском секторе экономики развивается  не только индивидуальная, но и групповая конкуренция. Формируются различные виды банковских объединений, внутри которых конкуренция полностью или частично замещается кооперацией. Объединения могут создаваться как на некоммерческой, так и на коммерческой основе (например, для синдицированного кредитования). По данным ЦБ РФ на 1.1.2013г. на территории Российской Федерации   действовало 149 банковских консолидированных групп и 33 банковских холдингов, в состав которых входят 224 кредитные организации. Доля активов этих структур в совокупных активах банковского сектора РФ составляет около 86%.

   Наряду с этим, при всей своей специфике банковская конкуренция имеет типы и формы, характерные для всех отраслей и сфер хозяйственной деятельности. Рыночный спектр включает в себя множество типов конкурентных отношений, полюсами которых выступают совершенная (свободная) конкуренция и монополия. Однако указанные полюсы являются всего лишь теоретическими конструкциями, которые не реализуются на практике применительно к банковской сфере. В зависимости от уровня рыночных отношений, особенностей законодательства и многих других факторов складываются особые механизмы конкуренции не только в разных странах, но и на разных сегментах рынка банковских услуг внутри каждой страны. Определяющую роль в формировании эффективной конкурентной среды играет государство, которое создает для этого необходимые институциональные, прежде всего правовые, предпосылки.

   Такой вывод может показаться, на первый взгляд, не вполне обоснованным, так как государственное регулирование и конкуренция часто рассматриваются как антиподы. Однако противоречие между задачами государства в рыночной экономике и целями конкуренции в значительной части снимается, когда государство приоритетным считает не ограничение или свертывание конкуренции, а противодействие недобросовестным формам ее проявления.

   Проводимое Центральным банком регулирование деятельности кредитных организаций и отчасти формирование конкурентной среды банковской деятельности во многом предопределило главные особенности отечественного банковского рынка:

-   преобладание крупнейших российских банков (в каждом из  них государство напрямую или опосредованно владеет контрольным пакетом акций) на основных секторах банковского рынка;

-   большое число кредитных организаций, обладающих незначительными по объему рыночными долями;

-     относительно небольшое, по сравнению с восточноевропейскими странами, участие иностранных банков.

   На основе сегментов отечественного банковского рынка, на котором реализуются банковские продукты и услуги следует выделить следующие сферы конкуренции: на рынке кредитования, на рынке вкладов (депозитов); на рынке расчетных услуг; на рынке пластиковых карт; на рынке банковских инвестиций.

   В последние годы в российской банковской системе происходит усиление конкуренции, и это является одним из важнейших направлений развития всего финансового рынка страны. Данный процесс в банковской сфере обусловлен усилением конкуренции со стороны небанковских финансовых институтов, тенденцией банков к универсализации своей деятельности. Заметным становится тенденция к размыванию границ между сферами банковских услуг (кредитной деятельностью, валютными операциями, операциями с ценными бумагами) и интегрированием банковских услуг с инвестиционной деятельностью.

  Происходит разветвление филиальной сети и отделений крупных банков. В банковской системе активно внедряются новейшие банковские технологии (интернет-банкинг, оформление кредита в «онлайн» и другие технологии), обеспечивающие снижение стоимости банковских услуг и быстрый доступ к ним клиентов. Все это обусловило ограниченное использование методов ценовой конкуренции и  акцентирования менеджмента банков на неценовой конкуренции. Результатом обострения конкуренции становится уменьшение разницы между депозитными и кредитными процентными ставками.

   Российский банковский сектор развивается в условиях увеличения конкуренции в наиболее доходных и значимых сегментах рынка банковских услуг - на  рынке кредитных услуг и рынке вкладов (депозитов). Эти сегменты во многом определяют развитие конкурентной среды на отечественном банковском рынке. Наряду с этим в банковском секторе происходят негативные процессы, деформирующие и ограничивающие конкуренцию. Количество конкурентов является важным условием, определяющим качество конкурентной среды.

   Воздействие этого условия зависит от состояния спроса на банковские услуги, равномерности территориального распределения банков, степени концентрации активов, уровня конкурентоспособности участников рынка.

   Наличие существующих и потенциальных конкурентов определяется их количеством и уровнем конкурентоспособности. К началу 1995 г. только коммерческих банков насчитывалось более 2,5 тыс., а на начало 2014 г. осталось 923 действующих кредитных организаций. Снижение количества банков в определенной степени нивелируется процессами укрупнения банков и развития их филиальной сети. В 2013 г. количество структурных подразделений кредитных организаций и их филиалов увеличилось на 618 единиц и на 1.01.2014г. составило 43 376. (1) Но это не меняет общей тенденции к снижению количества кредитных организаций.

