Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОИСК НОВЫХ КАНАЛОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЮЗОВ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
03 августа 2017г.
SEARCH OF NEW CHANNELS OF FINANCING OF ACTIVITY OF THEATRES FOR YOUNG AUDIENCE: HISTORICAL PREREQUISITES AND PRESENT

 

Ивлева О.Е.

 

Аспирант, Государственный НИИ системного анализа Счетной палаты Российской Федерации

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены основные концепты поиска новых каналов финансирования деятельности Театров Юного Зрителя. Автором рассмотрены исторические предпосылки поиска новых каналов финансирования деятельности детских театров, обоснована современная проблема развития института детского театра в России с позиции финансирования. Предложен проект Ассоциации ТЮЗов как одного из способов стимулирования поиска новых каналов финансирования деятельности детских театров. Делается вывод о том, что крупное национальное объединение ТЮЗов позволит не только минимизировать финансовые проблемы учреждений и активизировать каналы финансирования (государственные, частные и пр.), но и обратить внимание высших органов власти на проблемы института детского театра в общем.

Ключевые слова: ТЮЗ, принципы финансирования, ассоциация, недофинансирование, сфера культуры, детский театр


Рубеж XX-XXI веков характеризуется появление «нового» русского театра. Конец 80-х – первая половина 90-х годов является как для всей страны в целом, так и для театрального дела в частности временем распада, временем, когда старый театр умирал, а новый еще не появился.

По-настоящему наступление и становление нового театрального поколения и, соответственно, нового русского театра начинается со второй половины 90-х годов, ближе к их концу. Это время завершения первого передела собственности и вступления театра на путь превращения в рынок культурных услуг, время выхода на сцену жизни тех, чьи школьные и студенческие годы пришлись на начало перестройки. В силу, в управление делами, в том числе и делами  театральными, вступили те, чьи жизненные, политические, идеологические, культурные и прочие установки лежали в плоскости, прямо противоположной тем идеалам и ценностям, которые провозглашала советская эпоха. Выступившие новые поколения, в свою очередь, ментально равнялись на тех, кто отрекся от этих идеалов и ценностей еще раньше. Путь постепенной качественной эволюции страны и общества, на которую кто-то, возможно, еще надеялся в начале перестройки, был на самом деле отметен с порога и выбран другой – путь радикальной мировоззренческой, социальной и прочей ломки [3, с. 51].

В 1990 году Академией наук СССР определены основные направления государственной политики РФ в сфере развития художественной культуры на все предстоящее десятилетие: 1) активное формирование законодательной базы в сфере культуры вообще; 2) сохранение и развитие спонсорства и меценатства, переход учреждений культуры на самофинансирование, расширение спектра платных услуг; 3) повышение социальной роли художественной культуры: информационности, внедрение новых информационных технологий, количества и качества культурных услуг путем распространения через СМИ и пр. [6, с. 24-25]

Такие мероприятия были направлены на разработку и внедрение реальных экономических механизмов перехода от системы хозяйственного обеспечения развития культуры по остаточному принципу к приоритетному, на переход от учрежденческой формы существования культуры к регулируемому рынку культурных услуг, охраняемом от монополизации, как законодательными средства, так и через экономическое стимулирование многообразия культурной продукции.

На практике же реализация намеченных стратегий культурной политики была сопряжена с рядом серьезных социокультурных проблем, которые выделил кандидат исторических наук Ю.Ф. Фёдоров: 1) общемировой кризис культурной сферы; 2) слабый контроль государства над сферой художественной культуры и невыполнение им защитных функций по отношению к духовному здоровью общества и человека; 3) коммерциализация художественной культуры, которая вызвала кризис в культуре, появление массовой коммерческой культуры, шоу-бизнеса, имевших низкий культурный уровень; 4) обострение социально-экономических отношений, чрезмерная суверенизация художественной культуры; 5) недостаточная проработанность законодательной базы привели к появлению противоречащих друг другу законов; 6) недофинансирование художественной культуры негативно сказалось на ее состоянии, особенно на положении творческой интеллигенции; 7) недоступность культурных благ большинству населения привела к оторванности от продуктов отечественной культуры многих слоев населения (особенно малоимущих) в малонаселенных и средних населенных пунктах (в частности, на периферии и в сельской местности) и возрастных групп (особенно молодежи); 8) фактическое прекращение притока в профессию новых кадров, низкая заработная плата работников культуры, «утечка умов» за рубеж привели к непопулярности культурной сферы и повлекли за собой массовый отток кадров из профессии [12, с. 179].

