Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА НА СОСТОЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
03 августа 2017г.
INFLUENCE OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY OF THE REGION ON THE STATE OF NATIONAL ECONOMIC SAFETY ON THE EXAMPLE OF THEPRIMORYE TERRITORY

Bogdanova D. M.

 

Student of the Faculty of Economics and Law of the Russian Economic University. GV Plekhanov, Russian Federation, Moscow

Bezpalov V.V. - supervisor: candidate of economic sciences, professor of NiRE Russian Economic University

Plekhanov, Russian, Moscow

 

Аннотация: В данной статье рассматривается внешнеэкономическая деятельность Приморского края и ее влияние на развитие экономики, как в субъекте, так и в Российской Федерации. Выявляются основные направления внешнеторгового оборота и анализируются проблемы, связанные с ведением внешнеэкономической политики. Проведен более детальный анализ внешнеторгового оборота услугами с выявлением проблем данной отрасли и возможными решениями по их преодолению.

Annotation: This article examines foreign economic activity of the primorye territory and its impact on the development of the economy, both in the subject and in the Russian Federation. The main directions of foreign trade turnover are identified and problems related to foreign economic policy are analyzed. A more detailed analysis of foreign trade turnover of services with the identification of problems of this industry and possible solutions for their overcoming

Ключевые слова: экономическая безопасность, внешнеторговая деятельность, внешнеэкономическая деятельность, структура импорта, структура экспорта, Приморье, внешнеторговая политика.

Key words: economic security, foreign trade activities, foreign economic activity, import structure, export structure, Primorye, foreign trade policy.

«Кто владеет мировой торговлей, тот владеет богатствами мира, а следовательно, и самим миром» ( Уолтер Рэли)  

Одной из главных задач современного развития страны в условиях международного финансово- экономического кризиса, а также применения различного рода санкций, является обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, как состояния защищенности экономики страны от внутренних и внешних угроз. Международная торговля является основным видом межгосударственных отношений, поэтому государственное регулирование внешнеторговой деятельности становится одной из ключевых задач правительства.

В современных условиях мировой глобализации, внешнеэкономическая деятельность определяет роль того или иного государства на международной арене, тем самым напрямую участвует в развитии национальной экономики и влияет на все социально-экономические процессы, происходящие внутри страны. [3]

Россия, благодаря своим значительным территориям и разнообразием природных ресурсов, занимает важное место в мировой экономике,  но основную часть структуры экспорта РФ продолжает занимать продукция сырьевого сектора. Развитие реального сектора экономики России во многом зависит от характера и согласованности целей и задач проводимой государственной внешнеторговой политики.[1]Для изменения структуры экспорта и принятия эффективных управленческих решений необходимо рассматривать не столько консолидированный бюджет внешнеэкономической деятельности России в целом, сколько ее региональные аспекты, с целью выявления«слабых» и «сильных» сторон каждого субъекта РФ. Это поспособствует не только взвешенному распределению экспорта по всем территориям Российской Федерации, но и повысит эффективность реализации политики импортозамещения, что поможет России выйти на совершенно новый уровень развития экономики.

Основными критериями оценки внешнеэкономической деятельности Российской Федерации являются показатели динамики внешнеторговой деятельности, представленные Федеральной службой государственной статистики (таб. 1).

Таблица 1 - Внешняя торговля Российской Федерации в млн.долл.США

 

 

2005

2010

2011

2012

2013

2014

Внешнеторговый

оборот

 

363863

 

638354

 

833964

 

863205

 

864612

 

805789

Экспорт

240024

392674

515409

527434

523275

497763

Импорт

123839

245680

318555

335771

341337

308026

Сальдо

торгового баланса

 

116185

 

146995

 

196854

 

191663

 

181939

 

189737

Источник: сайт федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/

 

На основании показателей необходимо указать, что увеличение торгового баланса на 441926 млн.долл. в 2014 по сравнению с 2005 г. и увеличение сальдо торгового баланса(в 2005 г. – 116185, в 2014 г. – 189737), связано, в первую очередь, с увеличением цен на товары и услуги на мировом рынке, а не повышением эффективности работы отраслей, т.к. процентное отношение импорта и экспорта в структуре внешнеторгового баланса имеет противоположную динамику. (таб.2)

Таблица 2 –Структура внешнеторгового баланса в % соотношении

 

2005

2010

2011

2012

2013

2014

Экспорт

65,97

61,51

61,80

61,10

60,52

61,77

Импорт

34,03

38,49

38,20

38,90

39,48

38,23

Источник: сайт федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/

 

Данные баланса подтверждают, что с 2005 г. по 2014 г. импорт Российской Федерации изменился на 4% и составил 38,23% по сравнению с 34,03%, таким образом можно сделать вывод, что, не смотря на положительную динамику, как внешнеторгового баланса, так  и сальдо по нему, значение импорта во внешнеторговой структуре постепенно возрастает, что говорит о зависимости России от импорта и необходимости перехода на политику импортозамещения.