    Сокращение количества банков относится к числу факторов, ограничивающих развитие банковской конкуренции, Многое здесь зависит от степени развития банковской системы России. В настоящее время она отстает по количеству банков и их филиалов на душу населения от стран с развитой рыночной экономикой. По данным на начало 2012 г. одно банковское подразделение (филиал, отделение) в Российской Федерации обслуживает 7142 человек, в Великобритании - 4484, Японии - 3968, США -2720, Германии -1 945, во Франции -1587. (2)

    Увеличение требований по минимальному размеру величины собственных средств (капитала) кредитных (с 2015 г. он должен составлять 300 млн. руб.) приведет к еще большему уменьшению количества банков. При повышении требований к капиталу до 180 млн. рублей многие малые банки (особенно в регионах) уже сократили свои операции. Это привело к сокращению конкуренции и как следствие снижению качества и доступности банковских услуг в ряде регионов, что прямо противоречит заявленным целям и задачам по развитию конкуренции на российском банковском рынке в принятой Правительством РФ и ЦБ РФ Стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2015 г.

   Большинство участников банковского рынка не имеют равных конкурентных условий для своей деятельности. За время кризиса и в посткризисный период пять крупнейших российских банков (вкаждом из них государство напрямую или опосредованно владеет контрольным пакетом акций) значительно увеличили свою долю в совокупных активах банковского сектора.

   По данным ЦБ РФ в 2013 г. доля пяти крупнейших российских банков в активах увеличилась с 50,3 до 52,7%,а за 5 лет (с 2009 по 2013 г.г. на 4,8 процентных пунктов). В 2008-2009г.г. более 80 % средств выделенных государством на рекапитализацию была направлена на поддержку Сбербанка РФ, ВТБ и Россельхозбанка. Эта мера, конечно, была оправдана, но в результате усилилась активная экспансия и доминирование госбанков на рынке. Предоставление преференций во время кризиса небольшому количеству банков значительно деформировало конкурентную среду в отрасли.

    Правительством РФ поставлена задача о частичной приватизации Сбербанка РФ, ВТБ и Россельхозбанка. Сокращение доли государства в уставном капитале этих крупнейших банков потенциально должно обеспечит большую конкурентоспособность на рынке кредитования и других сегментах банковского рынка. Чем меньше доля государства и больше частных инвесторов, тем более эффективна будет работа этих банков. Окончательные сроки приватизации еще не определены.

   У госбанков наивысший кредитный рейтинг, что позволяет им привлекать фондирование по низким ставкам и участвовать в программах рефинансирования. Одновременно у средних и малых кредитных организаций нет такого доступа к ресурсам, как у крупных банков, существует ограничение и в получения ресурсов межбанковского рынка. Дефицит ресурсов и клиентов обостряет ситуацию, заставляет средние и малые банки снижать свою активность, поддерживать необходимую достаточность капитала за счёт сокращения рентабельности, повышать ставки по депозитам и кредитам, в ряде случаев осуществлять нетранспарентные операции.

    В настоящее время одним из направлений установления равных конкурентных условий для деятельности банков должно стать формирования равноправного доступа малых и средних банков к системе рефинансирования Банка России, а также к средствам Министерства финансов, бюджетным и внебюджетным фондам, средствам государственных  корпораций. Банк России ориентирует рынок на снижение ставок по депозитам, исходя из расчетов средней процентной ставки по депозитам десяти крупнейших банков.

   Крупные банки имеют достаточные и дешевые источники фондирования и устанавливают низкие ставки по вкладам. Но в этом аспекте по существу уравниваются депозитные ставки указанных банков со ставками средних и мелких банков, например для второй и третьей сотни банков, для которых определяющим источником пассивов как раз являются депозиты, а не рефинансирование, облигационные займы и внешние заимствовании. Представляется целесообразным перейти к более дифференцированному способу определения усредненных ориентиров по депозитным ставкам, взяв в качестве ориентира, например, среднюю ставку по первой сотне банков.

    В настоящее время главными направлениями совершенствования конкуренции в российской банковской практике, по нашему мнению, должны стать снижение уровня концентрации активов, создание условий для равноправной конкуренции между крупнейшими государственными банками и региональными банками, совершенствование регулирования конкурентной среды мегарегулятором финансового рынка и противодействие неконкурентным методам в практике кредитных организаций.

   Улучшение функционирования отечественного банковского рынка, повышение качества и доступности банковских услуг может происходить только в условиях активной и справедливой конкуренции. Совершенствование экономических и правовых условий для развития действенной конкуренции должно стать одним из приоритетных направлений деятельности Правительства и Банка России в обеспечении улучшения функционирования отечественного финансового рынка.

Список литературы

1.      Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2013г. www. cbr. ru.

2.      Материалы 22 съезда АРБ