Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ В ПЛОСКОСТИ ЭКОЛОГО- ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
17 декабря 2015г.

    Постановка вопроса в плоскости эколого-экономической устойчивости крупного города связана с тем, что под угрозой находится не только экологическое, но и социальное равновесие. Ведь несмотря на рост объемов производства, проблемы взаимодействия природы и общества становятся все острее и острее. Форсированная ликвидация этого разрыва в рамках известных сегодня моделей развития неизбежно приведет к росту потребления всех видов природных ресурсов, а это еще больше усугубит экологическую ситуацию.

    Невозможно решать экологические проблемы без комплексного решения социально-экономических проблем. Экономический механизм природопользования должен соответствовать и обслуживать природно- хозяйственные системы разных уровней, в которых наблюдается наиболее оптимальное сочетание интересов общества как по сохранению и воспроизводству природной среды, так и по удовлетворению его материальных и духовных потребностей. Механизм реализации стратегии природопользования осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и местном.

    Все три механизма природопользования тесно взаимосвязаны между собой. Объединяющей основой при этом является стремление общества гармонично «вписать» свою деятельность в процесс развития природной среды. Цель общества в достижении устойчивого развития пронизывает национальные, региональные, и местные уровни, однако на каждом из них решаются сугубо индивидуальные задачи, связанные с особенностями тех или иных эколого-экономических систем.

    В настоящее время управление природопользованием должно быть направленно на: - снижение загрязнения окружающей среды; - сокращение потребления природных ресурсов; - не истощительное использование возобновляемых природных ресурсов; - эффективное использование первичного природного сырья; - создание экономических условий для предпринимателей; - международное сотрудничество.

    В государственных программах охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов определены главные задачи в области охраны природы и рационального природопользования и основные направления природоохранной деятельности на современном этапе. В них поставлены задачи настойчиво и последовательно проводить линию на сохранение и приумножение природных ресурсов, улучшение состояния окружающей среды. Борьба за экологическую безопасность на Земле должна рассматриваться как одна из самых ответственных и благородных задач всех людей.

    Ряд авторов утверждают, что сущность экономического механизма природопользования заключается в создании у природопользователей экономической заинтересованности в осуществлении природоохранных мер и экономической ответственности за нарушение установленных правил и норм природопользования.

    Экономический механизм городского природопользования представляет собой совокупность финансово- экономических, социально-правовых, общественно-политических и административно-государственных инструментов регулирования процесса природопользования в городе с целью совершенствования экологической политики на уровне муниципальных образований и предприятий, ориентации на эффективное природопользование и охрану окружающей среды в городе.

    Исходя из анализа отечественной и зарубежной литературы можно выявить три типа экономического механизма природопользования. Таким образом, понятие экономического механизма природопользования определяется и раскрывается с помощью следующих категорий: философской, социально-экономической, юридической и организационно-управленческой.

    С позиции  философской категории  трактовка экономического механизма природопользования представляется как образ мышления, ориентирующий на создание условий для развития экологии с целью формирования природно-ресурсной базы для формирования общества.

    Социально-экономическая трактовка предполагает рассмотрение природопользования и его процессов с точки зрения таких экономических категорий, как эффекты затрат. Для потребителей природно-ресурсной базы возникает понятие полезности использования результатов природопользования, выражающихся количественными и качественными характеристиками, которые определяют эффект пользователя как переработчика ресурсов. Полезность природопользования определяется также через категорию затрат с точки зрения социальных и экологических факторов развития общества. Такое соотношение определяет единую народно-хозяйственную и социальную эффективность механизма природопользования.

    С точки зрения юридической категории экономический механизм природопользования определяет аспекты правопреемственности природно-ресурсной базы в результате ее промышленной переработки.

    В основе эффективной экологической политики сегодня должны лежать два принципа:

- принятие превентивных мер, направленных на предотвращение возникновения негативных воздействий, которое всегда экономичнее, чем попытки ликвидации последних;

-    комплексное использование энергетических и всех сопутствующих природных ресурсов, являющихся сегодня или в ближайшем будущем потребительными стоимостями, а также экономически выгодная утилизация всех образующихся отходов производства.

    Реализация долгосрочной стратегии развития, направленной на выравнивание финансовых возможностей различных социальных групп общества, позволит поэтапно повышать социальные стандарты повседневной жизни населения и обеспечить социальную безопасность. Достижение поставленных целей предполагает одновременное и последовательное решение задач с одной стороны− по выполнению социальных обязательств государства перед  гражданами, с другой стороны – по постоянному расширению для  общества и каждого гражданина инфраструктуры новых возможностей для самореализации, саморазвития, собственных инвестиций граждан в своё будущее и будущее своей семьи.

