Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
03 августа 2017г.

В современной рыночной экономике человек имеет большое значение. Рабочая сила, трудовые ресурсы, человеческие ресурсы, человеческий капитал – некоторые из множества понятий, использующихся при характеристике роли человека в экономике. Человеческий капитал представляет собой сформированную в результате инвестиций и накопленную человеком определенную совокупность умений, навыков, способности, мотивации и здоровья, которые целесообразно используются в общественном производстве для удовлетворения потребностей, содействуют росту производительности труда и эффективности производства [5, с. 34]. Расходы на поддержание здоровья расцениваются как инвестиции в человеческий капитал.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения здоровье представляет собой объединение полного физического, социального, психологического и духовного благополучия [2]. Из этого следует, что на уровень здоровья населения влияют большое количество факторов: экологические, социальные, генетические, экономические, культурные и многие другие [4, с. 228]. От состояния здоровья населения зависят количественная и качественная характеристики трудовых ресурсов, которые в свою очередь влияют на социально-экономическое развитие общества.

Уровень развития российской медицины, состояние и перспективы системы здравоохранения – от этого зависят здоровье нации и само будущее страны, а также во многом и ее место среди других стран мира.

Вопрос о здравоохранении общества является одним из актуальных вопросов современной России. Это вызвано тем, что повышается число заболевших, а также уровень инвалидизации в Российской Федерации (таблица 1). Для того чтобы проследить связь между изменениями в уровне общественного здоровья и экономикой страны, необходимо  определить какие потери несет для себя государство при низком уровне здоровья населения.

Таблица 8 – Ключевые социально-экономические показатели развития российской экономики

 

Показатель

2014

2015

2016

ВВП, млрд. руб.

77893,1

80412,5

86043,6

Федеральный

бюджет, млрд. руб.

14496,9

13659,2

13460,1

Объем расходов, млрд. руб.

14831,6

15620,3

16416,4

Расходы на здравоохранение, млрд. руб. / % от

объема расходов

535 / 3,6

516/ 3,3

466 / 2,8

Объем платных услуг населению, млрд. руб.

7298,9

7302,3

7882,2

Платные медицинские услуги, в % к итогу

6,1

6,4

6,6

Платные медицинские услуги, млрд. руб.

445,2

467,3

520,2

 

Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь иразвитие человека, своей главной целью ставит достижение высокого уровня качества жизни населения и, как следствие, высокого уровня здоровья населения.

Расходы на здравоохранение рассматриваются в качестве одного из главных показателей социального развития, в связи с тем, что они отражают приоритетность здоровья граждан для государства. Здоровье общества как социально – экономическую категорию можно рассмотреть с разных точек зрения:

1.     Общественное здоровье и здоровье каждого гражданина являются стратегической целью государства и народа, а также условием национальной безопасности [8, c. 77].

2.    Общественное здоровье рассматривается как наиболее наглядный и убедительный показатель качества жизни общества и социально – экономического состояния населения.

3.   Общественное здоровье является экономическим ресурсом общества и необходимым условием воспроизводства высококачественного трудового потенциала.

Экономические потери, которые может понести общество и государство по причине заболеваемости населения, подразделяют на прямые и косвенные.

Прямые потери – это затраты на оказание медицинской помощи (амбулаторное, стационарное, санаторно-курортное лечение, санитарно-эпидемиологическое обслуживание), на выплаты пособий по социальному страхованию при временной утрате трудоспособности и пенсии по инвалидности.

Косвенные потери – это расходы, связанные со снижением производительности труда из-за болезней, ростом объемов недопроизведенной продукции, снижением совокупного национального дохода и т.д.

Для того чтобы полноценно проследить взаимосвязь необходимо провести сравнение статистических данных за 2014-2016 г. Согласно данным Казначейства Российской Федерации [3] и Росстата в 2014 году расходы на здравоохранение составили 535 млрд. руб., что является 3,6% от всего объема расходов на тот период. К примеру, на национальную оборону было потрачено 3 118,4 млрд. руб., то есть 20,4% от всех расходов, и это более чем в 5 раз превышает затраты на здравоохранение [6].

В 2015 году расходы на здравоохранение составили 516 млрд. руб., что является 3,3% от всего объема расходов на тот период и на 3,6% ниже по сравнению с предыдущим годом. На таком же уровне финансирования находится такая статья, как обслуживание государственного и муниципального долга – 518 млрд. руб., которая на 24,8% выше по сравнению с 2014 годом.

В 2016 году расходы на здравоохранение составили 466 млрд. руб., то есть 2,8% от общего объема расходов. Этот показатель на 0,5% меньше, чем в 2015 году и на 0,8% меньше, чем в 2014 году.