Финансовые же трудности, испытываемые как государственными, так и частными некоммерческими учреждениями в России, привели к повышению цен на билеты на некоторые спектакли и особенно концерты современной музыки, что сделало их недоступными для основной массы населения. Снижение уровня жизни и высокие цены сказались на посещаемости театров, концертных залов, музеев, уменьшившейся в 1990-е годы более чем в два раза [4].

К этому следует добавить значительные разрушения социальной инфраструктуры культуры, что усугубляет трансформацию ценностных ориентаций, прежде всего, молодого поколения. Драматические театры с начала 90-х гг. практически исключили из своих афиш детский и юношеский репертуар как экономически невыгодный. Это можно объяснить двумя наиболее существенными причинами, вытекающими одна из другой.

В первую очередь, в названном этапе развития Россия была попросту не готова к борьбе со множеством новых для нее экономических, политических и социальных вызовов, выросло целое поколение людей, оказавшихся в определенном нравственно-идеологическом вакууме. Иными словами, пока развивался трансформационный процесс, государство отстранилось от молодежной политики и молодежь находилась на периферии государственных интересов. Она была представлена только самой себе, и у нее не были развиты патриотические ценностно-нормативные основания. Следовательно, если старшее поколение еще представляло формы, методы и результат патриотического воспитания, то молодежь не имела четких представлений о системе патриотических ценностей и ориентиров. Слабое развитие, возможно, даже отсутствие патриотических ценностно-нормативных оснований привело к переоценке культурных, этических и духовных ценностей предшествующих поколений, нарушению преемственности поколений и, соответственно, ослаблению передачи социокультурного и социально-политического опыта от старшего поколения к последующему [2].

Во-вторых, произошедшие культурные перемены не могли не сказаться на досуговой деятельности детей и молодежи. И досуг характеризует теперь набор форм досуговой деятельности, отличный от предшествующих поколений. Расширение форм досуга связано с туризмом, путешествиями, возможностью поездок за границу, появлением разнообразных программ (казино, экзотические театры), с новыми техническими средствами в области массовой коммуникации (журналы, интернет, видеокассеты, радио и пр.) [10, с. 46].

Помимо расширения форм досуговой деятельности, произошли изменения в направлении культурных ориентиров и потребностей молодежи. Социологи отмечают следующие тенденции: массовизацию вкусов и всего досуга молодежи; снижение интереса к высокому искусству; уменьшение роли чтения в структуре досуга молодежи; предпочтение тех форм проведения свободного времени, которые предполагают межличностное общение [1, с. 73].

Таким образом, многие ТЮЗы в отсутствие устоявшейся государственной политики, финансовой поддержки, интереса детей и молодежи к театральному искусству, переориентировали свой репертуар на взрослую аудиторию [7, с. 27]. Однако, в период кризисных 90-х были и положительные моменты – стали развиваться детские театральные студии и процветали молодежные фестивали совместно с региональными детскими театрами и ТЮЗами; это был практически единственный способ «пополнить» зрительский зал. До этого времени любительские фестивали оставались строго ведомственными, а значит, во-первых, идеология мероприятия определялась проводящим ведомством, во-вторых, коллективы разного подчинения не могли участвовать в одном празднике или конкурсе, а фестивали коллективного подчинения вообще не предусматривались.

