03 августа 2017г.
Согласно современному научному видению, хозяйственная система государства периода глобализации рассматривается как эволюционная открытая система, функционирующая в условиях усиления внешних воздействий (экономики, культуры, политической обстановки, природы и т.д.) и реагирующая на них. В основе ее анализа лежит принцип системности, а в основе организации - принцип саморазвития. Оба принципа взаимно дополняют друг друга и образуют единство, отражающееся как единство теорий самоорганизации и системных исследований, в разрезе их методологии и теории.
Всякая система в процессе своего развития подвержена отклонениям от равновесия, что может, как способствовать экономическому развитию, так и создавать экономическую опасность. Равновесие может быть устойчивым (стационарным) или подвижным.
Равновесие системы понимают как сохранение ее сложившейся структуры, характера функционирования, параметров входа и выхода. Признаком стационарного равновесия является возможность системы возвращаться в прежнее состояние при изменении ее параметров под действием возмущений на внешнем или внутреннем уровне. В то же время, система может прекратить развитие, если свойства устойчивости будут преобладающими [1, c. 86].
С точки зрения происходящих изменений, в центре внимания оказываются именно развивающиеся системы. Любая система изменяется благодаря наличию внутренних и внешних источников развития. К внутренним источникам можно отнести присущую системе изменчивость, а также противоречия между подсистемами и элементами. К внешним источникам относят факторы внешней среды, в которой эта система функционирует. На характер изменений влияют:
· масштабы действующей хозяйственной системы;
· используемые факторы производства и их значимость по отношению друг к другу;
· соотношение уровня развития производительных сил и производственных отношений;
· активность элементов системы.
Изменения в хозяйственной системе или отдельных ее блоках происходят непрерывно. Эти изменения различаются по своей глубине (сдвиги в количественных характеристиках определенных параметров системы в рамках прежнего ее качества или переход к иному качественному состоянию), по интенсивности во времени, по характеру (разные темпы и скорость изменений, эволюционный или революционный их тип), по охвату элементов системы (изменения касаются отдельных звеньев или системы в целом, то есть являются общесистемными), по соотношению и роли объективных и субъективных факторов [3, c. 141]. Указанные изменения выводят систему из равновесия, что может оказывать влияние на ее экономическую безопасность в кратко- и среднесрочном периоде, а также на долгосрочную перспективу. В ряде случаев в краткосрочном периоде наблюдается усиление экономической безопасности, а в долгосрочном ее снижение - и наоборот. Исходя из этого, следует рассмотреть экономическую безопасность как процесс и экономическую категорию.
Возрастающий теоретический и практический интерес к процессу обеспечения экономической безопасности хозяйственной системы предполагает уточнение понимания этой категории в условиях глобализации, с точки зрения ее влияния на экономику любой страны, включая Россию. В современных условиях невозможно обеспечение экономической безопасности только собственными силами и только за счет внутренних ресурсов. Исходя из современного понимания экономической безопасности, адекватного периоду глобализации, ее важнейшим условием становится прочная и стабильная система взаимоотношений того или иного государства с мировой хозяйственной системой, что позволяет удовлетворять внутренние потребности за счет использования меньшего количества собственных ресурсов [4, c. 317]. Это обостряет экономическую борьбу, трансформируя ее в рамках сложной иерархической системы на микро-, мезо- и макроуровне при постоянном усложнении регулирующей роли государства.
Особенности мирового экономического развития периода глобализации, связанные с усложнением функций государства, изменяют существующие представления об экономической безопасности. Считаем, что сегодня под экономической безопасностью следует понимать комплексную задачу, связанную с функционированием хозяйственной системы и процессом государственного управления, направленную на нейтрализацию внешних и внутренних угроз и создание условий для повышения уровня безопасности в целях стимулирования экономического роста и конкурентоспособности национальной экономики в мировом хозяйстве. Данное определение имеет сложную структуру, которую можно представить, исходя из трех компонентов:
Первый – способность хозяйственной системы обеспечивать экономический суверенитет страны и ее значимое положение инновационно ориентированной державы в глобальной экономике, а также адаптироваться к изменяющимся внешним условиям, получая конкурентные преимущества от происходящих изменений.
