Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРИМЕРЕ ВНЕДРЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ КАРТ УОЛТЕРА ШУХАРТА

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
17 декабря 2015г.

    Одной из стратегических задач экономики страны является осуществление инновационной модернизации и ее интеграции в мировой рынок. Основным приоритетом данных преобразований являются вопросы совершенствования развития отраслей экономики, в том числе и воспроизводство основных инновационных фондов и научно-технического потенциала кадров. Их решение, как свидетельствует теория и практика прогрессивных предприятий, должно осуществляться путем концентрации инвестиционных ресурсов на основных стратегических направлениях модернизации и постоянной эффективной учебой персонала, обеспечивающих ускорение развития научно-технического прогресса (НТП), создания и реализации высококонкурентоспособной продукции[1]. При этом важнейшим ресурсом производства становятся знания персонала, которые, в свою очередь, требуют нового подхода к их воспроизводству.

    В современной экономике граница между знанием и продуктом «растворяется», исчезает существенное различие между «учебой» и «работой», поскольку учеба теперь в буквальном смысле есть работа, а работа есть учеба. «Теперь любая организация (предприятие, фирма и др.) превращается в обучающуюся и самообучающуюся структуру, призванную расширенно воспроизводить требуемые знания»[1].

   Персонал организации, играющий в  подобных процессах ключевую  роль, должен:  обладать высоким уровнем новых знаний и интеллектуальным потенциалом; быть заинтересованным в их постоянном наращивании и эффективном использовании; осуществлять воспроизводство достижений НТП; обеспечивать разработку, изготовление, реализацию и актуализацию высококонкурентоспособной продукции, востребованной рынком, и социально-экономическое развитие организаций [6].Но даже при наличии данных компетенций у персонала, руководителям необходимо осуществлять контроль за их трудовой деятельностью, анализировать эффективность и предотвращать риски.

    Одним из инновационных инструментов в управлении персоналом является – контрольная карта Шухарта (далее – ККШ).

   Контрольная карта- это графический способ представления и сопоставления информации, основанной на последовательности выборок, отражающих текущее состояние процесса, с границами, установленными на основе внутренне присущих процессу изменчивости [2]. Важность метода была впервые показана доктором У. Шухартом в 1924 году. ККШ характеризуют как операциональное определение причин вариабельности процесса, инструмент постоянного совершенствования процесса, позволяющий приблизить изучаемый показатель к его «идеальному» значению и сократить затраты, возникающие из-за отклонений от этого значения (Рисунок 1).

Рис.1. «Контрольная карта Шухарта»

 

    Если значения измерений ККШ не выходят за границы трех сигм от центральной линии и выполнены три правила, описанные ниже, то процесс статистически управляем, и изменение результатов возможно только при изменении системы.

Правила определения отсутствия управляемости (сигнал поиска и устранения особых причин):

1)     выход хотя бы двух из трех последовательных точек, лежащих по одну сторону от центральной линии, за двухсигмовые пределы;

2)     выход по меньшей мере четырех из пяти последовательных точек, лежащих по одну сторону от центральной линии, за пределы одной сигмы;

3)     расположение по меньшей мере восьми последовательных точек по одну сторону от центральной линии [5].

В различной литературе по статистическим методам управления можно найти еще не один десяток правил, но добавление каждого нового критерия увеличивает вероятность «ложных тревог».

   Важнейшая причина использования таких пределов (трех сигм) - эмпирическое подтверждение их эффективности при работе с реальными данными. Также существует эмпирическое правило - приблизительно 99

-   100% данных удалены от среднего не более чем на три сигма-единицы[5].

Существует два типа контрольных  карт: один предназначен  для контроля  параметров качества, представляющих собой непрерывные случайные величины, значения которых являются количественными данными параметра качества (значения размеров, масса, электрические и механические параметры и т.п.), второй

-   для контроля параметров качества, представляющих собой дискретные (альтернативные) случайные величины и значения, которые являются качественными данными (годен - не годен, соответствует - не соответствует, дефектное - бездефектное изделие и т.п.). Далее первый тип делится в зависимости от объема выборки, а второй - по виду дефектов[4].

ККШ для процессов управления персоналом можно применять в двух направлениях:

1)    как информацию для принятия решений в сфере управления персоналом;

2)    для оценки самих процессов управления персоналом и их непрерывного совершенствования.