Однако, с наступлением нового десятилетия ситуация начала меняться. Лидеры детского театрального движения заручились поддержкой самых разных творческих организаций и организаций спонсоров. В таких условиях стали активно расти фестивали, ориентированные на показ студийных детских театров, например, фестиваль «Московские каникулы в Городском Дворце Пионеров, автором которого был руководитель ТЮМа (Театра Юных Москвичей) А.Н. Тюкавкин, или фестиваль «Синяя птица» в Нижнем Новгороде, руководителем которого стала директор Народного ТЮЗа Вера Горшкова [5, с. 34].

После 1991 года проблема финансирования встала еще более остро: ни государство, ни спонсоры не могли помочь в необходимой степени, большие фестивали стали уходить в историю. Зато их место заняли мероприятия меньшего масштаба, такие как: «Театральный квадрат», проведенный в 1994 году в МТЮЗе,

«Московские каникулы» в 1997 году, организованные известным деятелем в детском театральном мире А. Калашниковым, «Рождественские встречи» в Вологде организовались на базе Детского музыкального театра студии, «Театральные ладушки» в Глазове затеял муниципальный театр «Парафраз» и так далее. Таким образом, независимые фестивали выполняли «высокую» функцию социализации и воспитания молодежи в столь «вакуумное» время.

Для рубежа веков характерно стремление поднять средний уровень детского театрального движения, организовать учебу для руководителей коллективов. Цели, сформулированные Бюро Детских Театров НАРКОМПРОСа в 1918 году, начали воплощаться в жизнь в конце века. Первый семинар для руководителей детских театральных коллективов организован кабинетом Любительских Театров Союза Театральных Деятелей РФ. Сюда на курсы два раза в год собираются детские театральные режиссеры и педагоги со всей России. Состав слушателей уже много лет стабилен, участники семинара, в основном, имеют профессиональное театральное образование. Руководитель семинара - профессор ВТУ им. Щепкина Н. А. Петрова [8, с. 112].

Таким образом, на рубеже XX-XXI можно заметить, что ситуации в исследовании проблем подрастающего поколения заметно изменилась. Всё реже в дискуссиях возникают сомнения по поводу того, нужны ли вообще детские театры, «быть или не быть ТЮЗу» сегодня. Наоборот, «ТЮЗовское» движение становится более активно, приобретает разнообразие форм. Не хватает этому движению одного – системного финансирования и осмысленной организации, что позволило бы сделать развитие детей гармоничным и полноценным, а не отрывочным.

ТЮЗы прошли долгий путь становления и развития. На сегодняшний день они стали полноценными театрами, направленными на работу с детьми. Однако, сеть таких театров насчитывает всего 77 театров, причем в 35 регионах ТЮЗы как таковые отсутствуют, а 42 регионах – нуждаются в ремонте, т.к. находятся в аварийном состоянии. Одна из проблем, приведших к такой ситуации – это перманентное недофинансирование сферы исполнительских искусств в целом. Важно отметить, что принципы финансирования детских театров не отличаются от принципов финансирования драматических театров, однако ТЮЗы не могут завышать цены на билеты, тем самым компенсируя нехватку средств, в регионах же многие детские театры не могут заработать  на гастролях [11]. Исходя из этого, необходимы меры по самоорганизации механизма финансовой поддержки сферы исполнительских искусств для детей. Данный тезис можно подкрепить, во-первых, признанным экспертами фактом «провала» [9] Концепции развития театрального дела по причине отсутствия четкого механизма планирования, в частности, финансовом, театральной сферы, а также тем, что в 2016 году в 19 регионах снижено бюджетное финансирование театральной сферы в общем [9].

Современное развитие детского театра в России поставило ряд задач, без решения которых, дальнейшее существование и развитие этого театрального «вида» ставится под сомнение. Одним из важных этапов реформирования является стремление к профессиональному объединению и совместному обсуждению и решению проблем, связанных с изначальной функцией детских театров – их эстетическое и духовное воспитание. Единая централизованная система театров юного зрителя России развалилась давно, однако, потребность общаться на профессиональном уровне, совместно отстаивать свои интересы на различных уровнях, обмениваться идеями, информацией, проектами, делиться опытом становится все более актуальной. Именно эти идеи могу лечь в проект по созданию единого «тюзовского пространства», способного не только заполнить создавшийся вакуум и совместными усилиями поднять творческую деятельность ТЮЗов на новую ступень развития, но и сгенерировать собственный фонд финансирования и развития детского театра как института.

