Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСТОРИЯ ПРОМЫСЛОВОГО НАЛОГА В РОССИИ

Авторы:
Город:
Псков
ВУЗ:
Дата:
07 января 2016г.

   Промысловый налог относится к числу сложных налогов в силу ряда причин. В статье рассмотрены особенности промыслового налога как налоговой формы и его становление в Российской империи. История промыслового налога интересна не только сама по себе, но и сегодня полезна для совершенствования обложения малых предприятий.

   Ключевые слова: ремесленники, труд, промышленность, умение, доход, гильдия, разряды.

    Долговое время доходы от земледелия лидировали в доходах государственной казны. В XVIII-XIX вв. налоги от мануфактурной промышленности, горного дела, профессиональных занятий, торговли неуклонно растут, а со временем стали преобладать. Впервые это произошло в Англии. В России до Петра I система промысловых сборов отличалась сложностью, запутанностью и неопределенностью. Благодаря его настойчивым усилиям, русская промышленность приняла довольно обширные размеры. Промышленный переворот в России завершился в 1880-х годах XIX века.

     Для выяснения  особенностей промыслового налога обратимся к  одному из основателей  теории налогообложения, немецкому экономисту К.Г. Рау [1792−1870]. Ученый указывает, что налогообложение промыслов представляет собой трудную задачу в сравнении с установление налога на землю и дома. Эти трудности проистекают вследствие разнородности промыслов, из которых каждый имеет разнородные издержки, вследствие сильного влияния факторов времени, размещения, различия доходов  на капитал, различия способности предпринимателей и т.д. Промысловая подать должна рассматриваться как оценочная подать (1, с.85). В основе оценки – чистый доход, поэтому не имеет значение, что производит промысел. Таким образом, чистый доход является тем общим знаменателем, позволяющий сравнивать налогоспособность хозяйствующих субъектов.

     Для удобства оценки К.Г.Рау выделяет следующие виды деятельности:

− земельные работы: добыча минеральных веществ, сельское хозяйство с его различными отраслями, рыболовство;

− промыслы: ремесла, фабрики, строительные предприятия, трактиры;

− торговля и вспомогательные к ней занятия: извозничество, судовой и корабельный промысел, пароходные общества, банкирские дома, банки, общества каналов и железных дорог;

− служебные промыслы и такие, которые касаются употребления предметов, например, содержание наемных экипажей, омнибусов, театров, зверинцев, купален, промысел парикмахеров и т.д.

− смешанные промыслы, например, содержание питейных заведений;

− промыслы, при которых извлекается прибыль от принятия на себя рисков: страхование от огня, страхование жизни и др.

    Аренда в то время не рассматривалась как самостоятельный вид деятельности. Если промысел отдается в арендное содержание, пишет К.Г. Рау, то это не делает никакой разницы в окладе налога и сторонам предоставляется право условиться, кто должен нести подать (1,  с. 96).  К.Г. Рау считает, в силу большого разнообразия промыслов, возможным составление промыслового кадастра передать на усмотрение сведущих и знакомых с местностью оценщиков. Пока же существующие законы весьма несовершенны. К.Г. Рау рекомендует следующие правила для наложения промысловой подати (1. с. 98):

1)   подготовительная работа по статистике промыслов;

2)   обязать законом подачу сведений предпринимателями о числе работников, машин, других сведений;

3)     разбить промыслы на классы в зависимости от числа работников. капиталов, выявить пригодные признаки доходности;

4)   для каждого разряда промыслов установить правила, как должны повышаться оклады налогов сообразно с численность и качеством работников;

5)      установить для каждого разряда (классов) известный оклад налога. Но при этом сохранить индивидуальные обстоятельства, так, чтобы налогоплательщик имел свободу выбора между многими главными и второстепенными классами;

6)    оценку всех отдельных плательщиков должна производить комиссия, выбираемая из числа граждан, отчасти промышленников, при содействии кадастровых чиновников;

7)     раскладку налога можно производить самим обществом плательщиков, «так как они наилучшим образом знают промышленные отношения друг друга».