Одним из перспективных субъектов РФ, обладающий огромным потенциалом для ведения активной внешнеэкономической деятельности, по мнению автора, является Приморский край.

Приморский край -расположен в южной части Дальнего Востока. Граничит с Хабаровским краем, на западе, а юго-западе - с КНР и КНДР, на востоке и юге омывается японским морем. В Приморском крае выявлено около 100 угольных месторождений. Наиболее крупными каменноугольными бассейнами являются Партизанский и Раздольненский, буроугольным – Угловский, а также ряд крупных месторождений бурых углей, таких, как Бикинское, Павловское, Шкотовское, Раковское и др.. Балансовые запасы углей в Приморском крае по состоянию на 01.01.2015 г. составляют 3,94 млрд. т, или 1,5% от общероссийских, в том числе разведанные запасы – 2,48 млрд. т, из которых 90,7%, или 2,254 млрд. т, – запасы бурого угля. В последние годы начата переоценка перспектив края на добычу нефти и газа, как в наземной части, так и на шельфе Японского моря. Прогнозные запасы нефти составляют 10150 млн. тонн. Существенным конкурентным преимуществом территории является земельный ресурс. Общая площадь земельного фонда Приморского края на 01.01. 2014 года составляет 16 млн. 467,3 тыс. га, или 1% всей территории Российской Федерации.

Наличие такого ресурсного потенциала позволяет региону активно развивать внешнеэкономическую деятельность(ВЭД), что находит подтверждение в оценке на основании показателей объема валового регионального продукта (ВРП), как в абсолютном исчислении, так и на душу населения (таб.3).

Таблица 3 - Динамика валового регионального продукта Приморского края за 2005-2015 (в текущих основных ценах)

 

 

 

Показатель

 

 

2005

 

 

2010

 

 

2014

 

 

2015

 

Изменения

2005-2015

гг.

 

Прирост

2005-2015

год, %

ВРП,              млн

рублей

 

186623

 

470679

 

642423

 

716650

 

530027

 

284,01

Место        среди

субъектов     РФ по

производству ВРП

 

 

 

24

 

 

 

22

 

 

 

25

 

 

 

27

 

 

 

3

 

 

 

-

ВРП  на  душу

населения, рублей

 

92504

 

240221

 

331845

 

371099

 

278595

 

301,17

Место        среди

субъектов     РФ по

производству ВРП  на  душу населения

 

 

24

 

 

25

 

 

27

 

 

26

 

 

3

 

 

-

Источник:      сайт      федеральной     службы      государственной     статистики.      Режим      доступа: http://primstat.gks.ru/

 

Согласно показателям, в период с 2005 по 2015 г. валовой региональный продукт (ВРП) Приморского края увеличился почти в 4 раза и по итогам 2015 г. составил 716650млн. руб. С 2005 по 2015 г. ВРП на душу населения в регионе вырос на 278595 млн. руб., то есть также в 4 раза.

Проводя анализ внешнеэкономической деятельности субъекта, необходимо отметить имеющиеся внешнеэкономические связи региона (ВЭС), которые являются формой реализации международных отношений между странами и их регионами в различных областях, начиная от обычных торговых отношений и сотрудничества на разных уровнях и заканчивая отношениями в валютно-финансовой сфере. Из различных форм ВЭС, необходимо выделить внешнеторговой оборот товарами и услугами региона.

Таблица 4 - Показатели внешнеторгового оборота Приморского края за 2005–2015 гг. млн. долл. США

 

Показатель

2005

2010

2014

2015

Абсолютные

изменения  2005-

2015 гг.

