17 декабря 2015г.
Решение социальных проблем – одно из главных направлений политики современной России. Необходимыми условиями для ее разрешения являются не только соответствующие объемы финансирования и совершенствование правовой базы, но и организационно-методологическое обеспечение этого сложного и неоднозначного процесса.
Сложность решения социальных проблем определяется:
- необходимостью разработки взаимосогласованных стратегических целевых социальных программ на федеральном, региональном и местном уровнях, а также формирования единой системы многочисленных социальных функций государства с учетом степени их приоритетности;
- множественностью субъектов реализации социальных программ, что требует установления их прав и полномочий, методов контроля исполнения функций, согласования механизмов их взаимодействия и соподчиненности по вертикали и горизонтали.
Выполнение этого комплекса условий было бы наиболее успешным при создании единого координационно-консультационного и информационно-аналитического центра, организационным прообразом которого может служить модель контроллинга, используемого в системе управления предприятиями.
Возникновение и функционирование контроллинга обусловлено потребностями в координации деятельности предпринимательских структур. В условиях ужесточения конкуренции и неопределенности факторов внешней среды менеджмент в предпринимательстве вырабатывает новые механизмы и инструменты, призванные обеспечить более высокую эффективность управления предприятием. Таким новым инструментом является контроллинг, возникший в первой половине ХХ в. в США, Германии и других странах.
Контроллинг как обособившееся направление экономической работы на предприятии стал выполнять функции:
- координации управленческой деятельности по достижению целей предприятия;
- информационной и консультационной поддержки принятия управленческих решений;
- формирования информационной системы управления и обеспечения рациональности управленческого процесса.
Таким образом, контроллингна предприятии является инструментом управления (менеджмента).
Д. Хан, один из основоположников концепции контроллинга, рассматривает управление фирмой в качестве особого института. Планирование и контроль, являющиеся составными частями контроллинга, он определяет как фазы управления[3, с. 26, 31]. Тем самым подтверждается правомерность рассмотрения контроллинга в качестве структурного элемента института управления фирмой. Д. Хан также указывает, что при работе с плановой и контрольной информацией в рамках контроллинга следует осуществлять системный анализ и использовать системный подход[3, с. 47].
По нашему мнению, реализация принципов системного подхода в механизмах государственного управления в социальной сфере не менее актуальна, чем в механизмах управления предприятием. В связи с этим правомерно рассмотреть вопрос о целесообразности адаптации принципов контроллинга к государственному управлению социальной сферой.
Как инструмент системного анализа контроллинг в сфере государственного социального регулирования помимо решения специальных задач должен обеспечивать мониторинг и анализ социальной сферы России по следующим основным направлениям:
- изучению характерных системных свойств, их динамики и дифференциации (анализ сущности);
- количественной и качественной характеристикам составных частей (анализ состава);
- исследованию взаимосвязей в социальной деятельности государства (анализ структуры), устойчивых связей и способов взаимодействия элементов системы, определяющих ее целостность;
- анализу активности, способов функционирования, «поведения» субъектов социальной политики государства (анализ функций);
- исследованию интегральных системных факторов - механизмов обеспечения целостности, взаимодействия, совершенствования и развития социальной сферы;
- изучению коммуникаций между субъектами и объектами социальной политики государства;
- оценке ресурсного потенциала, обеспечивающего решение социальных задач, и его динамики;
- анализу становления, тенденций и перспектив развития системы реализации социальных программ федерального и регионального уровней [2, с. 9-10].
Приведенный перечень представляет собой общую схему анализа (рис 1), которая конкретизируется в каждом отдельном случае применительно к целям исследования социальной сферы и в зависимости от того, какие именно виды подсистем изучаются.
Эффективное государственное регулирование социальной сферы по своей сложности не соизмеримо с управлением предприятием. Но, в то же время, по сравнению с управлением предприятием, в системе государственного управления в социальной сфере увеличивается значимость контроллинга как особого инструмента, обеспечивающего принятие оптимальных решений и достижение поставленных целей.
Рис.1. Контроллинг – как инструмент системного анализа в сфере государственного
социального регулирования.
Итак, сложность системы государственного социального регулирования предопределяет необходимость системного подхода
к проектированию контроллинга.
