Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ И МЕДИЦИНСКОЙ ОТРАСЛИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
30 июля 2016г.

Процессы, произошедшие в 90-х годах прошлого столетия, такие как: структурная перестройка хозяйства, конверсия, приватизация, свертывание государственного инвестирования на фоне ускоренного формирования рыночных отношений, поставили регионы и отрасли в крайне тяжелое положение. Сыграла свою роль и определенная спекулятивность ряда региональных разработок, не имеющих серьезного экономического обоснований и преследующих в первую очередь не экономические, а политические цели[2]. На современном этапе развития экономических отношений, характеризующихся стремительной трансформацией экономических связей, разрывом ранее стабильных партнёрских отношений, системой экономических санкций, введённых в отношении Российской Федерации, особую актуальность приобретает вопрос политики импортозамещения, т.е. поиска путей замены импортной продукции на аналоги отечественной. [1]. Развитие государством данного направления позволит нашей стране не только обеспечивать себя товарами первой необходимости, но и диверсифицировать свою экономику. Наиболее перспективными для импортозамещения, по мнению экспертов экономического блока, являются такие отрасли промышленности как: станкостроение, лёгкая промышленность, тяжёлое машиностроение, радиоэлектроника,  фармацевтика  и  медицинская  промышленность.  По статистическим данным доля импорта: в станкостроении превышает 90 %, в тяжёлом машиностроении варьируется в пределах 60-80%, в лёгкой промышленности 70-90 %, в радиоэлектронной промышленности 80-90 %, а в фармацевтике и медицинской промышленности 70-80%. Снижение уровня зависимости от импорта в данных отраслях позволит нашей стране встать на путь устойчивого экономического развития и роста, а так же вывести целые отрасли промышленности из состояния спада, которое наблюдается последние двадцать лет и вызвано тем, что государство сокращало своё участие в экономике. В итоге, это привело к тому, что открылась широкая «зелёная улица» для продукции импортного производства, а наше производство «оказалось менее конкурентоспособным» и, незащищённые отечественные отрасли не выдержали конкуренции». Только по итогам прошлого года доля импортной продукции на российском рынке медицинских изделий превысила 85% [10].

Фармацевтическая промышленность является одной из наиболее важных отраслей народного хозяйства, так как лекарственные средства представляют собой социально значимую продукцию для поддержания жизни и здоровья общества, тем самым подталкивая экономику к выполнению одной из главных задач государства по созданию условий для комфортного проживания своих граждан. В сложившихся условиях, развитие крупных фармацевтических предприятий, составляющих основу национальной фармацевтической промышленности, становится целью не только непосредственных собственников, но и прочих заинтересованных сторон [7].

В рамках импортозамещения необходимо уделить большое внимание фармацевтической безопасности, и более детально рассмотреть Федеральную Целевую программу – «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года», которая была принята 1 октября 2010 года, а так же дальнейшую перспективу ее реализации.     По     данным     Минпромторга,     степень     зависимости фармацевтической промышленности от импорта составляет 73%, медицинской промышленности – 81%, когда соотношение, определенное Всемирной организацией здравоохранения, должно быть 70:30, где последнее – импорт. Такие критические данные, являются угрозой национальной безопасности страны, приводят к дефициту требуемых лекарственных препаратов (ЛП), и способствуют подорожанию лекарств и медицинских услуг. По отраслевой программе импортозамещения, внутренний рынок лекарств в РФ к 2018 г. должен быть на 90% наполнен российскими аналогами зарубежных препаратов. Несмотря на тот факт, что импортозамещение в отношении ЛП направлено на поддержание отечественных производителей и, как следствие, укрепление их позиций на рынке ЛП, что также должно обеспечить независимость от внешней конъюнктуры, данная мера представляется обоснованной только в отношении препаратов, имеющих подтвержденное качество и доказанную сравнимую эффективность. При полной обоснованности данных предложений необходимо проработать конкретные механизмы контроля качества отечественной продукции, ее соответствие замещаемым зарубежным аналогам. В свою очередь, реализация этих мер без должного контроля к отечественным препаратам может привести не только к неэффективному расходованию бюджетных средств, но и к росту внутренней напряженности и недовольству населения, в силу значительного ухудшения качества оказываемой медицинской и социальной (в случае средств реабилитации) помощи. Подобные ситуации, пусть и в небольшом масштабе, но зачастую возникают и в настоящий момент при закупке ЛП, которые, к сожалению, не обладают такой же эффективностью, как оригинальные препараты, и в то же время при их использовании чаще возникают побочные эффекты.