Внешнеторговой оборот,

3257,3

6452,9

11527,7

6339,5

3082,2

в том числе:

экспорт

1049,2

1411,8

3972,6

2707,9

1658,7

импорт

2208,1

5041,1

7555,2

3631,6

1423,5

Сальдо торгового баланса

-1159

-3629

-3583

-923,7

-

Коэффициент       покрытия

импорта экспортом, %

 

47,5

 

28,3

 

52,6

 

74,6

 

-


В 2015 г. прослеживается следующие тенденции развития внешнеторговых связей региона (табл.4):

– внешнеторговый оборот края снизился по сравнению с объемами 2014 г. на 5188,2 млн. дол. США, и составил 82% от общего внешнеторгового оборота 2015 г.;

–   доля экспорта в общем объеме внешнеторгового оборота увеличилась на 8,26% по сравнению с 2014 г. и составила 42,7%; на 20,84% по сравнению с 2010 г.; на 10,51% по сравнению с 2005 г;

–   отмечается сокращение отрицательного значения показателя по сальдо внешнеторгового оборота.

Данный показатель в 2015 году, который составляет -923,7, по сравнению с 2014 г., в котором данное значение составляло -3583, уменьшился более чем в 3,5 раза, что вызвано резким снижением импорта в регионе;

–    основные потоки экспорта (более 90%) направлены на зарубежные страны,  такая тенденция наблюдается в промежутке с 2005 по 2015 г.



В товарной структуре экспорта Приморского края в 2015 г. лидирующую позицию занимает минеральное сырье, которое составляет более 50% (1492,1 млн. долл. США) экспорта. Значительную часть экспорта также между собой поделили товары продовольственного и сельскохозяйственного назначения (763,6 млн. долл. США), древесина (281,6 млн. долл. США) и металлы (124,6 млн. долл. США), которые в сумме составляют примерно 43% от общего объема экспорта (рис.1).


Источник: сайт федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://primstat.gks.ru/

В товарной структуре импорта субъекта в 2015 году доминирующую позицию занимают разнообразия транспортных средств (1441,7 млн. долл. США), различные продовольственные товары и сырье сельскохозяйственного назначения (726,3 млн. долл. США), а также товары других отраслей, таких как обувь, одежда и т.п. (537,5 млн. долл. США), которые в совокупности составляют почти 70% или 2542,1 млн. долл. США от всего импорта региона (рис.2).

Приморье поддерживает отношения с более чем 100 зарубежными странами, что позволяет ему успешно расширять и развивать внешнеторговые отношения. Превалирующими странами-контрагентами являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона (около 53% внешнеторгового оборота Приморья приходится на Китай, 19% на Корею и около 15% на Японию).

Стоит отметить, что на протяжении периода с 2005 г. по 2015 г. больше 50% товаров, реализующихся на внутреннем рынке Приморья, производятся зарубежными странами и импортируются в регион.

В современной экономической ситуации одним из самых перспективных направлений внешнеторговой деятельности, которое бы помогло развиваться как регионам, так и государству на внешнеэкономической арене, и при этом не подрывало бы экономическую безопасность страны – является торговля услугами.[5]

Таблица 5 - Показатели внешней торговли услугами Приморского края 2005–2015 гг. В млн долл. США

 

 

 

Показатели

 

 

2005

 

 

2010

 

 

2014

 

 

2015

 

Абсолютные изменения 2005-

2015 гг.

Темп

прироста

2005-2015

год, %

Экспорт услуг

432,3

558,8

1873,7

1857,0

1424,7

329,6

Импорт услуг

108,9

169,5

275,1

226,0

117,1

107,5

Внешторговый оборот по

услугам

 

541,2

 

728,3

 

2148,8

 

2083

 

1541,8

 

284,9

Сальдо торговли услугами

323,4

389,3

1598,6

1628

1304,6

403,4

Источник:      сайт     федеральной      службы      государственной     статистики.      Режим      доступа:http://primstat.gks.ru/

Оборот услуг в регионе с 2005 г. по 2015 г. увеличивается, в большей степени за счет экспортируемых услуг, и в 2015 г. данный показатель составил почти 2 млрд. дол. США, тем самым подтверждая вклад экспорта услуг в общий внешнеторговый оборот, который за тот же период увеличился более чем в 3,5 раза. Данную динамику оборота можно объяснить значительным ростом услуг связанных с различными видами транспортировки товаров (морская и воздушная), которая превалирует как в экспортной структуре (более 98%), так и в структуре импорта (79%) Приморья (табл.5).

Таблица 6 - Показатели внешней торговли услугами Приморского края по видам за период 2005–2015 гг.

