Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА В ОБЛАСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
17 декабря 2015г.

    Решение социальных проблем – одно из главных направлений политики современной России. Необходимыми условиями для ее разрешения являются не только соответствующие объемы финансирования и совершенствование правовой базы, но и организационно-методологическое обеспечение этого сложного и неоднозначного процесса.

    Сложность решения социальных проблем определяется:

-     необходимостью разработки взаимосогласованных стратегических целевых социальных программ на федеральном, региональном и местном уровнях, а также формирования единой системы многочисленных социальных функций государства с учетом степени их приоритетности;

-    множественностью субъектов реализации социальных программ, что требует установления их прав и полномочий, методов контроля исполнения функций, согласования механизмов их взаимодействия и соподчиненности по вертикали и горизонтали.

    Выполнение этого комплекса условий было бы наиболее успешным при создании единого координационно-консультационного и информационно-аналитического центра, организационным прообразом которого может служить модель контроллинга, используемого в системе управления предприятиями.

    Возникновение и функционирование контроллинга обусловлено потребностями в координации деятельности предпринимательских структур. В условиях ужесточения конкуренции и неопределенности факторов внешней среды менеджмент в предпринимательстве вырабатывает новые механизмы и инструменты, призванные обеспечить более высокую эффективность управления предприятием. Таким новым инструментом является контроллинг, возникший в первой половине ХХ в. в США, Германии и других странах.

    Контроллинг как обособившееся направление экономической работы на  предприятии стал выполнять функции:

- координации управленческой деятельности по достижению целей предприятия;

- информационной и консультационной поддержки принятия управленческих решений;

-    формирования информационной системы управления и обеспечения рациональности управленческого процесса.

    Таким образом, контроллингна предприятии является инструментом управления (менеджмента).

    Д. Хан, один из основоположников концепции контроллинга, рассматривает управление фирмой в качестве особого института. Планирование и контроль, являющиеся составными частями контроллинга, он определяет как фазы управления[3, с. 26, 31]. Тем самым подтверждается правомерность рассмотрения контроллинга в качестве структурного элемента института управления фирмой. Д. Хан также указывает, что при работе с плановой и контрольной информацией в рамках контроллинга следует осуществлять системный анализ и использовать системный подход[3, с. 47].

    По нашему мнению, реализация принципов системного подхода в механизмах государственного управления в социальной сфере не менее актуальна, чем в механизмах управления предприятием. В связи с этим правомерно рассмотреть вопрос о целесообразности адаптации принципов контроллинга к государственному управлению социальной сферой.

    Как инструмент системного анализа контроллинг в сфере государственного социального регулирования помимо решения специальных задач должен обеспечивать мониторинг и анализ социальной сферы России по следующим основным направлениям:

- изучению характерных системных свойств, их динамики и дифференциации (анализ сущности);

- количественной и качественной характеристикам составных частей (анализ состава);

-    исследованию взаимосвязей в социальной деятельности государства (анализ структуры), устойчивых связей и способов взаимодействия элементов системы, определяющих ее целостность;

-      анализу активности, способов функционирования, «поведения» субъектов социальной политики государства (анализ функций);

-        исследованию интегральных системных факторов - механизмов обеспечения целостности, взаимодействия, совершенствования и развития социальной сферы;

- изучению коммуникаций между субъектами и объектами социальной политики государства;

- оценке ресурсного потенциала, обеспечивающего решение социальных задач, и его динамики;

-    анализу становления, тенденций и перспектив развития системы реализации социальных программ федерального и регионального уровней [2, с. 9-10].

    Приведенный перечень представляет собой общую схему анализа (рис 1), которая конкретизируется в каждом отдельном случае применительно к целям исследования социальной сферы и в зависимости от того, какие именно виды подсистем изучаются.

    Эффективное государственное регулирование социальной сферы по своей сложности не соизмеримо с управлением предприятием. Но, в то же время, по сравнению с управлением предприятием, в системе государственного управления в социальной сфере увеличивается значимость контроллинга как особого инструмента, обеспечивающего принятие оптимальных решений и достижение поставленных целей.

Рис.1.  Контроллинг   как  инструмент  системного  анализа  в  сфере  государственного  социального регулирования.