   Информацию из контрольных картэффективно использовать для принятия решений в сфере управления персоналом. Например, на предприятии «КонсультантПлюсИлан»в подразделении Учебно-методический центр действует система оплаты труда, которая поощряет работников с более высокими показателями и наказывает с более низкими.  Строим  карту и видим, что показатели всех рабочих находятся внутри контрольных (естественных) границ процесса. Соответственно, система оплаты лишь безосновательно расслаивает коллектив, а не выполняет стимулирующую функцию. Наказывать рабочего, не выплачивать ему заработную плату до тех пор, пока его работа не станет бездефектной, при условии, что система находится в состоянии статистической управляемости, означает обвинять его в дефектах системы [3].

   Любой, кто находится за контрольными пределами, показывает хорошие результаты, пребывает там по какой-то причине, также требующей анализа.

   Точки, которые наносятся на контрольные карты, могут быть как результатом прямых измерений отдельного показателя процесса, так и суммарным (комплексным) значением группы показателей, полученных в один момент времени. Комплексный показатель может включать, например, среднее значение по группе измерений, среднее значение отклонений, процент дефектов, среднее число дефектов на единицу и т.п.

   Контрольные границы определяют предел ожидаемых изменений процесса, когда действуют только наиболее типичные для этого процесса факторы. Наносятся контрольные границы, как правило, на расстоянии трех стандартных отклонений случайной величины от линии средних значений [5].

   Применение контрольных карт для отображения изменений показателей во времени дает возможность точно определить, когда и как изменился процесс и тем самым обеспечить базу для управления им. Например, если контрольная карта отображает единичный случай  выхода показателя за контрольные границы, то нет необходимости предпринимать какие-либо действия по корректировке процесса. Если же, например, контрольная карта показывает асимметричное смещение контролируемого показателя (в течение длительного интервала времени) относительно линии средних значений, то процесс требует вмешательства и принятия корректирующих действий [4].

   Для управления процессами разработаны и применяются различные виды контрольных карт. Например, на предприятии «Консультант Плюс Илан» существуют такие контрольные карты как - средних значений, медиан, средних квадратических отклонений, размахов, числа дефектных единиц продукции, доли дефектных единиц продукции, числа дефектов, числа дефектов на единицу продукции и пр. Их выбор зависит от целей управления и вида контролируемых данных (количественный признак или альтернативный признак). Если необходимо определять фактические значения контролируемого параметра, то такой вид контроля называется контролем по количественному признаку. Если нет необходимости знать фактическое значение контролируемого параметра, а просто достаточно установить соответствие или несоответствие этого параметра установленным требованиям, то такой вид контроля называется контролем по альтернативному признаку[4].Исходя из условий выбираются соответствующие контрольные карты.

   Для того чтобы контрольная карта являлась эффективным средством управления процессом сбор результатов измерений контролируемых показателей и их регистрация в контрольной карте должны осуществляться в режиме реального времени.

   Контрольные карты дают возможность визуально определить момент изменения процесса, создают основу для улучшения процесса, выявляют различия между случайными и системными нарушениями в процессе, снижают потери от брака за счет предотвращения появления дефектов. К недостаткам контрольных карт можно отнести более высокие требования к подготовке персонала и необходимость работы в реальном времени[4].

 

Список литературы

1.      Гарвин Д. Создание обучающейся организации // «Управление знаниям−и»М.: Альпина Бизнес Букс,2006.

2.      ГОСТ  Р  57079.42-99 (ИСО 8258-91) Статистические методы. Контрольные карты Шухарта // Портал нормативных документов www.OpenGost.ru.

3.      Деминг Э. Выход из кризиса: новая парадигма управления людьми, системами и проц−есМса.м: и Альпина Бизнес Букс, 2007.

  4.      Кузнецова  А.  В  состоянии  статистической  управляемости.  Технологии  менеджмента  качества  в управлении персоналом // «Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом)», 2013, № 2.

5.      Уилер Д., Чамберс Д. Статистическое управление процессами: оптимизация бизнеса с использованием контрольных карт Шухарта − М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.

6.      Череповский А. Формирование новых инновационных управленческих компетенций строительного персонала // «Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом)», 2013, № 5.