Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ РАСЧЕТА ДОЛГОСРОЧНЫХ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ ПО ПЕРЕДАЧЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
17 декабря 2015г.

    Конечной целью государственного регулирования деятельности электросетевых организаций является стабилизация, а в перспективе – последующее снижение величины тарифа на услуги по передаче и распределению электрической энергии.

    Достижению этой цели препятствует ряд нерешенных проблем методического и правового характера. Несмотря на то, что Федеральной службой по тарифам, Министерством энергетики и другими законодательными органами власти разработаны нормативно-правовые акты по долгосрочному регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии, где в агрегированном виде определены методические подходы к обоснованию тарифа [2], для практического использования существующей методики расчета тарифа требуется внести ряд уточнений, связанных с учетом факторов, без применения которых не достигается необходимая обоснованность тарифа.

    В используемой электросетевыми организациями и регулирующими органами методике расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по методу долгосрочной индексации [1] предусмотрена корректировка необходимой валовой выручки, рассчитываемой на долгосрочный период, где учитывается как рост цен (повышающий коэффициент), так и потенциальное снижение подконтрольных расходов (понижающий коэффициент – индекс эффективности подконтрольных расходов). Однако практическое применение нормативных методических указаний по расчету тарифов затрудняется непроработанностью отдельных моментов:

1.      Возникают сложности с разделением расходов на «подконтрольные» (операционные, эксплуатационные) и «неподконтрольные» - оба перечня остаются открытыми.

2.      Существует проблема недостаточной детализации подконтрольных расходов. В основу существующего деления расходов на подконтрольные и неподконтрольные положена возможность контроля размера этих затрат со стороны самой организации, однако не учитывается неоднородность затрат внутри групп.

3.      Нерешенной проблемой является недостаточная обоснованность критериев выбора корректирующего коэффициента при расчете тарифа. В частности, понижающий коэффициент – индекс эффективности подконтрольных расходов – устанавливается нормативно регулирующим органом в диапазоне от 1 до 2,5%, при этом отсутствуют критерии выбора величины данного коэффициента.

    Поэтому для совершенствования методики расчета тарифа необходима разработка методических приемов и способов корректировки и обоснования ключевых показателей расчета тарифа, для осуществления которой необходимо полагаться на ряд принципов:

1.      Принцип снижения подконтрольных расходов;

2.      Принцип разделения подконтрольных расходов;

3.      Принцип снижения уровня эксплуатационных расходов;

4.      Принцип дифференцированной корректировки групп подконтрольных расходов;

5.      Принцип обоснованности включения амортизационных отчислений в расчет НВВ и тарифа;

6.      Принцип обоснованности использования экономии от снижения потерь как источника обновления основных средств.

В соответствии с вышеназванными принципами были осуществлены уточнения и корректировки к Методическим указаниям по расчету тарифов на услуги по передаче и распределению электрической энергии (Рисунок 1).


Рис.1. Корректировки к Методическим указаниям по расчету тарифов на услуги по передаче и распределению электрической энергии

 

    Корректировка по данным аспектам направлена на получение объективной и обоснованной величины необходимой валовой выручки как основы тарифа. Результатом корректировки на основании первого принципа является разделение общей суммы подконтрольных расходов на производственные (операционные, или эксплуатационные) расходы, непосредственно связанные с процессом транспортировки электроэнергии, и на непроизводственные (общехозяйственные) расходы (Рисунок 2):



Рис.2. Разделение подконтрольных расходов по признаку их связи с основным процессом в деятельности электросетевой организации

   Необходимость выделения из подконтрольных расходов элементов, связанных с основной производственной деятельностью, и элементов, связанных с непроизводственной деятельностью, обусловлено тем, что именно производственные расходы оказывают влияние на качество оказания услуг и на величину ставки на содержание сетей. В связи с этим необходимо уточнение, дифференциация и дальнейшее перераспределение укрупненных элементов затрат – разукрупнение их в зависимости от их связи с производственной либо непроизводственной деятельностью.

