Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗРАБОТКА МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МОЛОЧНОЙ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
17 декабря 2015г.

   Маркетинг (от англ. marketing – продажа, торговля на рынке) как понятие представляет собой организационную функцию и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления ценностей покупателям и управления взаимоотношениями с ними с выгодой для организации [2].

   Маркетинговая деятельность состоит в создании реального спроса, в побуждении потребителей к приобретению товара, в формировании и внедрении реальных программ действий предприятия. Основным принципом маркетинга является ориентация на потребителей и их запросы, их формирование и максимальное удовлетворение.

    Реализация данного принципа во всех сферах деятельности организации осуществляется посредством менеджмента, а именно путем планирования, организации, мотивации и контроля.

   Важной специфической особенностью современного российского маркетинга становится функциональное направление деятельности российского бизнеса. Лишь небольшому числу предприятий доступен маркетинг, который ориентирован на удовлетворение потребительского спроса. Помимо этого, в малых городах и отдаленных районах страны данная ситуация связана с низкими доходами основной массы потребителей.

   Маркетинг предприятий молочной промышленности можно считать системой организацией и управления всеми сторонами деловой активности предприятий, направленных на экономически эффективную производственно-сбытовую деятельность, ориентированную на удовлетворение спроса и расширение доли рынка, формирующую целостный технологический процесс исходя из целей и стратегических задач предприятия.

   Выделяют следующие особенности такого маркетинга:

1.       Маркетинговая служба связана с товаром первой жизненной необходимости. Следовательно, необходимо своевременно, в нужном объеме и ассортименте, с учетом возраста, пола, национальных традиций, состояния здоровья потребителей удовлетворять их нужды и интересы.

2.   Несовпадение рабочего периода и периода производства.

3.    Производство молочных продуктов определяется основным средством и предметом производства –

скотом и землей с их разнокачественностью и интенсивностью использования.

4.   Многообразие форм собственности в системе агропромышленного комплекса.

5. Высокая восприимчивость, адаптивность, самоорганизация и самоуправление системы «молочного» маркетинга по сравнению с другими видами маркетинга.

   В современных непростых экономических условиях главнейшей проблемой на молочных предприятиях остается сбыт продукции и его устойчивость. Повышение производства высококачественного продовольствия российскими производителями приводит к росту жизненного уровня населения, увеличению конкурентоспособности товаров на внутреннем и мировом рынках.

   Это стало характерным и для рынка цельного молока и молочных продуктов. Почти все предприятия молочной промышленности уже ощутили нужность и важность маркетинговых исследований молочного рынка: определения тенденций рынка, изменения цены на молочную продукцию, прогнозирования спроса, соответственно, и будущего своего предприятия в целом.

   Таким образом, маркетинговый мониторинг молочного комплекса целесообразно трактовать как систематический сбор, отображение и анализ данных по различным аспектам маркетинговой деятельности субъектов молочного комплекса в соответствии с определенными целями [3].

    В условиях реорганизации рынка и расширения организациями своих производственных мощностей наиболее важную роль приобретает сбыт продукции. Производители вынуждены не только уделять внимание внутренним факторам организации, но и формировать и прогнозировать стратегии (план) своего поведения, иметь способность реагировать на внешнюю среду. Современный анализ ситуации отражает то, что большинство предприятий вместо организации единого комплекса разрушили иерархическую систему взаимосвязанных стратегий, рассматривая каждый ее уровень в отдельности:

- общую корпоративную стратегию;

- индивидуальные стратегии для всех подразделений предприятия;

- стратегию развития каждого рынка или товара.

Проблема «выживания» предприятий обусловила актуальность инновационных процессов и присутствия опыта системного решения проблем менеджмента в рамках всего бизнес-процесса, а не отдельных его составляющих [4].

Инновационное стратегическое управление сбытом позволит организациям работать в определенном направлении, образовывать долгосрочные экономические связи, живо реагировать на изменения окружающей среды, держать товарные позиции и объемы сбыта на определенном уровне, формировать конкурентные преимущества. Разработка маркетинговой стратегии выступает одним из перспективных направлений развития региональной молочной промышленности.

В рамках определения понятия сбыта устанавливаются три главных компонента сбыта молочной продукции:

- определение только той сферы, которая принадлежит к деятельности товаропроизводителей и никому более;

- продажа выпускаемой продукции с ориентацией на целевой сегмент;

- деятельность по разработке каналов распределения.

   Одним из условий формирования стратегии сбыта выступает проведение маркетингового исследования состояния рынка молочной продукции в ходе которого получают информацию о реальных и потенциальных потребителях, структуре ассортимента, ценовой политике, эффективности работы имеющихся каналов сбыта, способов продвижения продукции и т.д.

   Важной проблем сбыта многих местных предприятий молочной промышленности является слабое установление предпочтений покупателей молока и молочной продукции. Анализ потребителя – одна из главных  составляющих сбытовой политики такого предприятия. Понимая потребности и предпочтения покупателя, можно сформировать наиболее правильную позицию продукта, что дает возможность выделить его на фоне конкурентов и в результате получить дополнительную долю рынка, а, соответственно, и прибыль.

   Таким образом, маркетинговая стратегия управления предприятием молочной промышленности должна быть нацелена не только на финансовую составляющую товарного рынка, но и на анализ потребительских предпочтений.

   Система показателей ориентирована на проектирование и осуществление эффективного менеджмента, который обеспечивает достижение стратегических целей, появляющихся из видения инновационного развития организации в четырех взаимосвязанных главных направлениях:

1.      Финансы;

2.      Потребители;

3.      Внутренние процессы;

4.      Обучение и развитие.

Взаимосвязь этих направлений показана на Рисунке 1 [1].


Рис.1. Четыре направления системы сбалансированных показателей

 

В соответствии с таковой системой показателей возможно оценивание маркетинговой стратегии с разных сторон развития производственно-предпринимательской деятельности.

В силу специфики и важности молочной продукции необходим рост производства и продвижения функциональных и лечебных товаров, содержащих большее количество кисломолочных бактерий и витаминов, обладающих полезными свойствами. В целях снижения издержек должна присутствовать полная переработка сырья.

Маркетинговая стратегия предприятия молочной промышленности должна строиться на изменении ассортимента продукции, формировании каналов сбыта, а также товарной и ценовой политики предприятия.

Список литературы

1.      Масалитина Е.С. Разработка сбалансированной системы показателей реализации стратегии пищевой промышленности / Е.С. Масалитина // Власть и управление на Востоке России, 2007. №1 (38). С. 37–42.

2.      Основы маркетинга / Суркова Е.В.– Ульяновск: УлГТУ, 2007.– 152 с.

3.      Таныгина  Е.А.  Формирование  эффективной  маркетинговой  стратегии  субъектов  мясо-молочного подкомплекса регионального АПК / Е.А. Таныгина // Современные проблемы науки и образования, 2012.

№5. С. 261–269.

4.      Цветаева          А.А.       Экономические             подходы         к     управлению           сбытом         на      предприятиях            молочной промышленности / А.А. Цветаева // Вестник Алтайского государственного аграрного университета, 2009.

№7 (57). С. 88–91.