Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
17 декабря 2015г.

   Показателем развития экономики любой страны является уровень образования населения. Чем выше степень образования населения, тем успешнее государство. Поэтому приоритетной задачей государства является совершенствование функционирования рынка образовательных услуг и факторов, определяющих его развитие, без учета которых невозможно развивать региональную систему образования. Для этого в данной статье мы изучили образовательную структуру населения республики; определили соотношение рынка труда и рынка образовательных услуг; проанализировали номенклатуру направлений подготовки и специальностей в высших профессиональных образовательных учреждениях республики Татарстан.

   Одним из факторов, определяющих развитие рынка образовательных услуг в Республике Татарстан является образовательная структура населения, в результате анализа которого нами сделан следующий вывод.

   Проанализировав статистические данные региона нами выявлено, что по возрастному составу населения Республика Татарстан является типичным российским регионом. В 2009–12 гг. в регионе доля лиц младше трудоспособного возраста варьировалась в пределах 19,4-18,5%, трудоспособного возраста – 63,3-65,6%, старше трудоспособного возраста – 20,6-22,8%12. Как видно, доля населения моложе трудоспособного возраста и трудоспособного  возраста,  составляющие  потенциальную  образовательную  основу       имеют  небольшую тенденцию повышения из-за различий в динамике рождаемости и миграционных тенденций.

 

12 Данные Росстата

  

   Основные демографические показатели Республики Татарстан свидетельствуют о невысоком темпе роста и стабильной численности населения. Наиболее существенным фактором прироста населения является миграционная составляющая – в 2009-2012 годах в регионе наблюдался среднегодовой прирост численности населения в расчете на 10 000 человек в размере 9,4 человек. Миграционный прирост компенсирует относительно невысокий уровень рождаемости в Республике Татарстан. Общий коэффициент рождаемости по данным Росстата в Татарстане ниже, чем в среднем по Приволжскому Федеральному Округу и России в целом.

   Наблюдающиеся тенденции привели к повышению ожидаемой продолжительности жизни в регионе. Так, за прошедшие 4 года соответствующий показатель для мужчин увеличился с 61 до 64 лет. Данная тенденция наблюдается и в данных в среднем по федеральному округу и России, но не так ярко выражена.

    Республика Татарстан занимает восьмое место в России по численности населения после городов Москва и Санкт-Петербург, Краснодарского края, Республики Башкортостан, Московской, Свердловской и Ростовской областей. В Приволжском  федеральном округе республика –  вторая по численности населения после Башкортостана.

    Большая часть населения республики – около 74% проживает в городах и поселках городского типа. Лидирует по числу жителей столица республики – г. Казань, которая входит в число 13 крупнейших городов России с численностью населения 1 млн. человек и более (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Омск, Казань, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград и Пермь).

   Татарстан является одной из самых многонациональных территорий России – представители свыше 115 национальностей проживают на территории республики, в том числе 8 национальностей, численность населения которых превышала 10 тысяч человек: татары, русские, чуваши, удмурты, украинцы, мордва, марийцы и башкиры. Среди народов, населяющих Татарстан, преобладающие по численности населения – татары (более 2 млн. чел. или 52,9% от общей численности населения республики). На втором месте русские – около 1,5 млн. чел. или 39,5%, на третьем – чуваши (126,5 тыс. чел. или 3,4%).

   Численность постоянного населения на начало 2013 г. составила в Татарстане 3822 тыс. человек. Демографические процессы начала 2013 года отмечены ростом рождаемости и снижением смертности. Позитивная динамика этих двух составляющих процесса воспроизводства населения определила сокращение естественных потерь жителей республики.

   Если в 2009 г. наблюдалось повышение уровня высшего профессионального образования высшего на 151%, неполного высшего -  на 194%, среднего – на 160% и снижение уровня общего образования всего населения на 17,5%, о чем свидетельствует снижение рождаемости за этот период и до 2009 г. Повышение уровня профессионального образования в период снижения уровня общего образования объясняется получением заочного профессионального образования лицами старшего возраста.

