Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО- КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА, КАК ЭФФЕКТИВНОЙ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

Авторы:
Город:
Томск
ВУЗ:
Дата:
03 августа 2017г.

*Исследование проведено при финансовой поддержке РФФИ.

Проект «Формирование экономических и управленческих моделей общественного контроля в сфере жилищно-коммунального комплекса Томской области», № 17-12-70004 а(р), 2017 г.

 

Актуальность предлагаемых идей и решений заключается в их необходимости для современного общества в настоящий момент времени в условиях сложившейся социально-экономической ситуации.

Жилищно-коммунальный комплекс является важнейшей отраслью региональной и муниципальной экономики, обеспечивающей предоставление населению жизненно важных услуг социального характера. В то же время, система управления жилищно-коммунальным комплексом неэффективна по причине неэффективности технической политики, политики энергосбережения и ресурсоэффективности, тарифной и кадровой политики. Следствием всего этого является нарастающий кризис функционирования жилищно- коммунального комплекса регионов России и неудовлетворенность населения в качестве предоставляемых услуг [1].

Одним из путей повышения эффективности работы отрасли является активное включение граждан – потребителей жилищных и коммунальных услуг в процесс контроля за качеством их предоставления. На уровне Правительства Российской Федерации предприняты меры по реализации данного направления. Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» (подпункт «ж» пункта 2) и Указом Президента Российской Федерации от

7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» (подпункт «х»  пункта 2) в Российской Федерации началось развитие сети общественных организаций, осуществляющих общественный контроль в сфере ЖКХ [2].

Все это требует развития института общественного контроля в сфере жилищно-коммунального комплекса в системе местного самоуправления и гражданского общества, направленного на решение проблем в сфере эффективного функционирования отрасли, предоставления качественных жилищно- коммунальных услуг, защиты прав потребителей в жилищно-коммунальном комплексе.

Формирование института общественного контроля требует поиска эффективных моделей объединения усилий общественных организаций и органов власти для решения проблем в жилищно-коммунальном комплексе, повышения эффективности работы отрасли, улучшения качества жизни граждан, учитывающих многообразие субъектов во всех их связях и зависимостях [3].

Общественный контроль может выступать неотъемлемой частью успешного развития государства и общества. Для обеспечения устойчивого функционирования и развития аппарата государственной власти общество должно обладать современными и эффективными инструментами независимого контроля над деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления. Сегодня таким инструментом является общественный контроль, осуществляемый общественными организациями.

Как известно, местное самоуправление не может устойчиво развиваться без развития социальной среды, гарантом развития которой является контроль. Общественный контроль является основой развития местного самоуправления, поскольку устанавливает контроль над всеми сферами компетенции местного самоуправления (образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, экология, ЖКК). Выборные органы власти через механизмы общественного контроля устанавливают контроль над органами местного самоуправления во всех сферах, следовательно, чем сильнее контроль, тем мощнее развивается МСУ, а значит, органы МСУ более отвечают требованиям граждан, выбравших их из своего числа [4].

Также необходимо отметить, что по состоянию на 1 марта 2016 года, из всех регионов, только в 44 субъектах РФ были подписаны соглашения о взаимодействии субъектов РФ с некоммерческим партнерством «ЖКК – развитие».

Для развития института общественного контроля в сфере ЖКК требуется формирование эффективной модели, учитывающей многообразие субъектов во всех их связях и зависимостях. На этапе создания модели особое внимание следует уделить разработке индикаторов оценки эффективности результатов реализации модели [5].

Исходя из сложившейся теории и практики можно выделить следующие задачи функционирования ОК ЖКК:

1. Формирование и развитие гражданского правосознания.

2.    Повышение уровня доверия граждан к деятельности государства, а также обеспечение тесного взаимодействия государства с институтами гражданского общества.

3. Содействие предупреждению и разрешению социальных конфликтов.

4.     Реализация гражданских инициатив, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

5.   Обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

6. Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.

7.     Повышение эффективности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

Объектом исследования выступает общественный контроль в сфере жилищно-коммунального комплекса.

Предметом исследования выступает формирование институтов общественного контроля в сфере жилищно-коммунального комплекса в системе местного самоуправления и гражданского общества.

Цель исследования состоит в разработке теоретических основ и методологической базы для формирования институтов общественного контроля в сфере жилищно-коммунального комплекса в системе местного самоуправления и гражданского общества, направленных на содействие повышению качества жизни российских граждан путем роста эффективности работы жилищно-коммунального комплекса.

Задачи исследования. Указанная цель обусловила необходимость постановки и решения следующих научных задач:

– выявить место, роль и значение ОК ЖКК в системе местного самоуправления и значение для

формирования гражданского общества;

– выявить ключевые тенденции развития ОК ЖКК в современной России;

– выявить основные проблемы на пути становления институтов ОК ЖКК в российских регионах;

– проанализировать    взаимодействие     субъектов     ОК     ЖКК,     выявить     и     систематизировать положительные эффекты от внедрения ОК ЖКК для каждого субъекта;

– разработать региональные модели развития институтов ОК ЖКК с учётом местной специфики (вариантные модели и сценарии развития);

– разработать систему индикаторов эффективности функционирования моделей ОК ЖКК в разрезе предлагаемых моделей и сценариев развития;

 – разработать и обосновать меры по стимулированию развития институтов ОК ЖКК в контексте субъектов ОК ЖКК [6].

Список литературы

 

1.   Dobrynina, O.I. Сriticalanalysisofthepublicregionalprogramsonenergyefficiencyinthe context of   housing and utilities sector / O.I. Dobrynina, N.N. Minaev, K.E. Filushina, Y.A. Kolykhayev, E.A.Zharova// Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. №3. С. 127-132.

2.   Merkuleva, J.A. Regional models on managing the public-private partnership projects in housing and communal complex / J.A. Merkuleva, O.I. Dobrynina, N.N. Minaev, K.E. Filushina, Y.A. Kolykhayevа // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. №3. С. 55-62.

3.   Zharova, E.A. Formation of a regional process management model for energy efficiency of low-rise residential construction / E.A. Zharova, N.N. Minaev, K.E. Filushina, A.M. Gusakov, N.V. Gusakova // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. №3. С. 155-160.

4.   Добрынина, О.И. Разработка приоритетных направлений и индикаторов развития жилищно- коммунального комплекса регионов / О.И. Добрынина, Н.Н. Минаев, К.Э. Филюшина, Ю.А. Колыхаева // ЭкономическоевозрождениеРоссии. 2014. №3 (41). С. 130-137.

5.   Добрынина,   О.И.   Матрицасценарныхвариантовуправленияжилищно-коммунальным     комплексом городов России / О.И. Добрынина, Н.Н. Минаев, К.Э. Филюшина, Ю.А. Колыхаева // Региональнаяэкономика:теорияипрактика. 2015. №2 (277). С. 56-66.

6.   Добрынина, О.И. ЗакономерностиипроблемыразвитиякоммунальногокомплексаРоссии:вектор реформ / О.И. Добрынина, Н.Н. Минаев, Н.Р. Шадейко, А.А. Селиверстов, Ю.А. Колыхаева // Региональнаяэкономика:теорияипрактика. 2015. №34 (409). С. 2-13.