В рассматриваемом периоде можно проследить тенденцию снижения производительности труда, несмотря на увеличение численности рабочей силы и продолжительности рабочего времени. Производительность труда отражает результативность труда за единицу времени. На повышение или понижение этого показателя влияют социально-экономические факторы, в которых особую роль играют состав и качество рабочей силы. Принимая во внимание тот факт, что за три рассмотренных года в стране увеличились: общая заболеваемость населения на 1,6 млрд. чел., количество инвалидов на 195 тысяч человек, а также численность безработных на 300 тысяч человек, можно сказать, что именно они оказали влияние на снижение производительности труда (таблица 2).

Таблица 9– Показатели социальной сферы

 

Показатель

2014

2015

2016

Численность рабочей силы, млн. чел.

75,4

76,6

76,6

Численность занятых, млн. чел.

71,5

72,3

72,4

Численность безработных, млн. чел.

3,9

4,3

4,2

Продолжительность рабочего времени, часы

1721,1

1728,3

1736,8

Индекс производительности труда, в % к

предыдущему году

100,7

97,8

76,6

Число заболевших, млн. чел.

14831,6

15620,3

16416,4

Инвалидность, тыс. чел

12751

12924

12946

Коэффициент смертности населения в

трудоспособном возрасте

565,6

536,5

517,6

 

Аналитиками американского агентства Bloomberg составлен рейтинг  на основании данных Всемирной организации здравоохранения, Организации Объединённых Наций и Всемирного банка [1]. Рейтинг базируется на таких статистических данных как: средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении, государственные затраты на здравоохранение в процентном виде от ВВП на душу населения, стоимость медицинских услуг в пересчёте на душу населения. Эти показатели определяют эффективность системы здравоохранения. Исследование охватывает 55 государств с населением более 5 миллионов человек, ВВП свыше 5 тысяч долларовначеловека вгод исредней продолжительностью жизни свыше 70 лет, по которым имеются официально опубликованные статистические данные по всем показателям. По итогам исследования аналитики выяснили, что Россия в 2014 году находилась на 51 месте, в 2015 году – на 54 месте и в 2016 году – на 55 месте.

Результаты анализа статистических данных позволяют нам сделать вывод, что в исследуемый период при сокращении финансирования здравоохранения ухудшились: здоровье населения страны, уровень инвалидизации, индекс производительности труда, а также эффективность системы здравоохранения. В исследовании не было выявлено четко установленных связей между уровнем здоровья населения и экономикой страны, однако, оно позволило сделать вывод, что развитие рыночных отношений в здравоохранении придает финансовой обеспеченности отрасли неустойчивый характер, ставящей ее в зависимость от изменений конъюнктуры рынка и возможностей государственного финансирования.

Кризис, начавшийся в 2014 году и продолжающийся до настоящего времени, требует изменения всех сфер жизни общества. Правительство Российской Федерации стремится всячески улучшить качество жизни населения [7, c. 38], а совершенствование здравоохранения становится стратегической целью России, например, на данный момент реализуется национальный проект «Развития здравоохранения».

Для того чтобы улучшить здоровье населения необходимо:

1)   повысить финансирование здравоохранения;

2)   усилить санитарно-просветительскую работу среди населения;

3)внедрить новые эффективные технологии, позволяющие снизить смертность населения;

4) развить массовую культуру физической активности для всех групп населения.

Реализация упомянутых мер позволит значительно повысить качество жизни людей иуровень здоровья населения.

 

Список литературы

 

1.        Американское агентство финансово-экономической информации Bloomberg [Электронный ресурс]./ URL: https://www.bloomberg.com/news /articles/2016-09-29/u-s-health-care-system-ranks-as-one-of-the- least-efficient (дата обращения 7.05.2017).

2.        Всемирная организация здравоохранения. Устав (конституция) всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс]. / URL: http://apps.who.int/gb/bd/PDF/bd47/RU/constitution- ru.pdf (дата обращения 7.05.2017).

3.        Казначейство Российской Федерации. Инфографика федерального и консолидированного бюджета Российской Федерации [Электронный ресурс]. / URL: http://datamarts.roskazna.ru/infografika (дата обращения 7.05.2017).

4.        Махалин В.В. Взаимосвязь уровня здоровья населения и экономического роста: финансовый аспект // Вестник ГУУ. – 2013. – №1 – С.228-233.

5.        Основы теоретической экономики: Учебник для вузов. Под ред. Миропольского Д.Ю.,Максимцева И.А., ТарасевичаЛ.С.– СПб.: Питер, 2014. – 512 с.

6.        Федеральная служба государственной статистики. Социально-экономическое положение России 2016 год [Электронный ресурс]. / URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/social/utoch-osn-12- 2016.pdf (дата обращения 7.05.2017).

7.        Харламова А.А. Возникновение новых угроз экономической безопасности России // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2017. – № 1. – С. 36-40.

8.        Харламова А.А. Экономическая безопасность и качество человеческого капитала // Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 августа 2016 г., г. Самара). – Уфа: АЭТЕРНА, 2016. – С. 76- 80.