По нашему мнению, основные
методологические требования к методам управления социальной сферой можно сформулировать следующим
образом:
1) свойство целостности управляемой системы
предполагает обязательное рассмотрение ее как единого объекта с учетом его внутренних и внешних связей
и ориентацией на системообразующие свойства (рис 2);
2) связи и отношения
элементов, определяющие функционирование социальной сферы, должны быть структурированы и ранжированы по своей
значимости. Особого внимания
требуют неявные,
но существенные связи и отношения;
3)
управление социальной сферой
как сложной системой невозможно без разграничения (по функциональным, структурным и организационным признакам)
ее подсистем первого, второго и т.д. порядков в рамках целостности всей системы;
4) эффективное управление сложной системой невозможно без учета целевой
направленности (общей и отдельных структурных элементов);
5) динамичная природа социальной сферы предопределяет необходимость анализа
тренда и факторов ее предшествующего развития, планирования (текущего и стратегического) и прогнозирования траектории движения.
Разработка и реализация государственных социальных
программ должны опираться на системный
анализ, обеспечивающий принятие научно обоснованных управленческих решений. Одним из методов такого анализа
и мог бы быть контроллинг. При этом он как подсистема государственного управления должен отвечать указанному выше комплексу методологических требований.[1].
Достигнутый уровень
научной разработки проблем контроллинга в российской экономической науке достаточен для постановки и решения новых задач в области
развития и эффективного использования данного метода управления. В частности, назрела необходимость, и сложились возможности
для распространения метода контроллинга на новые сферы управления, в том числе - на сферу публичного регулирования в экономике.
Рис.1. Контроллинг – как инструмент системного анализа в сфере государственного
социального регулирования.
Итак, сложность системы государственного социального регулирования предопределяет необходимость системного подхода
к проектированию контроллинга.
По нашему мнению, основные
методологические требования к методам управления социальной сферой можно сформулировать следующим
образом:
1) свойство целостности управляемой системы
предполагает обязательное рассмотрение ее как единого объекта с учетом его внутренних и внешних связей
и ориентацией на системообразующие свойства (рис 2);
2) связи и отношения
элементов, определяющие функционирование социальной сферы, должны быть структурированы и ранжированы по своей
значимости. Особого внимания
требуют неявные,
но существенные связи и отношения;
3)
управление социальной сферой
как сложной системой невозможно без разграничения (по функциональным, структурным и организационным признакам)
ее подсистем первого, второго и т.д. порядков в рамках целостности всей системы;
4) эффективное управление сложной системой невозможно без учета целевой
направленности (общей и отдельных структурных элементов);
5) динамичная природа социальной сферы предопределяет необходимость анализа
тренда и факторов ее предшествующего развития, планирования (текущего и стратегического) и прогнозирования траектории движения.
Разработка и реализация государственных социальных
программ должны опираться на системный
анализ, обеспечивающий принятие научно обоснованных управленческих решений. Одним из методов такого анализа
и мог бы быть контроллинг. При этом он как подсистема государственного управления должен отвечать указанному выше комплексу методологических требований.[1].
Достигнутый уровень
научной разработки проблем контроллинга в российской экономической науке достаточен для постановки и решения новых задач в области
развития и эффективного использования данного метода управления. В частности, назрела необходимость, и сложились возможности
для распространения метода контроллинга на новые сферы управления, в том числе - на сферу публичного регулирования в экономике.
Рис.2. Публичное управление процессами непрерывного взаимодействия социальной и экономической подсистем,
направленного на повышение уровня благосостояния и качества
жизни.
Следуя мировой
практике распространения ряда рыночных
механизмов на сферу государственного регулирования экономики в социальной сфере, целесообразно включить контроллинг в число рыночных инструментов,
которые могут быть использованы в государственном управлении. При условии
соответствующей адаптации
традиционный контроллинг может быть трансформирован в контроллинг в публичном
управлении.
Список литературы
1. Бородушко И.В.Использование контроллинга в государственном управлении // Российское предпринимательство. - 2005. - № 12 (72). - c. 15-18.
-http://www.creativeconomy.ru/articles/7267/
2.
Разумов О.С., Благодатских В.А. Анализ и синтез
систем: теория и практика.
- М., 2003
Хан Д. Планирование и контроль: концепция
контроллинга. - М., 1997.