Второй компонент связан с формированием системы, достоверно оценивающей уровень экономической безопасности и определяющей направления его дальнейшего повышения.
Третий компонент определяется возможностью и готовностью институтов хозяйственной системы к эффективному противодействию возможным глобальным угрозам на основе использования прогрессивных, инновационных методов хозяйствования и управления, а также правового обеспечения, способствующих совершенствованию потенциала национальной хозяйственной системы [5, c. 159-160].
В рамках указанных компонентов могут быть определены направления, отражающие объективный процесс усложнения функций государства.
Экономическая сущность данного процесса заключается в необходимости принципиальных изменений, охватывающих значительную часть внутренней подсистемы национальной социально- экономической системы, включая систему обеспечения экономической безопасности. На практике это означает, что в своих действиях органы государственного управления всех стран, включая Россию, руководствуются международными правилами и нормами, разрабатывая внутренние правила, нормы и инструментов хозяйствования. При этом нередко берется за основу опыт стран-лидеров в отдельных сферах деятельности, с которыми осуществляется тесное экономическое сотрудничество [2, c. 53].
Следует отметить, что зачастую это ведет к усложнению практики обеспечения экономической безопасности. Среди основных причин этого необходимо назвать и такое порождение глобализации и современного прогресса, как информационная экономика. Она определяет особенности отношений и складывающиеся пропорции между отдельными элементами интернациональной системы взаимодействия, что нередко ведет к возникновению новых угроз экономической безопасности. С этим связаны следующие возможные проблемы:
· возникновение новых инструментов конкурентной борьбы и соответствующих им новых видов угроз экономической безопасности;
· создание новых и трансформация действующих институтов регулирования хозяйственной системы, что требует периода адаптации;
· риски, порожденные трансформацией функций финансовых учреждений, регулирующих денежно- кредитную систему, денежную массу и электронные платежи;
· неконтролируемые последствия интегральных мультипликационных эффектов;
· модификация функций спроса и предложения на основе изменения принципов ценообразования;
· необходимость изменений в системе налогового и таможенного регулирования;
· неравномерность развития основных секторов национальной хозяйственной системы.
Анализ возможных проблем свидетельствует о том, что для их решения, с целью предотвращения возникновения новых угроз, необходима эффективная деятельность в информационном пространстве. Это требует применения современных инструментов генерирования, получения, обработки, передачи и использования информацию с целью минимизации степени экономической опасности для национальных хозяйствующих субъектов и всего государства.
Список литературы
1. Государство и рынок: новое качество взаимодействия в информационно-сетевой экономике. Том 1. Под редакцией д-ра экон. наук, проф. С.А. Дятлова, д-ра экон. наук, проф. Д.Ю. Миропольского, д-ра экон. наук, проф. В.А. Плотникова. – СПб.: Астерион, 2007. – 396 с.
2. Зайкова И.А. Экономический рост как основа экономического развития // Национальные интересы:приоритетыибезопасность. – 2016. – №. 9. – С. 51-60.
3. Попов А.И. Формирование альтернативной модели функционирования хозяйственной системы России как условие экономической безопасности / Глобализация экономики и энергетическаябезопасность. – СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. – С. 134-147.
4. Харламова А.А. Экономическая безопасность в условиях формирующегося информационного общества // Научный альманах. – 2016. – № 10-1(24). – С. 315-318 (0,4 п.л.).
5. Харламова Т.Л. Государственное управление процессом экономического развития в условиях глобализации // Ученые записки Российского государственного гидрометеорологического университета. – 2011. – № 19. – С. 158-163.