Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИ РАБОТЕ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
30 июля 2016г.

Как гласит древняя китайская пословица: «Не дай Вам бог жить в эпоху перемен». К сожалению, эпоху не выбирают, и приходится жить и работать в то обстановке которая есть. Мы живем в непредсказуемой стране и в очень динамичное время. То, что еще недавно казалось незыблемым, рушится в одночасье. То, что начинали строить вчера, сегодня уже никому не нужно и не эффективно. Мир меняется стремительно, и задача каждого более-менее крупного предприятия успевать за этими изменениями. Еще каких-то тридцать лет назад, хозяйство нашей страны было исключительно плановым. Потом мы испытали десятилетия судорожного перехода на рыночные рельсы. Но грянувший экономический кризис показал, что и чисто рыночные отношения не всегда могут обеспечить стабильность государства и процветание нации.

Особенно ярко не рыночные отношения проявляются в системе государственных закупок. Поскольку спросом государства управляют не миллионы граждан, рублем голосующих за тот или иной продукт, а достаточно ограниченный круг лиц, существуют различные методы регулирования распределения государственного спроса по поставщикам. Причем состав поставщиков, непосредственно участвующих в торгах, так же может быть ограничен. В данной статье мы рассмотрим проблемы планирования деятельности фармацевтического предприятия, работающего в основном по гос. контрактам и производящего жизненно важные лекарственные препараты.

Казалось бы, тема планирования деятельности предприятия − хорошо изученная и исследованная тема. Существует масса учебников, пособий, статей на эту тему. Однако есть ряд существенных моментов. В основной массе материал делится на два типа. Первый – старые учебники и книги, рассчитанные еще на плановую экономику. Само собой, методы, применяемые там, в основном не пригодны на текущий момент, поскольку никакого государственного плана нет. Совершенно не ясно, выиграешь ты тот или иной аукцион или нет. Можно распланировать, закупиться под аукцион и проиграть его. В итоге одни убытки. Другая часть книг и ресурсов рассматривает идеально рыночную экономику. Это позволяет с некоторой точностью предсказать спрос, и выпустить соответствующую продукцию. Для предприятий работающих исключительно, или в основном, по гос. контрактам эти принципы не применимы, поскольку спрос государства определятся в большей части не рыночными факторами.

Рассмотрим совокупность обстоятельств, делающих планирование деятельности предприятий фармацевтики весьма не тривиальной задачей. Исходные условия:

1.     Предприятие производит жизненно важные лекарственные препараты (ЖНВЛП).

2.     Предприятие работает исключительно по гос. контрактам.

3.     Продукция данного предприятия поставляется исключительно в бюджетные учреждения здравоохранения и не распространяется через аптечную сеть.

4.     Основное сырье (субстанции) производятся за рубежом. Это означает, что минимальный срок поставки основного − сырья два месяца с учетом прохождения таможни.

5.     Остаточный срок годности (ОСГ) препаратов, поставляемых потребителю, должен быть не мене 80%. Т.е. если срок годности препарата пять лет, то на складе предприятия он может пролежать не более 1-ого года.

6.     Срок годности сырья, как правило, два года.

7.     Субстанция, поставляемая из-за границы, составляет до 80% себестоимости товара.

8.     На начало года известна только сумма, которую государство готово потратить на нашу продукцию. Дозировка, лекарственная форма, даты проведения аукционов, суммы аукционов в начале года не известны.

9.     Информация об аукционах появляется в среднем за месяц до его розыгрыша. Срок поставки после аукциона может варьироваться в широких диапазонах.


Сразу оговоримся. Планирование деятельности – это процесс многогранный. Если рассматривать его с точки зрения времени, то принято делить его на долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное. Долгосрочное (стратегическое) планирование фармацевтического предприятия вообще отдельная тема. Это связано со многими особенностями фармацевтики как отрасли. В частности, большие сроки разработки и апробации препаратов, необходимость многофазовых клинических испытаний, необходимость получения разрешений. Эта тема выходит за рамки данной статьи. Мы сосредоточимся на среднесрочном и краткосрочном (оперативном) планировании. В контексте задачи определим среднесрочный план как план на год, краткосрочный – месяц.