 

Итак, сложность системы государственного социального регулирования предопределяет необходимость системного подхода к проектированию контроллинга.

По нашему мнению, основные методологические требования к методам управления социальной сферой можно сформулировать следующим образом:


1)     свойство целостности управляемой системы предполагает обязательное рассмотрение ее как единого объекта с учетом его внутренних и внешних связей и ориентацией на системообразующие свойства (рис 2);

2)     связи и отношения элементов, определяющие функционирование социальной сферы, должны быть структурированы и ранжированы по своей значимости. Особого внимания требуют неявные, но существенные связи и отношения;

3)        управление социальной сферой как сложной системой невозможно без разграничения (по функциональным, структурным и организационным признакам) ее подсистем первого, второго и т.д. порядков в рамках целостности всей системы;

4)    эффективное управление сложной системой невозможно без учета целевой направленности (общей и отдельных структурных элементов);

5)    динамичная природа социальной сферы предопределяет необходимость анализа тренда и факторов ее предшествующего развития, планирования (текущего и стратегического) и прогнозирования траектории движения.

Разработка и реализация государственных социальных программ должны опираться на системный анализ, обеспечивающий принятие научно обоснованных управленческих решений. Одним из методов такого анализа и мог бы быть контроллинг. При этом он как подсистема государственного управления должен отвечать указанному выше комплексу методологических требований.[1].

Достигнутый уровень научной разработки проблем контроллинга в российской экономической науке достаточен для постановки и решения новых задач в области развития и эффективного использования данного метода управления. В частности, назрела необходимость, и сложились возможности для распространения метода контроллинга на новые сферы управления, в том числе - на сферу публичного регулирования в экономике.


Рис.1. Контроллинг – как инструмент системного анализа в сфере государственного социального регулирования.

Итак, сложность системы государственного социального регулирования предопределяет необходимость системного подхода к проектированию контроллинга.

По нашему мнению, основные методологические требования к методам управления социальной сферой можно сформулировать следующим образом:

1)     свойство целостности управляемой системы предполагает обязательное рассмотрение ее как единого объекта с учетом его внутренних и внешних связей и ориентацией на системообразующие свойства (рис 2);

2)     связи и отношения элементов, определяющие функционирование социальной сферы, должны быть структурированы и ранжированы по своей значимости. Особого внимания требуют неявные, но существенные связи и отношения;

3)        управление социальной сферой как сложной системой невозможно без разграничения (по функциональным, структурным и организационным признакам) ее подсистем первого, второго и т.д. порядков в рамках целостности всей системы;

4)    эффективное управление сложной системой невозможно без учета целевой направленности (общей и отдельных структурных элементов);

5)    динамичная природа социальной сферы предопределяет необходимость анализа тренда и факторов ее предшествующего развития, планирования (текущего и стратегического) и прогнозирования траектории движения.

Разработка и реализация государственных социальных программ должны опираться на системный анализ, обеспечивающий принятие научно обоснованных управленческих решений. Одним из методов такого анализа и мог бы быть контроллинг. При этом он как подсистема государственного управления должен отвечать указанному выше комплексу методологических требований.[1].

Достигнутый уровень научной разработки проблем контроллинга в российской экономической науке достаточен для постановки и решения новых задач в области развития и эффективного использования данного метода управления. В частности, назрела необходимость, и сложились возможности для распространения метода контроллинга на новые сферы управления, в том числе - на сферу публичного регулирования в экономике.


Рис.2. Публичное управление процессами непрерывного взаимодействия социальной и экономической подсистем, направленного на повышение уровня благосостояния и качества жизни.

 

 

Следуя мировой практике распространения ряда рыночных механизмов на сферу государственного регулирования экономики в социальной сфере, целесообразно включить контроллинг в число рыночных инструментов, которые могут быть использованы в государственном управлении. При условии соответствующей адаптации традиционный контроллинг может быть трансформирован в контроллинг в публичном управлении.



Список литературы

1.      Бородушко           И.В.Использование               контроллинга             в      государственном               управлении            //      Российское предпринимательство. - 2005. - № 12 (72). - c. 15-18. -http://www.creativeconomy.ru/articles/7267/

2.      Разумов О.С., Благодатских В.А. Анализ и синтез систем: теория и практика. - М., 2003

Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. - М., 1997.