Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИССЛЕДОВАНИЕ АНТИКРИЗИСНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТОВ РФ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

Авторы:
Город:
Орел
ВУЗ:
Дата:
07 января 2016г.

    В государствах с высокоразвитой рыночной экономикой набран положительный опыт предупреждения различных типов кризисов и их преодоления с минимальными издержками, как и на уровне предприятий, так и на уровне регионов. В Российской Федерации, экономические, социальные и исторические условия образования кризисных ситуаций, довольно сильно отличаются от развития кризисов в других странах. Но данный факт не изменяет надобности внимательного исследования зарубежного опыта и обдуманного, творческого и интеллектуального подходов к его использованию в процессе управления территориями различных уровней.

    В целом мероприятия, проводимые на депрессивных территориях у многих  стран схожи. Ключевым является стимулирование производства, бизнеса и повышение занятости в субъектах. Однако одни страны проводят комплексные меры оздоровления всех регионов одновременно, другие же уделяют большее внимание экономически отсталым субъектам для обеспечения их возможностью принимать активное участие в социально- экономическом развитии страны. Территориальная политика предполагает наличие скоординированного политического подхода.

   В структурной политике Европейского союза превалирует селективный подход, направленный на стимулирование деятельности конкретных компаний. Он состоит в том, что только частный бизнес может эф- фективно решать вопросы подъема депрессивных регионов и предприятий, причем не путем строительства крупных промышленных предприятий, а главным образом посредством создания предприятий передовых отраслей.

   Главной особенностью экономики Франции является значительный удельный вес государственного сектора в акционерной форме. Акции являются государственными непосредственно либо опосредованно - через финансовые институты. Государственные компании действуют преимущественно в автомобилестроении, авиакосмической, электронной, химической, нефтегазовой промышленности, черной металлургии, т.е. в отраслях имеющих ключевой значение для экономики страны. Отличительной чертой экономики Франции является система государственного регулирования, включая индикативное (договорное) планирование на национальном уровне (например, по договорам концессии)8.

   Положительное влияние на экономику Японии оказал процесс приватизации неэффективных (в т.ч. неплатежеспособных и банкротов) государственных предприятий, которые даже в лучшие времена не достигали среднего уровня эффективности частного сектора. Уникальным ресурсом японской экономики были и остаются сбережения предприятий и граждан, позволившие осуществить накопление и обновление капитала.

    Таким образом, территориальная политика многих стран может служить хорошим опытом и примером в борьбе с кризисом. Кризис, это динамичный процесс и в каждом случае он индивидуален, и антикризисные мероприятия должны также учитывать возможности каждого отдельно взятого субъекта. Раньше территориальные программы были нацелены на привлечение инвесторов в субъекты и в их инфраструктуру, что не принесло желаемого итога, территориальными диспропорции не только остались, но, к сожалению, и усугубились. В России государственная территориальная политика проходила по похожему сценарию. Первоначально приоритет был у инвестиций для инфраструктур, намеревалось, что именно они будут содействовать развитию отстающих субъектов. Были сделаны попытки принять закон о субъектах в депрессивном состоянии и использовать в их отношении специальные меры. Тем не менее, стало ясно, что государство не сможет обеспечить вложения средств во все многочисленные субъекты Российской Федерации находящиеся в кризисной ситуации. В период кризиса 2008-2009 гг. помощь федеральным центром территориям, попавшим в бедственное положение, главным образом состояла лишь в поддержке регионального рынка труда, что, конечно же, частично решило проблему занятости в краткосрочной перспективе, но в то же время оставило неэффективные производства и не обеспечило должной долгосрочной перспективы.

 

8   Хасбулатов О.Р. Региональный аспект макроэкономической политики в странах-членах Евросоюза: институциональная эволюция/Хасбулатов О.Р.// Вестник Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова. - 2009 - №5(17). – с 73-74.