Этим решением может стать Ассоциация ТЮЗов России. Основной миссией Ассоциации может стать сохранение и развитие одного из важнейших театральных направлений – театра для детей и юношества, координации деятельности её членов, объединяющей их на идеологическом уровне под общей воспитательной и образовательной миссией; служащая полноценной работе и развитию сети таких театров в тесном сотрудничестве с органами исполнительной власти города и страны по культуре и образованию, представление их общих имущественных и неимущественных интересов, усовершенствование оказания театральных услуг, налаживание гастрольно-фестивальной деятельности.

Федеральный Закон «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ предоставляет членам ассоциаций (союзов) право безвозмездно пользоваться услугами  объединений. Содержание предоставляемых услуг определяется целями и задачами, которые поставлены перед объединением, создавшими его юридическими лицами. В основном - это услуги управленческого, консультативного, организационного, юридического характера. Именно для получения такого рода услуг образовываются ассоциации и союзы, деятельность которых финансируется за счет имущественных взносов участников.

Целью создания Ассоциации может стать создание и развитие организации, которая стала бы площадкой диалога театров для детей, юношества и молодёжи России с образовательной сферой города и страны, объединяющей их на идеологическом уровне под общей воспитательной и образовательной миссией исходя из первичной формулировки зарождения данного движения еще в XX веке, предложенной А.А. Брянцевым - «Детский театр – театр педагогический, особого назначения»; объединяющей организации, служащей полноценной работе и развитию сети таких театров в тесном сотрудничестве с органами исполнительной власти города и страны по культуре и образованию.

Основные задачи, которые могут стоять перед Ассоциацией:

1)                   Привлечение в ассоциацию максимального количества организаций, соответствующих понятию «Театр для детей, юношества и молодёжи», с целью объединить под эгидой Ассоциации наибольшее количество театров, для формирования единого поля действия и развития подотрасли. Под такими театрами мы понимаем театры, спектакли которых поставлены на аудиторию младше 18 лет, то есть, детские театры (их в России сейчас 124), ТЮЗы (77 театров), некоторые молодёжные театры (молодёжных театров в России насчитывается 111, но не все они соответствуют критерию основной целевой аудитории). Учитывая то, что по данным «Театральной России» [13] всего театров в нашей стране 940, то процент интересующих нас организаций достаточно велик, что означает, что поле, выбранное нами для разработки, имеет очень и очень большой потенциал – около 30% театров России попадают в интересующую нас категорию. Такой вид театра принято называть детским, хотя, по отзывам многих и многих взрослых посетителей таких театров очень часто именно на «детских» спектаклях они вспоминают то «доброе и вечное», чего так сильно не хватает на современном витке развития театрального промысла.

2)                   Донесение до организаций главной идеи создания Ассоциации – восстановление сути деятельности подотрасли под девизом брянцевского движения развития детских театров в 20-м веке «Детский театр – театр педагогический, особого назначения», с дополнением сегодняшних реалий, сформулированных в продолжении прежнего слогана – «и глубокой ответственности».

