Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ КАК КРИТЕРИЯ ОЦЕНКИ ВУЗА В РАМКАХ ПРОЦЕДУРЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ АККРЕДИТАЦИЙ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
30 июля 2016г.

Аннотация: В статье рассматриваются основные направления повышения эффективности научной деятельности студентов гуманитарных специальностей. Определяется место критерия «научная деятельность» в перечне критериев отчетов в рамках национальных и международных аккредитаций вузов, изучаются основные методы более эффективного развития данного направления, приводятся практические рекомендации по организации эффективной научной деятельности обучающихся в современном вузе.

Ключевые слова: научная деятельность, вуз, образование, аккредитация, студенты

 

Аккредитация высшего учебного заведения сегодня считается одним из важнейших элементов управления образовательным учреждением, - процедурой определения соответствия определенным стандартам деятельности, включающей в себя ряд важнейших критериев. Оценочные критерии, по которым проходит процедура аккредитации образовательного учреждения, различны. Среди основных из них можно назвать следующие: уровень подготовки профессорско-преподавательского состава, внеучебная работа со студентами, инфраструктура вуза, методическое обеспечение учебного процесса, международная деятельность, публикационная активность преподавателей вуза и многое другое. В качестве еще одного критерия оценки может быть признан и критерий «научная деятельность студентов», отражающий возможность студента вести научную работу во время обучения и перспективы дальнейшей научной работы в аспирантуре. Научная деятельность является формой самовыражения личности обучающегося, инструментом развития его творческого мышления, самостоятельности, умения осуществлять научный поиск, грамотно излагать собственные мысли, проводить научно-практические исследования и делать выводы по полученным результатам.

Однако, приходится констатировать тот факт, что научная деятельность студентов в деятельности многих отечественных вузов развита недостаточно. Тем не менее, актуальность повышения результативности научной работы студентов в ближайшем будущем будет быстро увеличиваться. Рост интереса к этому направлению обусловлен целью многих российских институтов и университетов по включению в рейтинги лучших вузов мира. Одним из критериев отбора высших учебных заведений в данные рейтинги является и уровень научной работы студентов. Так, во многих западноевропейских вузах идет активная подготовка лучших студентов для продолжения научной карьеры. Особенно это популярно во французских и английских университетах, где поощряется глубокая научная работа студентов, активно функционируют научные студенческие объединения и пр.

Так, научная работа со студентами может вестись по следующим направлениям: участие в научно-исследовательских проектах, участие в научных мероприятиях (форумах, конференциях, семинарах, выставках), публикация тезисов на конференции и статей в научные журналы, участие в конкурсах научных проектов (курсовых или дипломных работ) и пр.

В качестве развития научной работы со студентами на кафедрах современных отечественных вузов может быть предложено следующее: активизация участия в научно-исследовательских проектах в качестве соисполнителей; организация кафедрой научно-практических конференций (как очных, так и заочных); организация на кафедре постоянного научного семинара или научного студенческого кружка; стимулирование студентов к посещению тематических выставок, конференций и научных семинаров; поиск и помощь в оформлении студенческих заявок на участие в научных конкурсах; развитие системы информирования об актуальных научных мероприятиях как в вузе, так и вне его.

Особое место в научной деятельности студентов (бакалавров и магистров) занимает публикационная активность. Для поднятия данного показателя целесообразным может быть установление требования о наличии определенного минимума публикаций в семестр (например, для бакалавров 1 публикация, для магистров – 2 публикации). Важным фактором в увеличении публикационной активности студентов является обучение их правилам работы над научной статьей, которое может проходить на старших курсах в рамках мастер-классов, очных или заочных обучающих консультаций, проводимых преподавателями-кураторами или в рамках специального курса «Основы научно-исследовательской деятельности студента».