Объем производства фармацевтической продукции в России многократно меньше чем в крупных зарубежных корпорациях и многих развитых странах. Импорт Россией медикаментов и лекарств, в денежном выражении, в долларах США, увеличился за период 1995-2013 гг. почти в 12 раз. Отечественный рынок фармацевтики имеет свои особенности. Во- первых – это ежегодные высокие темпы роста (рис. 1).


Исходя из данных, изображенных на рисунке 1, можно увидеть, что российский фармацевтический рынок с 2006 по 2014 гг. постоянно растет (в 2005 – 35%, в 2006 – 36%, в 2007 – 16%, в 2008 – 25%, в 2009 – 18%, в 2010 – 9%, в 2011 – 12%, в 2012 – 12%, в 2013 – 14%)[4]. Можно предположить, что и дальше этот показатель на российском рынке фармацевтики будет иметь такую же динамику.
Во-вторых - высокая доля импорта лекарств (рис. 2).


Из графика рисунка 2 видно, что начиная с 2008 года доля импортных ЛС постоянно увеличивается. При этом лидерами в структуре импорта являются Германия (21,6%) и Индия (6,1%). Причинами такой тенденции являются: общее ухудшение здоровья населения; рост мировых цен и нестабильная политическая ситуация; деградация отечественной фармацевтической продукции. Поэтому, в сложившейся ситуации вопрос об импортозамещении в данной отрасли встает очень остро. Несмотря на то, что рынок демонстрирует относительно стабильные положительные приросты в национальной валюте, основной пул производителей на российском рынке фиксирует свои объёмы продаж в иностранной валюте. 2015 год стал

«крахом» фармацевтического рынка в долларовом выражении. Относительно 2014 года объём фарморынка в стоимостном выражении сократился 32% в долларах из-за девальвации рубля и на 14% в евро. Такое падение привело к тому, что ёмкость российского фармацевтического рынка в 2015 году сравнима с показателями 2007-2008 года.

ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» призвана решить вопрос импортозамещения на данном рынке и направлена на: переход данного вида промышленности на инновационную модель развития; технологическое перевооружение мощностей до экспорта способного уровня; выпуск жизненно важных лекарственных средств в необходимом количестве, а так же увеличение экспортного потенциала отечественной фармацевтической и медицинской промышленности [9].

Для реализации поставленных целей и задач программа предусматривает создание научно-исследовательских центров по разработке лекарственных средств мирового уровня, которые дадут импульс по технологическому, техническому перевооружению производства, что должно привести к повышению объемов экспорта фармацевтической продукции и медицинских изделий. Так же работа таких центров, сможет существенно увеличить и развивать кадровый потенциал, повышать его профессиональную подготовку.

Одним из основных направлений, который требует концентрации научно-технического потенциала, является развитие производства отечественного медицинского оборудования. Улучшение качества медицинской помощи невозможно без применения современных технических средств диагностики и лечения. Отечественная медицинская промышленность на современном этапе полноценно не может удовлетворять данные потребности. Доля зарубежной продукции на рынке составляет 80%, и немалая часть средств, которые государство выделяет на закупку мед оборудования, в итоге оказывается за границей. Несмотря на это, Россия имеет потенциал выхода на производство 40% потребляемого медицинского оборудования.

В настоящее время около 1800 компаний в мире заняты производством медицинского оборудования; 90% из них являются частными предприятиями с общим объемом производства около 35 млрд рублей. Около 2000 типов медицинской техники зарегистрировано в России, и 1200 из них произведены в нашей стране. Данные изделия в совокупности составляют более 15% от общего объема внутреннего производства медицинской техники и выпускаются в соответствии с действующими правилами и требованиями отрасли [5].