Кроме того, планирование может делиться по направлениям. Это финансовое планирование, кадровое, производственное, информационное и т.д. Мы будем рассматривать в основном планирование производства и все, что с ним связано непосредственно, т.е. закупки и продажи. Итак, наша задача, на основании имеющейся информации создать действенную методику построения плана производства, позволяющую следующее:

1.     Минимизировать сроки и затраты на производство.

 2.     Соблюдать сроки поставки при победе в аукционе.

 3.     Предсказывать  с   некоторой   долей   вероятности   объем   продаж препаратов на год.

4.     Соблюдать требование к ОСГ препаратов и сроку годности сырья.

 5.     Строить  и   корректировать  оперативные  планы   производства  и закупок.

 Отметим ряд особенностей оперативной организации производства, накладывающей ограничения на методику построения планов.

1.     Производство делится на этапы (переделы). Контроль качества продукции осуществляется после каждого этапа производства. Соответствующе механизмы должны быть реализованы на предприятии.

2.     При смене препарата на линии, требуется санитарная обработка каждого рабочего центра, участвующего в производстве. Санитарная обработка занимает, как правило, сутки, в то время как производство самого препарата может занимать всего несколько часов. Таким образом, частая смена препаратов будет приводить к существенному падению производительности.

Казалось бы, поскольку нам заранее не известен ни объем продаж, ни дата продаж, нужно организовать гибкое позаказное производство. Однако в системе гос. контрактов есть ряд особенностей, которые существенно усложняют дело. Сразу оговоримся. Типичный цикл производства препарата под заказ занимает три месяца. Из них два месяца занимает поставка сырья из-за границы и месяц само производство. Рассмотрим особенности аукционной торговли, влияющие на процесс планирования.

Первое, на что хочется обратить внимание, извещение о проведении конкурса размещаются на официальном сайте торгов не менее чем за тридцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе [1]. Как правило, информация о проведении аукциона появляется так же за 30 - 35 дней до торгов. Т.е. даже информация о проведении конкурса появляется не в начале года. Т.е. возможности построить заранее некую схему работы, завязанную на предстоящих аукционах, возможности нет. Естественно информацию о планируемом проведении аукционов нужно собирать, и использовать для этого все имеющиеся средства, но полнота таких данных сомнительна. Хотя пользу из них извлечь можно, это несомненно.



Рисунок 1 и 2 показывает распределение аукционов помесячно по количеству и сумме. Как мы видим, особой сезонности не наблюдается. К концу года сумма и количество проводимых аукционов увеличивается. Этот естественный процесс связан с освоением бюджетных денег в конце года. Ниже приведены графики продаж попрепаратно фармацевтической компании, работающей в данном сегменте.






Из рисунков видно, что по конкретному препарату максимум продаж приходится на разные месяцы года. Устойчивой корреляции между общим объемом торгов и суммой выигранных аукционов не наблюдается. Если рассматривать суммарный объем продаж препаратов, то, как и у аукционов, в конце года наблюдается подъем продаж, в начале года спад. Но при планировании по конкретным номенклатурным позициям этой информации не достаточно, хотя иметь ее в виду, несомненно, нужно.

Вторая особенность, которая по сути является ключевой, это срок поставки. В каждом аукционе есть общая информация о том, когда, к какому сроку и в каком объеме требуется препарат. Обратим особое внимание, что нарушение сроков поставки влечет за собой включение предприятия в список не добросовестных поставщиков, что означает невозможность участия в торгах в дальнейшем. Таким образом, сроки поставки нарушать нельзя.

