03 августа 2017г.
Аннотация. В данной статье рассматриваются основные показатели оценки инвестиционной привлекательности компании. Представлена сравнительная оценка данных показателей двух компаний: ПАО «МТС» и ПАО «Мегафон».
Ключевые слова. Фундаментальный анализ, инвестиционная привлекательность, инвестиции, акция. Основоположниками фундаментального анализа по праву считаются Бенджамин Грэм и Дэвид
Додд, авторы книги «Анализ ценных бумаг» опубликованная в 1934 году. Авторы используют понятие финансовый анализ в который включают экономический анализ, анализ рынка капитала, отраслей и ценных бумаг. В своей книге Б.Грэм и Д.Додд формулируют основную цель анализа ценных бумаг «…направлен на оценку будущих цен и доходности ценных бумаг, чтобы можно было определить переоцененные бумаги от недооцененных». (Грэм и Додд)
Фундаментальный анализ представляет собой комплексную оценку объекта инвестирования и тесно связан с институциональным (изучает законодательство, политическую обстановку, уровень развития отраслей и секторов экономики), финансовым (оценивает денежные потоки), экономическим (рассчитывает и анализирует различные показатели финансово-хозяйственной деятельности организации), социальным (исследует социальные отношения в обществе) анализами.
Целью фундаментального анализа является оценка истинной стоимости ценной бумаги для того, чтобы инвестор мог принять оптимальное инвестиционное решение.
P/E (Рыночная капитализация/Чистая прибыль) показывает за сколько лет прибыль покроет расходы на покупку ее акции. У стабильных компаний обычно низкое значение P/E.
За 2016 год по Мегафону этот показатель составил 13,54 года, по МТС – 9,81 год. Данный показатель по двум компаниям за последние 5 лет вырос, но при этом темпы роста у МТС выше, чем у Мегафона. Это свидетельствует о том, стоимость акции растет быстрее, чем прибыль приходящаяся на одну обыкновенную акцию.
Показатель P/E нельзя считать надежным, т.к. P- не учитывает долг организации, а E – не учитывает расходы остающиеся в распоряжении организации, т.е. амортизацию. Поэтому для более надежного прогнозирования используют отношение EV/EBITDA (Стоимость компании/Прибыль до вычета налогов, процентов и амортизации).
Динамика EV/EBITDA немного отличается от динамики P/E тем, что у Мегафона она снижается, а у МТС повышается.
P/S (Рыночная капитализация/Выручка), также как показатель P/E описывает компанию с точки зрения генерирования прибыли одним вложенным рублем инвестором.
Преимущество данного показателя над P/E заключается в том, что его можно использовать для оценки компаний получивших убыток в отчетном периоде.
Небольшие значения P/S свидетельствуют о недооцененности компании, большие – о завышенной оценке.
P/S компании МТС
с
2014 года
повышается,
а
компании
Мегафон за все 5 лет
снижается.
Следовательно акции Мегафона являются более привлекательными. Но причиной снижения P/S компании Мегафон заключается в снижении стоимости акций начиная с 2014 года, тогда как динамика цен акций МТС является более стабильной и показывает
тенденцию к росту.
P/B (Рыночная капитализация/Балансовая стоимость
активов) показывает количество денег, которые остались бы после продажи компании и погашения долгов. Акции с P/B = 1 продаются по балансовой стоимости,
P/B < 1 считаются
недооцененными.
Здесь также наблюдается тенденция к росту у акций МТС, и снижение у акций Мегафона, что в основном связано с изменением курса акций, как отмечалось выше.
Для более точной оценки следует использовать P/B в паре и коэффициентом доходности капитала ROE (Return On Equity). ROE вычисляется по формуле (Чистая прибыль/Чистые активы) и показывает под какую ставку работают средства вложенные акционерами.
Так у МТС этот показатель
снижался начиная с 2013 года по 2015 год, в 2016 году показал небольшой рост и составил
32%. У Мегафона этот показатель
ниже чем у МТС и на 2016 год составил 19%.
Показатели P/B и ROE должны иметь одинаковую тенденцию, т.е. при росте ROE должен расти и P/B. Низкий ROE и высокий P/B может говорить о переоценке акций, высокий ROE и низкий P/B – о недооценке.
Валовая маржа (Gross Margin) вычисляется по формуле ((Объем продаж – Себестоимость)/Объем продаж) и представляет собой процент от общего объема выручки, что компания сохраняет после понесенных прямых затрат, связанны производством товаров и услуг. Соответственно чем выше данный показатель тем ниже у компании затраты на производство.
Коэффициенты ликвидности Current ratio (Коэффициент абсолютной ликвидности) и Quick ratio (Коэффициент срочной ликвидности) показывают способность компании отвечать по своим обязательствам.
Current ratio показывает какая доля краткосрочных обязательств может быть покрыта за счет денежных средств и их эквивалентов.
Quick ratio – показывает способность компании оплатить краткосрочные обязательства за счет продажи наиболее ликвидных активов.
В качестве вывода
можно сказать,
что если смотреть отдельно по каждому показателю, то компании одинаково привлекательны для инвестора. Но учитывая показатели не по отдельности, а в сумме, мы считаем что ПАО «МТС» более привлекательна для инвестирования.
Список литературы
1. Грэм Б. Разумный инвестор: полное руководство по стоимостному инвестированию: Пер. с англ.– 4-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2017
2. Коттл С., Мюррей Р.Ф., Блок Ф.Е. «Анализ ценных бумаг» Грэма и Додда: Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2000
3. Якимкин В. Фундаментальный анализ. - М.: Изд-во Омега-Л, 2008
4. Официальный сайт Компании ПАО «МТС», - Режим доступа: http://www.company.mts.ru/
5. Официальный сайт Компании ПАО «Мегафон», - Режим доступа: https://tatarstan.megafon.ru/