17 декабря 2015г.
Проблемы устойчивого развития туристско-рекреационных систем исследуются на современном этапе применительно к экономическим системам различного уровня, начиная от межнациональных территориальных образований, национальной экономики, ее отдельных регионов, отраслей и муниципальных образований туристско-рекреационной специализации.
В своих исследованиях устойчивого развития отечественные и зарубежные ученые выделяют три основных направления: экономическое, экологическое и социальное. При этом суть устойчивого развития заключается в таком развитии, при котором возможно удовлетворение потребностей нынешнего населения и сохранение этих возможностей для последующих поколений.
Уникальные природные ресурсы, определяющие туристско-рекреационную специализацию территории муниципального образования, обращает внимание на важность экологической составляющей устойчивого развития, поскольку данные ресурсы в большей своей части невосстановимы.
Формирование конкурентоспособного туристско-рекреационного продукта муниципального образования, позволит обеспечить его экономическое развитие в форме рентабельного производства и реализации туристско- рекреационных услуг, дифференцированных по форме и содержанию.
Следствием роста экономической устойчивости станет рост социальной устойчивости, поскольку снизится уровень безработицы, сократится отток кадров в другие города и регионы, уменьшится социальная напряженность.
Дифференциация и развитие туристско-рекреационного продукта позволит внедрять новые экологичные технологии, которые снизят негативное воздействие на окружающую среду.
Обеспечение конкурентоспособности туристско-рекреационного продуктамуниципального образования заключаются в постановке и решении применительно к особенностям туристско-рекреационной сферы ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных задач, включающих анализ факторов внутренней и конкурентной среды, выбор стратегии конкурентоспособности, разработку комплекса конкретных мероприятий, реализацию мероприятий, контроль и корректировку стратегии в зависимости от изменения факторов внутренней и конкурентной среды.[2].
В настоящий момент времени, можно говорить о наличии в городе Сочи значительной части потенциала, который не используется, но является необходимым для всестороннего развития бизнеса в области туризма и рекреации. Это подтверждает растущий рекреационно-туристский поток и востребованность еще мало освоенных бизнесом направлений. Однако развитие рекреационно-туристской системы происходит более медленными темпами, нежели растущие потребности рынка, что актуализирует задачу по обновлению материально- технической базы, диверсификации предоставляемых услуг и их качественному росту.
Формирование предложения рекреационно-туристского продукта города Сочи происходит посредством взаимодействия всех элементов его экономической системы:
1. Предприятия, предоставляющие услуги проживания и лечения. С целью повышения качества и конкурентоспособности оказываемых услуг, их деятельность должна основываться на следующих условиях:
∨ Высокая квалификация персонала.
∨ Непрерывное повышение качества предоставляемых услуг на основе анализа спроса и предложения конкурентов.
∨ Дифференциация предлагаемых услуг при гибкой ценовой политике для различных групп потребителей.
2. Транспорт – мобильность туриста выступает немаловажным фактором, поэтому к качественным транспортным услугам предъявляются следующие требования: безопасность, комфортность, доступность и минимально-возможное негативное воздействие на окружающую среду. Сочи характеризуется присутствием всех категорий и видов транспорта, которые можно включить в туристско-рекреационный продукт – это и авиа- , и железнодорожный, и авто, и морской транспорт. Однако среда функционирования автотранспорта сейчас находится в затруднительном положении – пропускная способность дорожной сети не соответствует силе транспортного потока. Решением здесь можно представить:
∨ Обеспечение адекватного существующему спросу количества парковочных мест, что освободит значительную часть улично-дорожной системы;
∨ Строительство дополнительных транспортных коридоров и развязок;
∨ Ограничение въезда в город на легковом автотранспорте приезжих лиц, при одновременном формировании индустрии сдачи в аренду транспорта, как в рамках непосредственно туристско- рекреационных предприятий, так и сторонних организаций
∨ Развитие прочих видов транспорта – морского и железнодорожного.
3. Торговля, питание, досуг – торгово-развлекательные центры. Расширение сферы развлечений, а также реализация многочисленных по количеству и разнообразных по содержанию мероприятий, увеличивающих количество клиентов для данных групп предприятий возможно посредством развития практики создания торгово-развлекательных центров. Для арендаторов – это – способ расширения каналов реализации и клиентской аудитории, а для торговых центров – это создание престижного имиджа и превращение центра в объект туристско-рекреационного посещения города. Однако здесь очень важным является проработка политики арендной платы. В настоящее время складывается практика ценовой политики, когда в арендную плату включается: аренда за каждый кв.м. площади и компенсация коммунальных платежей. Иногда данные платежи дополняются платой с оборота, рассчитываемой как процент от выручки при достижении ее определенного уровня. В качестве мер смягчения ценовой политики для арендаторов, возможно, рассмотреть системы скидок и бонусов для отдельных категорий арендаторов.
Таким образом, оптимизация процессов взаимодействия между элементами туристско-рекреационной системы города-курорта Сочи, направленная на комплексное удовлетворение потребностей рекреантов и туристов, а также активное позиционирование и продвижение рекреационно-туристского продукта посредством использования современных средств обмена информацией, позволят[3]:
§ превратить туристско-рекреационную систему в ведущую бюджетообразующую отрасль города Сочи, которая формирует до 40% доходной частикраевого бюджета, бюджета муниципального образования;
§ повысить организационно-технологический и сервисный уровень отелей, санаториев и пансионатов, развитие индустрии развлечений и экскурсионного обслуживания;
§ развивать инфраструктуру для въездного иностранного туризма с целью обеспечения 10% прироста иностранных туристов, а также превращение Сочинского побережья в конкурентоспособный туристско- рекреационный центр Черноморско-Средиземноморского региона.
§ нивелировать сезонность функционирования рекреационно-туристской системы, обеспечив круглогодичную занятость населения города, а также увеличить его доходы.
Список литературы
1. Официальный сайт Администрации г. Сочи -
http://www.sochiadm.ru
2. Симонян Г.А. «Формирование механизма регулирования российского рынка туристско-рекреационных услуг»»: автореф. дисс. докт. экон. наук «Сочинский научно-исследовательский центр РАН» – Санкт- Петербург, 2009
3. Стратегия инвестиционного развития муниципального образования город-курорт Сочи до 2020 года» - Сочи 2010
4. Хрипушина И.А.«Конкурентоспособность курортной территории: факторы формирования и методы оценки»: автореф. дисс. канд. экон. наук Сочинский Государственный университет туризма и курортного дела – Сочи 2007
5. Экология городов России – интернет ресурс -
http://www.dishisvobodno.ru/regions_ecologya_russia.html