Таблица 1. Основные характеристики рынка медицинского оборудования

 

 

Продажи медицинских изделий

Государственный сектор

82%

Частный сектор

18%

Импорт

83%

Отечественне производство

17%

Новые

91%

БУ

9%

Отечественный рынок медицинского оборудования обладает важной особенностью – 82% рынка формируется за счет государственных и муниципальных закупок. Сектор частной медицины, показывающий среднегодовой прирост 10% за последние пять лет, еще не способен стать основным заказчиком. [11] Кроме этого, сокращаются и расходы федерального бюджета на здравоохранение. Так в 2012 году было потрачено 613,82 млрд. рублей, в 2013 году – 494, 98 млрд. рублей, в 2014 году – 462, 5 млрд. рублей. Поэтому лечебные учреждения, продолжающие закупать медицинские изделия и оборудование, переходят на отечественные продукты, которые дешевле импортных. В связи с тем, что все большее количество медицинских изделий производится в нашей стране, потребность в импорте постепенно уменьшается. Так, например, рынок расходных материалов, оцениваемый сейчас в 1060 млн. долларов и растущий на 10% ежегодно: ожидается, что к 2018 г. будет на 90% занят отечественными производителями [12] (рис. 3).



Российские власти всё чаще предлагают населению лечиться отечественными средствами. А это значит, что власти страны намерены избавить систему здравоохранения от импортных лекарств и оборудования. Эти перемены население восприняло неоднозначно, обвиняя российские аналоги в низком качестве и эффективности. Эти обвинения являются отчасти обоснованными, так как важной особенность фармацевтической и медицинской промышленности в России является ориентация российских фармокомпаний не на создание новых, инновационных препаратов, а на создание лекарств-копий. Около 30% выпускаемых нашим рынком лекарств, которые выступают аналогом западных, к сожалению, по своим фармакологическим свойствам, хоть и заявлены как аналоги, абсолютно не соответствуют действительности.

На   2016-2017  года   в   рамках   федеральной  целевой   программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности в РФ на период до 2020 года» запланировано серийное производство медицинских изделий, а это значит, что 2016 год может стать переломным для медицинской отрасли.

К 2017-2018 гг. можно ожидать восстановления рынка, так как к этому времени истекут сроки эксплуатации основной массы медицинских приборов, закупленных в рамках Программы модернизации здравоохранения на 2011 – 2012 гг. и надо будет обеспечить медучреждения отдельными видами оборудования. Свою позитивную роль сыграет и начало массового производства отечественной медицинской техники, которая разрабатывается в рамках федеральной целевой программы. Одна из её задач – развить локализацию производств медицинских изделий на территории России, а также – сформировать собственные производства, которые должны быть выведены в приоритетное направление, тогда и сделать высокотехнологичные виды оборудования доступными для каждого российского медицинского лечебного учреждения, будет возможным [4].

Сегодня отечественные производители сами по себе не могут составить серьезную конкуренцию мировым производственным компаниям, отсюда основными направлениями развития в условиях современной политической и экономической ситуации являются интеграция с глобальными компаниями и вывод на рынок новых видов оборудования, используя совместный опыт и технологии. Для этого необходимо активно развивать направления импортозамещения, а именно – локализацию. Наиболее успешные российские компании уже приступили к данным процессам и начинают вытеснять иностранное оборудование с наших рынков. В связи с увеличением доли рынка медицинской техники отечественного производства в целом прогнозируется увеличение сделок купли/продажи в данном секторе с участием российских производителей. Следует отметить, что успешный рост могут показать те производители, которые максимально оперативно смогут подстроиться под сложившуюся ситуацию[6].

Задачу развития медицинской промышленности можно назвать приоритетной для государства, т.к. решение данной проблемы способствует улучшению системных межотраслевых связей и ведет к увеличению спроса на качественно новую продукцию, служит пусковым моментом для формирования инновационной экономики в обеспечивающих отраслях. Государственное управление и регулирование является ключевым в формировании структурного спроса на медицинскую промышленность. От политики и заинтересованности государства в сфере снабжения медицинских учреждений и реализации госзакупок оборудования и изделий медицинского назначения значительно зависит объем данного рынка.