    К.Г.Рау также отмечает, что в некоторых странах промысловую подать разлагают на две части, учитывая различие природы дохода (промысловая прибыль и процент на капитал).

    И.И.Янжул [1846−1914] рассматривая промысел как объект налогообложения, отмечает, что промысел есть понятие относительное, которое можно понимать в широком и тесном смысле слова. В широком смысле промысел – это занятие, имеющее своею целью создание материальных ценностей или достижение вещественных благ в противоположность так называемым лицам свободных профессий. В узком смысле слова под промыслом понимается хозяйственное предприятие, в котором в качестве производительных элементов участвуют личные способности предпринимателя и капитал. Но оба элемента присутствуют в разной степени и мере. В труде ремесленника, единолично работающего, капитал занимает низшее место, а личный труд – первенствующее. В этом случае невозможно определить, какая часть своего дохода ремесленник получил в качестве промышленно прибыли, а что в качестве заработной платы. В крупном коммерческом и торговом предприятии капитал имеет наибольшую важность, в дивиденды акционеров входит промысловая прибыль, «хотя тут же присутствует и просто процент на затраченный капитал (2, с. 286).

    Лица либеральных профессий облагаются не промысловым, а подоходным налогом. Что касается простой работы по найму, то И.И.Янжул ставит это в зависимость от тяжести косвенного налогообложения. Поэтому, заключает И.И.Янжул, под промыслом должно разуметь лишь такое занятие, которое производится с помощью капитала, которое дает доход, отчасти зависящий от затраченного капитала. В этом ограниченном смысле промысловый налог есть налог на предпринимательскую прибыль (2, с. 287). Отсюда следует, что труд ремесленный, без найма рабочей силы составляет отдельную группу налогоплательщиков. Это лица, говоря современным языком, ведут индивидуальную трудовую деятельность, их доход является смешанным доходом, без разделения на прибыль и заработную плату. Но капитал в крупных и малых предприятиях играет разную роль. И.И.Янжул приводит точку зрения экономистов, различающих три вида промыслового налога: 1) налоги на предприятия, в которых доминирует капитал как фактор дохода, 2) собственно промысловый налог, где капитал и труд являются равнодействующими факторами, 3) налог на прибыль от занятий, производимых личным трудом без капитала (2, с.287). Такое разделение промыслов сохраняет свою ценность, на наш взгляд, и сегодня.

    И.И.Янжул указывает те же трудности определения точной величины промыслового налога, что и К.Г.Рау. Поэтому промысловый кадастр должен основываться не на специальном изучении точного экономического положения каждого промышленника, а на ознакомлении с доходностью каждого вида промыслов по их общим признакам. Открыть эти зависимости доходности от ряда факторов и составляет задачу финансовой науки и законодательной практики. После установления этой зависимости остается разгруппировать промыслы по известным классам и назначить этим классам соответствующие оклады налога.

   И.И.Янжул выделяет внешние и внутренние признаки промыслового дохода. Внешние факторы носят объективный характер. Всем известно различие доходности (средней) видов промыслов, значит, возникает задача классификации видов промыслов так, чтобы обеспечить их равновесие, пишет И.И.Янжул. Расположение плательщика также является внешним, независимым фактором. К внутренним признакам промыслового дохода относятся размеры, например, оборотного капитала; производительность машин, число работников и т.д. Последовательность классификации может быть такой. Сначала предприятия разделяются по широте сбыта, затем по внутренней доходности, затем по объему предприятия, с возможным привлечением коэффициентов. Практика установления промыслового налога в Европе, различалась от страны к стране, по-разному комбинируя известные факторы.