    В состав операционных (эксплуатационных) расходов необходимо включать только прямые эксплуатационные расходы, связанные с содержанием электросетевого оборудования, а именно – материальные расходы, необходимые для эксплуатации и текущего ремонта электросетевого оборудования; расходы на работы и услуги производственного характера (расходы на ремонт, диагностику, поверку оборудования, приборов учета, сертификацию электрооборудования, экспертизу качества электроэнергии, экспертизу расчета технологических потерь, поверку трансформаторов тока, технический осмотр и т.п.; расходы на топливо и горюче-смазочные материалы, используемые в процессе эксплуатации электрических сетей; расходы на оплату труда основного промышленно-производственного персонала и отчисления на социальные нужды.

   Вышеуказанные производственные (операционные, или эксплуатационные) расходы предлагается корректировать с помощью варьируемого коэффициента – индекса снижения операционных (эксплуатационных) расходов.

   Иного подхода к корректировке требует группа непроизводственных подконтрольных расходов (косвенных подконтрольных), к которым следует отнести расходы административно-управленческого и общехозяйственного назначения: расходы на оплату труда административно-управленческого, персонала; расходы на содержание автотранспорта, используемого в административно-управленческих целях; расходы на текущий ремонт зданий, сооружений непроизводственного назначения, а также общехозяйственные расходы.

   Сумма данных расходов не должна подвергаться корректировке с помощью варьируемого понижающего коэффициента, поскольку эти расходы можно отнести к категории постоянных расходов – их величина достаточно стабильна, не зависит от изменений объемов деятельности и не подвергается существенным колебаниям с течением времени. Поэтому данные расходы должны подвергаться корректировке следующим образом: размер понижающего коэффициента в данном случае целесообразно выбирать фиксированным из-за отсутствия варьируемой базы (как происходит в случае с эксплуатационными расходами), причем значение корректирующего коэффициента не должно быть высоким из-за достаточной стабильности данных расходов и, как следствие, невозможности их ежегодного снижения на значительный процент.

    Для этой группы предлагается установить корректирующий коэффициент в размере 1%: с одной стороны, понижающий коэффициент будет стимулировать организации к повышению эффективности управленческой деятельности, а, с другой стороны, более высокий коэффициент нецелесообразно применять по причине постоянства данных расходов и сложности их снижения на более высокий процент.

   Помимо корректировки подконтрольных расходов, для расчета и обоснования тарифа необходимо внесение определенных изменений в условия включения в его расчет неподконтрольных расходов, одной из ключевых статей которых являются амортизационные отчисления. Поскольку ввод нового оборудования влечет за собой рост амортизационных отчислений, это может способствовать росту себестоимости и тарифов на услуги по передаче электроэнергии, который может быть оправдан только в том случае, если полученные за счет амортизации средства будут направлены на дальнейшее обновление изношенного оборудования электрических сетей – в противном случае нецелевое использование существенно возросших сумм амортизационных отчислений, во-первых, не будет способствовать обновлению основных средств, во-вторых – не будет способствовать снижению общей суммы текущих расходов, т.к. снижение подконтрольных расходов с помощью варьируемого индекса будет нивелировано за счет роста сумм амортизационных отчислений. Поэтому согласно принципу обоснованности включения амортизационных отчислений для расчета НВВ и тарифа, предложен порядок использования амортизационных отчислений для дальнейшего обновления основных средств, заключающийся в следующем: амортизационные отчисления, начисленные с новых объектов основных средств, предлагается использовать исключительно для дальнейшего обновления основных средств, когда средства амортизационных отчислений резервируются на отдельном специально открытом для этих целей расчетном счете организации, а использование средств амортизационных отчислений допускается только на приобретение новых объектов основных средств, либо на капитальный ремонт объектов основных средств, в связи с чем контроль за их использованием необходимо возложить на органы регулирования.

Список литературы

1.      Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций: [Приказ Федеральной службы по тарифам от 29 июля 2010 № 174-э/8];

2.      О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике: [Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. № 1178].