Для реализации полноценной политики импортозамещения в сфере медицинской и фармацевтической отрасли, во-первых, необходимо преодолеть отставание высокотехнологичных разработок медицинского оборудования за счет использования собственного научного потенциал. Но данная задача является затруднительной, так как требует больших затрат. Прибыли, которую получают отечественные производители, совершенно недостаточно для финансирования НИОКР, чтобы разработать инновационные продукты (на сегодняшний день на эти цели выделяется около 1,8% от общей прибыли отечественных производителей). В период 2014-2017 гг. на ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» предполагалось примерно 68 млрд. руб. государственного финансирования, однако в условиях сегодняшних антикризисных мер и дефицита ВВП, такое финансирование ставится под сомнение. Для решения данной проблемы необходимо повысить эффективность распределения государственных средств, но в условиях финансово-экономического кризиса это создает ряд проблем. Одним из решений по смягчению данных обстоятельств могла бы быть закупка через государственные заказы нового отечественного технологического оборудования и финансирование научно-технических разработок, что, в свою очередь, дало бы положительный аспект в плане повышения эффективности, создания рабочих мест, а так же достижения запланированных показателей индикаторов в ФЦП, которые приведены в таблице 2.

Таблица 2. Индикаторы Федеральной целевой программы [8]

 

 

 

 

Наименование индикатора

 

Ед. Изм.

Ожидаемый результат

 

 

 

.

Кол-во предприятий фармацевтической и мед. пром-ти, по технологическому

перевооружению пр-ва

 

 

ед-ц

 

 

160

 

 

 

.

Кол-во научно-исследовательских центров по разработке лекарственных и мед-

ких ср-в мирового уровня

 

 

ед-ц

 

 

10

 

 

 

.

Доля современных мед. изделий в рамках приоритетных направлений здравоохранения, выпускаемая российскими производителями

 

 

%

 

 

29,7

 

 

 

.

 

Объем экспорта фармацевтической продукции

млрд. рублей

 

81

 

 

 

.

 

 

Объем экспорта медицинских изделий

млрд. рублей

 

39,7

 

 

 

.

 

Кол-во специалистов, прошедших подготовку и переподготовку

 

ед-ц

 

5000

 

 

 

.

 

Кол-во отечественных инновационных лекарственных препаратов

 

ед-ц

 

97




Очевидно, что наша страна обладает достаточным интеллектуальным и кадровым потенциалом, силами, опытом и желанием для выхода на международный рынок производства медицинской техники. Поэтому на данном этапе развития нашей экономики необходимо искать новые решения, пытаться создать качественную и более доступную технику и двигаться в этом направлении твердо и уверенно.

 

 

Список литературы

 

 

1.     Безпалов В.В., Ключко Л.А. Проектный подход к формированию региональной программы импортозамещения на примере Московской области /Журнал «Молодой ученый» №11 (115)-2016

2.     Безпалов В.В., Лочан С.А., Петросян Д.С. Теория и практика управления развитием региональных экономических систем / Монография М: Кнорус – с.175 – 2016

3.     Евсюкова Н. Ю. Проблемы ипмортозамещения фармацевтических средств и медицинского оборудования в России

4.     Кунев С.В., Кунева Л.В. Проблемы и пути развития российской фармацевтической отрасли в условиях внешнеэкономических ограничений

5.     Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.  Приказ от 31 января 2013 года № 118 «Об утверждении Стратегии развития медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года».

6.     Писарева А.В., Аполлонова И.А., Николаев А.П., Зверев Н.А. Перспективы импортозамещения медицинского оборудования в России

7.     Развитие фармацевтических предприятий: методология, инструменты, эффективность [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «Киберленинка». Электронные данные. [Б.м.].URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie

8.     Федеральные целевые программы России http://fcp.economy.gov.ru/cgi- bin/cis/fcp.cgi/Fcp/Title/1/2016

9.     ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»

10.Ход конём от Минпромторга: оглашён расширенный список запрещенной к импорту в Россию медицинской техники [Электронный ресурс] // Центр научной политической мысли и идеологии (Центр Сулакшина)

11.http://www.uomz.ru/links.html 12.http://economy.gov.ru/minec/documents/VostrebDocs/