Учитывая длительность производства препарата, разобьем все торги на три группы. Первая - группа, которая по условиям поставки позволяет закупить сырье и произвести препарат под заказ. Т.е. срок поставки отодвинут от даты проведения аукциона хотя бы на три месяца. Вторая группа − это те аукционы, которые позволяют из уже имеющегося сырья произвести и поставить препарат. Т.е. срок поставки отстоит от даты аукциона хотя бы на месяц. И третья группа − это те аукционы, срок поставки по которым менее месяца от даты торгов. По таким аукционам мы не успеваем произвести препарат даже из имеющегося сырья.

Из рисунка 6 видно, что привести сырье под заказ предприятие успевает всего лишь в 19% случаев. Во всех остальных нужно либо уже иметь сырье на складе, либо иметь уже готовый препарат.


Рассмотрим применимость существующих методик построения планов к нашей ситуации. В экономической литературе есть масса различных классификаций методов построения планов. Условно всю литературу можно поделить на три типа.

Первый тип - книги и статью классификаторы. В этих произведениях приводится масса классификаций процедуры планирования. Перечисляются все возможные типы планов и их содержание. Крайне подробно расписывается, что должен содержать план, какова последовательность его составления. Однако ни слова о методиках составления планов, анализа их применимости, анализа оптимальности плана в такой литературе нет.

Второй тип - литература по проведению торгов, и их оптимизации. Данная тема нам может быть интересна с точки зрения понимания механизмов планирования торгов. Точнее ее идеализированной версией. Естественно фактическое размещение заявок может находиться весьма далеко от того, что описано в литературе.

Третий тип, пожалуй, наиболее полезный, это книги, описывающие математические методы решения оптимизационных задач. Возможно, именно в этом направлении необходимо начинать работу при разработке методики оптимального планирования. К сожалению, информации по теме, близкой к исследуемой обнаружить не удалось. Учитывая важность данной темы для фармацевтических предприятий, работа в этом направлении будет продолжена.

 

 

Список литературы

 

 

1. Ф едеральный  закон от  5  апреля  2013  г.  N  44 -Ф З  "О  контрактной системе  в  сфере  закупок  товаров,  работ,  услуг  для  обеспечен ия государственных и муниципальных  нужд"  (с  изменениями   и  дополнениями) .     [электронный   ресурс].         Режим         доступа-http://ivo.garant.ru/#/document/70353464

 2.     База данных торгов за 2014-2015г. [электронный ресурс] //http://www.hwcompany.ru/about_company/ Режим доступа – ftp доступ к файлу базы данных.


3.     Анискин Ю.П. Планирование и контролинг/ Ю.П. Анискин – М.: Омега-Л 2005г. – 342с.

4.     Бабич. Т.Н. Планирование на предприятии: учебное пособие/ Т.Н. Бабич, Э.Н. Кузьбожев – М:. КНОРУС, 2005г. – 254с.

5.     Бухалков    М.И.    Внутрифирменное    планирование:    учебник/    М.И. Бухалков – М.:Инфра-м, 2000г. – 457с.

6.     Ветрова. Р. Н. Организация производства на предприятии: учебное пособие/ Р.Н. Ветрова. ‒ Иркутск: Издательство БГУЭП. 2006г. – 189с.

 7.     Вильям Дж. Стивенсон. Управление производством/ Вильям Дж. Стивенсон М.:Бином, 2002г. – 1256с.

8.     Новицкий. Н.И. Организация производства на предприятиях/ Н.И. Новицкий. ‒ М.: «Финансы и статистика», 2004г. – 342с.

9.     Организация производства и управление предприятием: Учебник / под ред. Туровца О.Г. – М.: ИНФРА-М, 2002г. – 543с.

10.Платонова Н.А. Планирование деятельности предприятия: учебное пособие/ Н.А. Платонова, Т.В. Харитонова – М.: Дело и сервис, 2004г. – 287с.