   Петр I Великий [1682−1725] взял курс на создание регулярного общества, что наложило свою печать на методологию налогообложения. При Петре I были установлены гильдии и цехи, но прежде всего как полицейско-государственный, а не финансовый институт. Дело в том, что купцы платили, наряду с другими неслужилыми сословиями, подушную подать. Однако Петр приказал провести особую перепись, характер которой позволяет предположить о его намерении установить промысловый кадастр. Было приказано произвести перепись городских жителей – купцов, посадских и слободских людей, с указанием  характера промысла и ремесел, объема промыслов и размеров наемной платы за помещение. (Во Франции существовал налог на личные доходы лиц либеральных профессий в размере 1/15 с квартирной платы). В 1775 г. купцы были освобождены от частных промысловых сборов и подушной подати. Гильдии получили, таким образом, фискальное значение. К первой гильдии относились те, кто объявлял свой капитал более, чем 10 000 руб.; ко второй – от 1000 руб. до 10 000 руб., к третьей – от 500 до 1000 руб. Никакие доносы на утайку имущества не принимались. В 1785 г. были более точно определены права торгового класса, закрепленные в «Городском положении». В 1885 г. были приняты «Правила об обложении торговых и промышленных предприятий добавочным капиталом». Новый государственный промысловый налог был введен в 1898 г. Таков общий ход событий, остановимся на деталях.

   Важнейшую часть промыслового обложения составляли так называемые пошлины за право торговли. Все торгово-промышленные действия разделялись на две категории: производимые без платежа и на производимые с платежом. Для всех торгово-промышленных действий, не освобожденных законом от налогообложения, предприниматели обязаны были брать особые свидетельства и билеты с определенной платой в пользу казны за те и другие. Свидетельства были двух родов: купеческие или гильдейские и просто промысловые. Гильдий с 1865 г. осталось две. К первой гильдии относилась оптовая торговля, включая иностранными товарами. Кроме того, свидетельства первой гильдии были обязаны выбирать и для ведения некоторых видов промыслов (с особой доходностью). Сюда входили банки, страхование, транспорт и т.п. предприятия. Плата за свидетельство первой гильдии составляло 565 руб. Промысловые свидетельства выдавались на содержание заводских, фабричных и ремесленных заведений на мелочную и развозную торговлю и т.д. Вторая форма пошлин за право торговли и промыслов выражалась в обязательном взятии билета на каждое отдельное торговое или промышленное заведение.

   Недостатком описываемой системы была неравномерность налогообложения. Крупные предприятия пользовались незаслуженными привилегиями, не оправданные ни фискальными, ни экономическими, ни политическими соображениями, отмечает И.И.Янжул. Так, кредитные учреждения с капиталом более 50 000 тыс. руб. обязаны были выкупать свидетельства первой гильдии. В результате одинаковую сумму налога платили единоличные предприниматели, общества взаимного кредита с капиталом 50−60 тыс. руб., акционерные банки с капиталом несколько млн. руб. (3, с. 210).

    В 1885 г. принимаются новые правила обложения торговых и промышленных предприятий. Был введен дополнительные сборы. Первый сбор был процентным, взимался с чистой прибыли в размере 3-х, а с 1899 г. – 5- ти процентов. Процентный сбор взимался с акционерных обществ и товариществ на паях и других видов товариществ. Второй сбор был раскладочным, сбор взимался со всех остальных предприятий. Первоначально заводы и фабрики не являлись плательщиками сбора, они платили акцизы, но с 1892 года раскладочный сбор распространился и на них (2, с. 303). Раскладочный налог был призван учесть местные особенности в условиях ведения предпринимательской деятельности, учитывая специфику промыслового налога. Достоинства раскладочного налога также в том, указывает И.И.Янжул, что он дает возможность достигнуть необходимого разнообразия в размере дополнительного обложения, сопряженного с необходимою уравнительностью (2, с. 303). Законом от 15 января 1885 года податные присутствия получили право освобождать от дополнительного налога предприятия, находящиеся в затруднительном положении по незначительности оборотов и другим причинам. Правда, эти освобождения падали на других плательщиков в силу неизменности величины раскладки.

    8-го июня 1898 г. утверждается новый закон о промысловом налоге. Государственный промысловый налог состоит из основного и дополнительного. Основной промысловый налог уплачивается посредством выборки промысловых свидетельств, за исключением некоторых, специально указываемых предприятий. Территория страны разделена на четыре класса, сообразно развитию степени промышленности и торговли. Сами предприятия и промысловые занятия распределяются на разряды. Для торговли было установлено пять разрядов, а промышленности – восемь разрядов. Дополнительный промысловый налог взимается по-разному. Акционерные и другие предприятия, обязанные публичной отчетностью, уплачивают налог с капитала и процентного сбора с прибыли. Налог с капитала взимался в размере 15 коп. с каждой сотни рулей основного капитала. Процентный сбор с прибыли взимался в пределах 3−6 %, смотря по размеру прибыли. Другие предприятия уплачивают налог в виде: раскладочного сбора и процентного сбора с прибыли, превышающие определенный законом размер (2, с. 308).