 

 

Вид услуг

Экспорт

Импорт

2005

2010

2014

2015

2005

2010

2014

2015

По видам услуг

всего:

432,3

558,8

1873,7

1857,0

108,9

169,5

275,1

226,0

в том числе:

транспортные

409,5

533,2

1852,8

1840,0

78,4

126,6

242,4

204,7

в том числе по

видам:

 

 

 

 

 

 

 

 

морской

377,6

495,0

1837,2

1829,8

63,9

82,5

224,5

187,1

воздушный

31,1

33,9

10,3

4,5

14,5

44,1

17,0

16,7

прочие

0,8

4,3

5,3

6,5

0,0

-

0,9

0,9

почты и связи

4,6

0,6

0,4

0,4

1,8

5,1

7,2

4,4

коммерческие

0,3

1,1

-

-

0,0

0,0

-

-

ремонт машин и

оборудования

 

2,9

 

0,2

 

-

 

-

 

16,0

 

5,3

 

-

 

-

гостиниц и

ресторанов

 

6,9

 

7,2

 

10,2

 

8,3

 

0,0

 

0,0

 

13,4

 

9,9

турагентств

1,6

0,7

4,6

4,9

0,6

30,5

3,1

5,6

аудит, маркетинг

3,0

8,0

3,7

2,3

2,2

0,4

0,3

0,8

прочие

3,5

7,8

2,0

0,3

9,9

1,6

8,7

0,6

Источник:      сайт      федеральной     службы      государственной     статистики.      Режим      доступа:http://primstat.gks.ru/

 

Структуру внешней торговли услугами Приморья составляют разнообразные их классификационные виды (табл.6). Лидирующие  позиции занимают транспортные  услуги. В структуре экспорта на услуги транспорта приходится 1840 млн. долл. за 2015 г. (по сравнению с данным показателем за 2005 г. – 409,5 млн. дол., наблюдается увеличение почти в 4,5 раза). По этому же показателю только в структуре импорта, который в 2015 г. составил 204,7 млн.долл., а в 2005 г. – 78,4 млн.долл., прослеживается увеличение в 3 раза.

Последние места в структуре экспорта услугами занимают услуги, связанные с гостиничным, туристическим и ресторанным бизнесом, что в целом является противоречием и российским, и мировым основным тенденциям развития в области международной торговли услугами, согласно которым превалирующую позицию над транспортными услугами должны занимать туристические и связанные с ними отрасли. Однако в структуре импорта второе место занимают услуги турагентств, что свидетельствует о развитии выездного международного туризма (пассивного), который может являться фактором вывоза валюты, как из самого региона, так и из страны в целом.

Таким образом можно сказать, что в период с 2005 г. по 2015 г. регион вел активную внешнеторговую политику и экспорт различных видов услуг для зарубежных стран (за 2015 г.) составил 1857,0 млн. долл. США, при сравнении данного показателя с 2005 г., можно проследить, что экспорт вырос на 329,6%. Однако нельзя не упомянуть и негативные тенденции, такие как увеличение показателя импортируемых услуг в регион (в промежутке 2005-2015 г. объем импортных услуг увеличился в 2 раза).

Не смотря на наличии позитивной динамики ряда показателей ВЭД и в частности внешнеторговой деятельности, регион имеет и ряд существенных проблем, таких как преобладание в структуре импорта продовольственных товаров (за 2015 г.  их было импортировано на 733,4 млн. долл.), преобладание  в структуре экспорта продажи сырьевых ресурсов, постепенное увеличение импортируемых услуг (в 2015 г. показатель составил 1456,2 млн. долл.), но основной проблемой, по мнению автора, является снижение количества и качества предоставляемых транспортных услуг, особенно заметно проявившихся в 2013-2015 годах.

Это может быть связано с отсутствием должных передовых технологий и технических средств, (несмотря на то, что было закуплено и введено в эксплуатацию новых транспортных средств на сумму в 28366 млн. руб., а в общем по данному направлению из федерального и регионального бюджета потрачено 58034 млн. руб.). Однако в 2015 г., число используемых передовых производственных технологий в производстве автомобилей, летательных аппаратов и судов имеет отрицательную тенденцию в промежутке с 2013 г. по 2015г. и составляет 225 ед., что непременно приводит к зависимости от импортных разработок (за 2015 г. показатель импорта технологий и услуг технического характера составил 952,7 тыс. долл. и вырос в 1,87 раз по сравнению с аналогичным показателем в 2014 г.).