Авторы считают интересным в развитии научной деятельности обучающихся в вузе и популярный в ряде зарубежных университетов опыт стимулирования научной деятельности студентов методом «научных лабораторий», - неких специализированных научных объединений в рамках кафедр. К задачам, решаемым студентами в лабораториях, можно отнести следующие: работа над курсовыми и дипломными проектами в рамках темы лаборатории; работа над научными статьями и тезисами конференций в рамках тематики лаборатории под руководством руководителя лаборатории; поиск подходящих научных журналов (в том числе международных) и изучение их основных требований приема научных материалов; работа над частями в монографиях и учебных пособиях руководителя лаборатории; поиск необходимой руководителю информации в ресурсах интернет или научных библиотеках; перевод необходимой информации из иностранных источников; работа над оформлением заявок научно-исследовательских работ в научных фондах и пр.

В качестве основных принципов работы научной студенческой лаборатории необходимо выделить такие, как: относительно небольшое количество студентов-участников лаборатории (5-10 человек); соответствие тематики лаборатории научным интересам руководителя из профессорско- педагогического состава кафедры и студентов-участников; установление четких и понятных задач перед участниками лаборатории; определение времени очных и дистанционных консультаций с преподавателем- руководителем лаборатории; регулярная отчетность деятельности лаборатории руководству кафедры. Несомненно, применение подобной практики имеет ряд преимуществ как для преподавателей – руководителей, так и для студентов-участников (Таблица).

Таблица.    Преимущества    функционирования    на    кафедрах    научных лабораторий для и преподавателей и студентов

   

Для преподавателей

Для студентов

-   увеличение публикационной

 

активности руководителя лаборатории;

-     наработка пласта материала для дальнейшего использования в монографиях, учебных пособиях, учебных курсах;

-   использование ценной информации из иностранных источников;

-   наличия помощи при реализации грантов и научных проектов.

-   наработки материала для курсовых и

 

дипломных проектов;

 

-   наличие публикаций, необходимых для поступления в аспирантуру;

-   возможность более плодотворного и качественного взаимодействия с руководителем в работе над курсовой и дипломной работой;

-   возможность прохождения полноценной практики на кафедре;

-   при реализации гранта и научного проекта возможность получения денежных выплат.

 

Источник: составлено авторами

Особым направлением в научной деятельности кафедры является и организация работы с аспирантами. Как правило, аспиранты первого года обучения сталкиваются с такими основными проблемами в области научной работы, как: нехватка опыта написания научных статей и незнание перечня журналов, где можно опубликовать свои научные труды. Для повышения эффективности данного направления может быть рекомендовано: составление четкого плана аспирантам по публикациям и научным мероприятиям (преимущественно посеместрового плана), ознакомление аспирантов с правилами написания научных статей и тезисов конференций, предоставление информации (например, базы научных журналов (в том числе из Перечня ВАК РФ, Scopus и пр.) с контактами и правилами оформления научных работ); стимулирование преподавателей, осуществляющих научное руководство аспирантами, к активизации научной работы с ними и пр.

Данные рекомендации могут способствовать существенному повышению уровня научной работы на кафедрах современных вузов, повысить вероятность прохождения национальной или международной аккредитации, а также явиться одним из конкурентных преимуществ вуза в мировом образовательном пространстве.

 

 

Список литературы

 

 

1.       Зарубина З.В., Сторчак М.О. Формы и методы научной деятельности студентов // Вестник ХНАДУ. – 2011. - №55. – С.11-17

2.       Мизинцева М.Ф., Комарова Т.В. Роль комплексных оценочных моделей      в         рамках       процедуры  аккредитации  учреждений  высшего профессионального  образования        //               Воспитание   и      образование.       - №1(06)/ - 2016. – С. 19-21.

 3.       Рейтинг лучших университетов мира по версии Times Higher Education. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. (Последняя редакция: 02.10.2015). URL: http://gtmarket.ru/ratings/the-world-university-rankings/info  (дата обращения 07.12.2015). 

4.     Сайт Educationindex. [Электронный ресурс].URL: http://www.educationindex.ru/ (дата обращения 07.12.2015).

 5.     Стандарты и рекомендации для гарантии качества в Европейском пространстве высшего образования (ESG), [Электронный ресурс]. URL: http://www.enqa.eu/indirme/esg/ESG%20in%20Russian_by%20NCPA.pdf (дата обращения 07.12.2015).