    В настоящее время большинство стран-членов ЕС в качестве основного инструмента региональной политики используют финансовое стимулирование, которое включает в себя - дотации на определенные суммы инвестиций, кредиты, субсидии в связи с созданием рабочих мест и т.п. Данные методы призваны заинтересовать фирмы размещать производство или инвестировать средства в проблемные субъекты. Данные инструменты находят широкое применение практически во всех странах ЕС9

    Инструментом эффективного управления территорией находящейся в кризисной ситуации может быть комплексная государственная программа развития, в ней должны выявиться актуальные проблемы субъекта, и раскрыться способы их решения и дальнейшей реализации. Предоставленная программа обязана разрабатываться как органами региональной власти, так и местными организациями, территориями-соседями и научным сообществом. Для разработки государственной программы можно соединить субъекты в группы из-за их территориального расположения и на основе схожей проблематики и возможностей выхода из кризиса. Существенной особенностью этой программы должно стать жесткое ограничение по времени. Должны проводиться активные мероприятия по преодолению кризисной ситуации и вывода регионов из депрессивного состояния.

  Множество субъектов Российской Федерации не обладают такими комплексными инструментами антикризисного управления, они не используют неотложные меры для обнаружения и избегания надвигающихся кризисов. Отчасти эти проблемы анализируются в региональных стратегиях развития, социально-экономических программах развития территорий, планах федеральных округов. В том виде, в котором в данный момент находятся планы развития территорий, нельзя сделать их эффективным инструментом, так как они не отвечают ряду позиций управления10.

    В российских условиях наиболее приемлем опыт антикризисной региональной политики в Великобритании, Германии, США, Италии и других странах. В Великобритании социально-экономическая депрессивность наиболее остро проявилась в индустриальных агломерациях, где концентрируются традиционные отрасли - угледобыча, производство стали и текстиля. Примером депрессионного субъекта была Центральная Шотландия. В то же время в каждой стране используется индивидуальная система мер по оздоровлению экономики и подъему социального развития. В Великобритании были разработаны мягкие, косвенные методы стимулирующего и сдерживающего контроля за размещением производства. Территориальная политика опиралась на три группы мер: финансовые меры, стимулирующие размещение и рост производства в депрессивных субъектах (гарантии на капиталовложения, займы, налоговые льготы, премии за занятость и др.); непосредственная инвестиционная деятельность государства по развитию производственной и социальной инфраструктуры, в первую очередь - транспорта и жилья; меры «негативного контроля» за промышленным строительством, предусматривающие разрешение на промышленное предпринимательство. Этот опыт представляет большой интерес в настоящее время, ввиду активных попыток практического использования достижений передовых стран в области государственного регулирования социально-экономического развития субъектов РФ.

    Результаты анализа зарубежного опыта регионального развития позволяют сделать следующие основные выводы, что общим правилом для разработки и реализации национальных программ в зарубежных государствах является обеспечение единства целей и принципов региональных антикризисных программ социально- экономического развития с общенациональными. Общенациональные и территориальными программы ориентированы не только на оптимальное использование имеющихся материальных, финансовых и трудовых ресурсов, но и на поиск, введение в действие ранее неиспользуемых резервов и возможностей, на успешное решение социальных проблем. При этом, естественно, должны учитываться особенности социально- экономического развития субъектов Российской Федерации.


9 Емельянов Е.В., Аксенов П.А. Региональная политика Европейских государств // Вопросы новой экономики – 2011 - №3 (19), с.19-23

10     Манушин, Д.В. Антикризисное государственное управление технологическим развитием России / Д.В. Манушин // Актуальные проблемы экономики и права. Пермь - 2015. № 1 (33). С. 67-74


Список литературы

1.     Манушин, Д.В. Антикризисное государственное управление технологическим развитием России / Д.В. Манушин // Актуальные проблемы экономики и права. Пермь - 2015. № 1 (33). С. 67-74

2.     Емельянов Е.В., Аксенов П.А. Региональная политика Европейских государств // Вопросы новой экономики – 2011 - №3 (19), с.19-23

 3.     Хасбулатов О.Р. Региональный аспект макроэкономической политики в странах-членах Евросоюза: институциональная эволюция /Хасбулатов О.Р.// Вестник Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова. - 2009 - №5(17). – с 73-74