Для решения проблемы повышения эффективности количественных и качественных характеристик оказываемых транспортных услуг, региональными властями была сформирована и принята к реализации программа "Развитие транспортного комплекса Приморского края" на 2013 - 2017 годы. В соответствии с данной программой власти приняли решение по увеличению доли транспортных средств предприятий всех форм собственности, осуществляющих перевозку специальных, опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов на территории Приморского края (на 70%), а так же повышение доли транспортных средств предприятий, оказывающих услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории (до 36%).В целях реализации задач в программе было предложено внедрения и использования технологий ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности, направленных на обеспечение условий повышения эффективности получения объективных данных мониторинга для устойчивого, непрерывного и оперативного управления и интенсивного развития ключевых отраслей экономики Приморского края. Для сопровождения проектов из федерального бюджета выделено – 67,86 млн. руб., из регионального – 100 млн. руб.. К основным плановым показателям, заложенным в программе, являются показатели увеличения количества пассажиров, перевезенных в пригородном железнодорожном сообщении на 6,5 млн. чел., а так же снижение доли протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения, не отвечающих нормативным требованиям на 5%.

Но этих мер недостаточно, так как для эффективного использования всего транспортного потенциала региона необходимо создание и внедрение новых технологий, которые бы смогли вывести транспортную инфраструктуру субъекта на совершенно новый уровень. Например, для повышения технологического потенциала региона и снижения зависимости от импортных разработок , возможно рассмотрение вопроса о создании специализированного технопарка, специализирующегося на инновациях в сфере автомобилестроения и транспортной инфраструктуры, которые, в перспективе, должны быть направлены именно на развитие транспортной инфраструктуры Приморского края (разработки новых и усовершенствование старых видов транспортных средств, для увеличение доли предоставляемых транспортных услуг, разработка новых технологий в дорожном строительстве, для повышения эффективности использования дорожной сети). Подобных специализированных промышленных территорий, которые бы занимались разработками в области автомобилестроения и повышением качества путей сообщения в Приморье, еще не существует. Создание технопарка должно иметь научное сопровождение и возможно такой базой может выступать Дальневосточный Федеральный Университет (на базе близких к машиностроению кафедр, таких как: кафедра Транспортных машин и транспортно- технологических процессов, кафедра Материаловедения и технологии материалов), что поможет снизить разобщенность между научными институтами системы ДВО РАН и вузовской наукой. Статус технопарка должен быть присвоен Комиссией по формированию технопарков на территории Приморского края, которая так же будет проводить последующую координацию и контроль деятельности имущественного комплекса.

Таким образом, при вовлечении имеющегося научного потенциала региона, мотивируя его на достижение результата, а так же более детального распределения бюджета субъекта по отраслям, посредством ранжирования целей по их приоритетности, позволит краю выйти на новый экономический уровень как на внутреннем экономическом пространстве, так и на внешнеэкономической арене. Именно Приморье имеет все предпосылки, чтобы стать передовым субъектом России по обеспечению внешнеэкономической и региональной безопасности, и проведении эффективной политики импортозамещения.

Список литературы

 

1 .Безпалов В.В., ПетросянА.Д. Развитие методологий управления внешнеторговой деятельностью в региональных промышленных комплексах в условиях либерализации внешнеэкономических отношений// Монография. – 2010.

2 .Волошин H.H. Современное состояние экономики и внешнеэкономической деятельности регионов России и проблемы их развития // Внешнеэкономический бюллетень. – 2011

3 .Волынчук А.Б. Дальний Восток России: вызовы трансграничного взаимодействия // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2010.

4 .Внешнеэкономическая деятельность приморского края: формы и тенденции развития [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «Киберленинка». Электронные данные. [Б.м.]. URL: https://m.cyberleninka.ru/article/n/vneshneekonomicheskaya-deyatelnost-primorskogo-kraya- formy-i-tendentsii-razvitiya

5 .Осипов В.А. Конкурентоспособность экономических систем// Монография; - 2011.

6 .Официальный сайт администрации Приморского края [Электронный ресурс] URL: http:// primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/ departament-gosprogramm/ 7.Постановление Администрации Приморского края от 7 декабря 2012 г. N 382-па «Об утверждении государственной  программы  приморского  края  "Экономическое  развитие  и  инновационная экономика приморского края" на 2013 - 2017 годы

8 .Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю [Электронныйресурс]URL:   http://primstat.gks.ru/

9 .Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]URL: http://www.gks.ru/