    В условиях реформирования экономики вопросы охраны окружающей среды приобретают особое значение. Экологическая ситуация в городе Ростове-на-Дону остается напряженной, а уровень загрязнения окружающей среды – высоким. В связи с этим возрастает актуальность разработки и реализации мер по улучшению качества окружающей среды, рациональному  использованию природных ресурсов, проведению воспитательной и образовательной работы с населением города.

    Администрацией города ежегодно планируются и реализуются природоохранные мероприятия, направленные на решение приоритетных задач в сфере охраны окружающей среды и обеспечение рационального природопользования, в том числе утилизации отходов производства и потребления, оздоровление воздушного бассейна, устойчивое функционирование экологических систем, улучшение экологической обстановки на водных объектах.

    Важное направление при повышении качества жизни населения — благоустройство городской среды. Первая задача — охрана окружающей среды, повышение экологической устойчивости территории.

    Мероприятия в рамках повышения качества окружающей среды, должны включать:

·       улучшение состояния канализационной сети (реконструкция);

·       снижение количества атмосферных выбросов;

·       модернизация системы утилизации отходов;

·       модернизация  существующих  промышленных  предприятий  с  целью  снижения  негативного воздействия на окружающую среду;

·       постоянный мониторинг состояния окружающей среды, соответствия ее установленным параметрам и нормативам.

·       планирование комплекса экологических программ, продолжение реализации «Целевой программы охраны окружающей среды города Ростова-на-Дону», «Программы комплексного развития системы инженерной инфраструктуры города Ростова-на-Дону», «Городской целевой программы поэтапного создания новой системы обращения с отходами в городе Ростове-на-Дону».

    Вторая задача — обеспечение комфортной городской среды:

·         развитие газификации и освещения;

·         улучшение жилищных условий населения (предоставление гражданам бюджетных субсидий для оплаты части стоимости жилищных кредитов) и т.д.;

·         оказание дополнительной поддержки отдельным категориям граждан по улучшению жилищных условий (работники бюджетной сферы, молодые семьи, многодетные семьи, семьи, воспитывающие детей-инвалидов);

·         продление действия «Комплексной программы жилищного строительства, строительства социального жилья и улучшения жилищных условий граждан, нуждающихся в жилье, в городе Ростове-на-Дону» и «Улучшение жилищных условий граждан с использованием средств муниципальной поддержки и ипотечных кредитов».

    Важнейшее направление — повышение качества жилищно-коммунальных услуг за счет повышения эффективности управления ЖКХ и проведения социально-ориентированной тарифной политики. Мероприятия:

·         установление доли ответственности сторон за исполнение обязательств по договорам управления;

·         постепенное повышение доли платежей населения в покрытии затрат на содержание ЖКХ, но с учетом предоставления адресных субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг отдельным категориям нуждающихся граждан;

·         благоустройство придомовых территорий, соответствующее самым высоким требованиям с использованием элементов ландшафтного дизайна;

·         обеспечение освещения всех дворов и улиц;

·         создание службы с автоматизированной системой обработки информации по проблемам жилищно- коммунального хозяйства.

    Для того чтобы превентивные меры могли бы успешно быть реализованы. Их надо разрабатывать одновременно в трех областях: нормативно-правовой, организационно-экономической и научно- технологической. Для повышения комфортности проживания ростовчан, Генеральным планом развития города предусмотрено создание до 2025 года на территориях городских лесов лесопарков общей площадью 1180 га в Ворошиловском, Железнодорожном, Первомайском и Советском районах, а также развитие озелененных территорий в зонах сложившейся жилой застройки. Следует отметить, что обеспечение более высокого уровня жизни населения тесно связано с необходимостью обеспечения более высокого уровня охраны окружающей среды.

Проектом Стратегического плана социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2025 года предусмотрена, в рамках муниципальной целевой программы «Повышение качества жизни населения (на 2011-2014 годы)», разработка подпрограммы «Охрана окружающей среды в городе Ростове-на- Дону на 2011-2014 годы», а также достижение целевых индикаторов (снижение выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения, увеличение доли перерабатываемых отходов и др.).

Список литературы

1.      Родионова Т.А. Комфорт для жизни и вопросы охраны окружающей среды. //Материалы научно- практической конференции «Стратегия социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2025 года». Ростов-на-Дону. 2009. С. 77-82.

2.      Бычкова Е.А. Региональный менеджмент: социально-экологический аспект. «Менеджмент в России и за рубежом», № 4, 2005. С. 128 – 137.

3.      Глушков В.Г., д.н.г. Эколого-экономические проблемы России и ее регионов. Учебное пособие для студентов вузов, 2003.

Анопченко Т.Ю., Журавель В.Ф., Савон Д.Ю., Чернышев М.А., Гассий В.Ф., Пайтаева К.Т., Чалова А.И., Мошкин И.В., Темирканова А.В., Карибжанова Е.Л., Маркер Е.В., Сидорюк А.В., Темирканов А.Р. Устойчивое развитие регионов: «зеленая» экономика и модернизация – Ростов-на-Дону, 2012