В среднем за последующий четырехлетний период общие поступления промыслового налога составили 68 млн. руб. (в год). В том числе:

− основной налог, взимавшийся за промысловые свидетельства, составивший 34 млн. руб.;

− дополнительный налог с акционерных и других обществ – 18,5 млн. руб.;

− дополнительный налог с прочих предприятий – 15,5 млн. руб. (9 млн. руб. в виде раскладочного налога; 6,5 млн. руб. процентного сбора с излишков прибыли).

    В последующие годы в законодательство о промысловом налоге вносились изменения. В 1900 году лица, имевшие несколько заведений, получи право отчитываться по совокупности дохода. В 1901 на 1,5 млн. руб. были уменьшены платежи в целях развития добычи золота и платины. В 1902 г. была установлена уголовная ответственность за искажения публичной отчетности. И.И.Янжул по этому поводу замечает, что впервые введена уголовная ответственность за обман казны, который, по понятиям большинства, не считается даже грехом (2, с. 311).

    По закону, налог пересматривается каждые пять лет. Новый налог дал положительные результаты, увеличились доходы казаны, при этом возросла равномерность налогообложения. И.И.Янжул высказывает пожелание по данному налогу в части развития мелкого промысла, «от которого кормится значительная часть не только городского, но сельского населения».

   История налога интересна и поучительна. Видно, как росло мастерство финансовой службы. Сложный объект налогообложения, но путем дифференцированного подхода удалось создать эффективную систему налогообложения. Тем не менее, фискальные возможности промыслового налога не были использованы в полной мере. Этому «послужили» такие причины:

− низкая налоговая дисциплина основной массы налогоплательщиков. Широко практиковалось уклонение от налога через завышение разного рода затрат и т.д. Многие акционерные общества вели тройную бухгалтерию (годовые финансовые отчеты формировались для директоров правления, акционеров и казенной палаты) (3, с. 216).

− экономическая и кредитная политика правительства. Только при Павле I (1796-1801) и в последующие годы стали приниматься решения в пользу крестьян, но они так и не стали равноправными предпринимателями, а освобождение крестьян было проведено не в их пользу. Основная часть банковских ссуд направлялась на кредитование дворянских хозяйств на льготных условиях, а на кредитование промышленности и торговли шли ничтожные суммы (4. с.114);

− несовершенство правил налогообложения и налогового контроля. Фабриканты признавались, что «вывести по правилам бухгалтерии можно какую угодно чистую прибыль» (3, с. 217), а контроль отличался своей лояльностью.

     На фоне истории промыслового налога в России отчетливо выступают проблемы налогообложения предпринимательской деятельности в современных условиях. В настоящее время действуют общий и специальный налоговый режимы. Существует ли соразмерность налоговых форм? Можно ли признать удобным существующий порядок исчисления налога на доходы индивидуальных предпринимателей, принимающих общий режим налогообложения? В какой мере учтены факторы, определяющие результаты предпринимательской деятельности в рамках различных специальных налоговых режимов? Эти и другие вопросы ждут своих исследователей.

Список литературы

1.     Рау К.Г. Основные начала финансовой науки. Перевод с пятого немецкого издания / под ред. В.Лебедева. − С.Петербург, 1868. 374 с.

2.     Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах. 4-е изд., изм. и дополн. – С.-Петербург, 1904. 405 с.

3.     История налогов в России IX – начале XX века. / Захаров В.Н. [и др.]. − М.: РОХСПЭН, 2006. 296 с.

4.     Тимошина Т.М. Экономическая история России: учеб. пособ. / Под ред. М.Н.Чепурина. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: «Юстицинформ», 2003. 416 с.