Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ

Авторы:
Город:
Нальчик
ВУЗ:
Дата:
17 декабря 2015г.

    Изучение особенностей модернизации региона как сложной многоуровневой системы требует выявления факторов, влияющих на ее развитие. В условиях российской экономической действительности переход на инновационный путь развития возможен лишь через промежуточный этап углубленной модернизации. Это наиболее полно соответствует стратегии «догоняющего» развития, где основной целью модернизации является сокращение технологического отставания ведущих регионально-отраслевых производств за счет внедрения заимствованных, преимущественно импортных технологий. Непременными предпосылками для эффективной внешнеэкономической деятельности являются создание в стране благоприятных условий для предпринимательской деятельности, обеспечение роста покупательной способности населения как необходимого фактора оживления производства и потребления. Степень же внешней открытости российской экономики должна определяться на основе оценки подготовленности основных секторов ее производственного потенциала к конкуренции на мировом и внутреннем рынках. Это предполагает тщательно выверенное, взаимоувязанное сочетание курса на либерализацию внешнеэкономической деятельности с выборочными протекционистскими мерами. Политическими и экономическими задачами страны в настоящее время являются развитие внешнеэкономических связей таким образом, чтобы они способствовали экономическому росту, более активному включению в мирохозяйственные связи и повышению эффективности и конкурентоспособности России в мире. [1]

    Проблема территориальных различий и неравенств социально-экономического развития является объективным явлением, не зависящим ни от социально-экономического строя, ни от политического режима. Эту особенность подтверждает то, что такая проблема существует во всех странах мира и, несмотря на экономическое развитие, до конца еще ни одной страной мира не преодолена полностью. Другое дело, что в разных странах уровень пространственных различий и неравенств оказывается разным. Причем, что характерно даже у одной и той же страны этот уровень на различных этапах ее развития оказывается разным. Это говорит о том, что, во- первых, она имеет объективный характер, во-вторых, невозможно ликвидировать пространственные различия, но, в третьих, при этом их можно снижать. Существования таких сложных задач требуют поиска путей комплексного решения экономических, социальных и экологических проблем и ставят задачу проведения научных мероприятий, которая ориентирована на инновационный путь развития.

    Рыночная модель решения проблем регионального развития состоит в предоставлении большей самостоятельности регионам и региональным социально-экономическим системам в деле формирования собственного инвестиционного климата, привлечения капитала, использования централизованных и индивидуальных средств. Конечно, оно не исключает участия государства, но при этом государство выступает в роли своеобразного «ночного сторожа» или арбитра, т.е. разрабатывает нормативно-правовые акты и отслеживает за неукоснительным их использованием. Государство выполняет свои фундаментальные обязательства перед обществом и гражданами, к каковым относятся: оборона, безопасность, экология, но не занимается коммерческой деятельностью и таким образом не является субъектом хозяйственных отношений. [2]

    Социальное развитие есть процесс увеличения позитивных и снижения негативных явлений и процессов в жизни общества. В широком плане социальное развитие представляет собой динамическую адаптацию системы социальных отношений к меняющимся условиям окружающей среды (технологическим, экономическим экологическим, политическим). Критериями социального развития являются:

1)      достижение социально предпочтительных и разделяемых широкими слоям общества результатов коллективной деятельности;

2) выход общества на более высокий уровень социальной интеграции;

3)    увеличение социального капитала, т. е. способности решать проблемы и задачи сообща;

4)        выработка и успешное применение новых, пользующихся поддержкой населения способов предотвращения и погашения конфликтов;

5)      трансформация системы социальных отношений в направлении увеличения степеней свободы, как отдельного человека, так и социальных групп, с использованием высвобожденного креативного потенциала для решения общественно важных проблем.


Рис.1. Основные признаки процесса модернизации

 

    Помимо того, что государство является ведущим агентом социального обеспечения населения, оно также все более активно вторгается в сферы стратегической планирования и управления развитием социального капитала нации, т. е. всей совокупности умений, навыков, талантов, деятельностных и коммуникативных аспектов общественных отношений, а также отношений труда и капитала. Этот весь недавний переход от социального обеспечения к социальному развитию меняет суть отношений государства и общества, повышая степень самоуправления общества перенацеливая государство на выявление и поддержку креативного потенциала, выработанного самими людьми.

    Также следует подчеркнуть, что переход к модернизированному типу развития общества должен происходит и на политическом уровне, что является неотъемлемой частью общего системного перехода. В данные период развития под политической модернизацией подразумевается функционирование и развитие политических институтов, которые оптимальным способом улучшит позиционирование государства в международных экономических и политических отношениях.

    Основными направлениями социально-экономического развития России на предстоящий период определена главная цель региональной политики - рациональное использование социально-экономического и экологического потенциалов регионов объективных преимуществ территориального разделения труда для создания благоприятных условий жизни населения во всех регионах страны. Для её достижения необходимо:

-      максимально задействовать внутренний потенциал каждого региона;

-      сократить неоправданный разрыв в уровнях социально-экономического развития регионов;

-      удержать в социально безопасных рамках безработицу в крупных городах.

В ближайшей перспективе важнейшими направлениями региональной политики являются:

-      формирование региональных систем социальной и производственной инфраструктуры;

-      обеспечение экологической безопасности проживания населения;

-      формирование и развитие региональных рынков трудовых ресурсов, потребительских товаров и др.

    Предлагается расширить классификацию элементов инновационной инфраструктуры по отношению к стадиям инновационного процесса: на организации, деятельность которых ориентированна на один из этапов инновационного процесса и на организации, сопровождающие деятельность на протяжении всего инновационного цикла или нескольких его основных этапов – инжиниринговые организации, инновационные бизнес-инкубаторы. Организации первого типа в свою очередь могут быть сгруппированы следующим образом: организации, специализирующиеся на стадии возникновения инновации (научные институты, вузы, отраслевые научно-технические организации, лаборатории), и субъекты инфраструктуры, способствующие внедрению инноваций - инкубаторы технологий, офисы коммерциализации технологий. [3]

Список литературы

1.      Байрамова  Ж.М.    Региональные аспекты модернизации национальной экономики http://cyberleninka.ru/article/n/regionalnye-aspekty-modernizatsii-natsionalnoy-ekonomiki-1

2.      Загазежева О.З., Сахтуева М.В.      «Механизмы управления  территориальными   неравенствами и пространственными  различиями  в  региональных  социально-экономических      системах»  «Известия Уфимского научного центра РАН» 2011. №3-4. с. 88-94.

3.      Загазежева О.З., Сахтуева М.В., Василенко А.А. Управление социально-экономической дифференциацией регионов в условиях перехода к «новой экономике» Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН» 2012. № 4. с. 173-177.