3)                   Разработка системного плана мероприятий и встреч для полноценного и непрерывного диалога между организациями;

4)                   Выполнение работ по анализу репертуара, вступивших в Ассоциацию театров для проведения дальнейшей работы;

5)                   Исследование репертуара на предмет отсутствия спектаклей определённой смысловой нагрузки, позволяющей молодому или юному человеку определиться с важными категориями жизни современного человека, научиться правильно относиться к этим категориям бытия;

6)                   Определения круга тем (в тесном контакте со всеми участниками процесса – представители органов исполнительной власти по культуре и образованию, представители школ, психологи, педагоги и инициативные учащиеся) обязательных к изучению и освещению в детских театрах, например: «Деньги. Их место в жизни человека и цивилизации», «Любовь», «Честь и достоинство», «Самодостаточность», «Честность» и т.д.;

7)                   Составление на основании результатов работы по предыдущему пункту списков произведений, максимально чётко и недвусмысленно освещающих положительные аспекты каждой из обозначенных тем;

8)                   Обсуждение репертуарного предложения детских театров на основе анализа репертуара и разделения самими театрами своих спектаклей по возрастным категориям;

9)                   Выявление неохваченных репертуарным предложением возрастных групп;

10)                Предложение и обсуждение конкретных списков литературных произведений для спектаклей для того чтобы восполнить недостающие смысловые звенья в основополагающих вопросах человеческой жизнедеятельности.

11)                Привлечение к обсуждению списков, составленных по предыдущему пункту, режиссёров, которые в соответствии с общими установками Ассоциации, согласны сотрудничать с её членами и ставить спектакли «на местах».

12)                Поиск или дополнительных средств на капитальный ремонт, постановку спектаклей, дополняющих репертуары театров недостающими смыслообразующими постановками.

13)                Планирование постройки театров в регионах, где они полностью отсутствуют (м.б. на базе государственно-частного партнерства).

Таким образом, создание Ассоциации ТЮЗов России позволит не только оптимизировать систему

финансирования данной «подотрасли» театральной сферы, но и увеличит шансы на финансирование из государственного бюджета и более четко представит высшим органам власти проблемы, стоящие перед институтом детского театра в целом.

 

Список литературы

 

1.     Алисов  Д.А.  Социокультурный  облик  городской  молодежи  в  условиях  «перестройки»  и современных реформ // Вестник Омского университета. - 1996. – Спец. вып. 3. – С. 71–75.

2.     Будаева Ц. Б., Гармаев Б. Б. Патриотическое воспитание молодежи: проблемы и пути их решения // Вестник БГУ. – 2015. – №6. – С. 211–216

3.     Вислова А.В. Русский театр на сломе эпох. Рубеж XX-XXI веков, - М.: Университетская книга,2012. – 272 с.

4.     Гасратян К. Проблемы развития сферы культуры в России. // Вопросы экономики (Москва). – 2003.– №10. – C.117-129

5.     Зимин В. Д. Тенденции развития театра детей как явления искусства: Дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.09 Москва, 2005. – 142 с.

6.     Культура и перестройка: нормы, ценности, идеалы. М.: Акад. наук СССР, 1990. С. 24-25.

7.     Мешкова А.В. Власть и художественная интеллигенция в постсоветский период отечественной истории (1991-2006 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2006. 35 с.

8.     Никитина А. Б. Театр, где играют  дети, в поисках собственной идентичности: диссертация ... кандидата искусствоведения: 17.00.01. – Москва, 2002. – 269 с.

9.     Отсутствие контроля за реализацией Концепции развития театрального дела формирует риски недостижения поставленных в ней задач к 2020 году. – 03.04.2017 // Официальный сайт Счетной палаты РФ. – [Электронный ресурс]: режим доступа http://www.ach.gov.ru/press_center/news/29921

10 .Ульянова М. Организация досуговой деятельности // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены – 2000. – №1. – С. 45-48

11 .Участник форума обратила внимание на развитие ТЮЗов. – 25.04.2017 // Портал «Без формата». – [Электронный ресурс]: режим доступа http://omsk.bezformata.ru/listnews/obratila-vnimanie-na-razvitie- tyuzov/56818175/

12 .Федоров Ю. В. Тенденции и противоречия культурной политики в России в 1985-1999 г.: дис. ... канд. ист. наук. М.: Изд-во МИГУ, 1999. – 199 с.

13 .Электронная версия театрального  справочника «Театральная Россия». –  [Электронный  ресурс]: режим доступа http://www.rosteatr.ru/ru/search.aspx?navigate=1.