   В конце 2013 г. наблюдается обратная тенденция: снижение уровня высшего профессионального образования на 15%, количество получателей среднего образования продолжает расти (на 16%), увеличилась численность учащихся на 15% в результате роста рождаемости.

   Следующим фактором нами представлено соотношение рынка труда и рынка образовательных услуг.

   Изучив динамику развития профессиональной системы образования по данным Госкомстата на 01.02.2013 г. в РТ максимальным показателем численности ВУЗов и их филиалов в пятилетке за 2009-2013 гг. являлся показатель 2009 года (37 ВУЗов и 53 филиала). Минимальным показателем является показатель конца 2013 года – 29 ВУЗов и 53 филиала. В приеме студентов 2013 г. заметна обратная тенденция: прием в государственные вузы по сравнению с приемом в 2009 г. сократился на 7%., а прием в негосударственные – на 24,5%.

   Проанализировав соотношение рынка труда и рынка образовательных услуг нами сделан вывод, что реальная потребность или спрос работодателей на работников не покрывает предложение рабочей силы на 1,9% и на 1,5 % выпускников 2011/2012 г и 2012/2013 г соответственно. Причем необходимо учитывать количество призванных в ряды Вооруженных сил, которые составили 6,6% и 6,3% соответственно, имеющих потребность в трудоустройстве в будущем периоде.   

   Немаловажным фактором в развитии рынка образовательных услуг является номенклатура направлений подготовки и специальностей в Республике Татарстан.

   Изучив и проанализировав номенклатуру специализаций в разрезе высших профессиональных учебных заведений в динамике за последние шесть учебных лет, а также обеспеченность их высококвалифицированным преподавательским составом, как одного из факторов развития региональной системы образования можно отметить следующее.

    Численность штатного персонала профессорско-преподавательского состава в государственных ВУЗах уменьшилась на 1,5%, численность работающих на условиях штатного совместительства – на 6,9%. В 2012/2013 учебном году по сравнению с 2011/2012 учебным годом численность профессоров уменьшилась на 6,3%, численность доцентов – на 2,3%. В негосударственных ВУЗах также наблюдается сокращение численности профессорско-преподавательского состава. Так профессоров на 2012/2013 учебный год сократилось на 14,5%, доцентов – на 7,4%. Такое положение объясняется динамическим спадом численности абитуриентов и невозможностью в результате этого набора педагогических нагрузок.

   Самой неактуальной и невостребованной специальностью является информационная безопасность (5,9% трудоустроенных), и, наоборот, самой востребованной – здравоохранение (90,7% трудоустроенных).

   Таким образом, изучив образовательную структуру населения республики Татарстан, наблюдается рост рождаемости и спад смертности в РТ. Однако в приеме 2012/2013 г. заметна обратная тенденция: прием государственные и негосударственные ВУЗы в 2012г. по сравнению с приемом в 2011 г. сократился на 31,5%, что ставит под реальную угрозу систему профессионального вузовского образования.

   При определении соотношения рынка труда и рынка образовательных услуг выявилось, что реальная потребность или спрос работодателей на работников не покрывает предложение рабочей силы.

   Изучив и проанализировав  номенклатуру специализаций в высших профессиональных учебных заведениях в динамике за последние шесть учебных лет, а также обеспеченность их высококвалифицированным преподавательским составом, как одного из факторов  развития региональной системы образования автором отмечается, что в системе образования Республики Татарстан созданы все условия для реализации качественных образовательных услуг. В количестве специализации в средних учебных заведениях постоянный характер за последние 2 года имеют специализации медицинские, педагогические и культуры и искусств; небольшое колебание на 1 ед. (75%) наблюдается в специализации транспорта и связи; активный рост идет в специализациях производства и строительства – на 46%, сельского хозяйства – на 55%, экономики – на 50% и других – на 2 единицы.

 

Список литературы

1.      Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://tatstat.gks.ru/ (дата обращения 07.07.14).