Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Авторы:
Город:
Йошкар-Ола
ВУЗ:
Дата:
17 декабря 2015г.

Введение

    Современное экономическое развитие характеризуется: созданием высоко конкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность; структурной диверсификацией экономики на основе инновационного технологического развития; закреплением и расширением глобальных преимуществ России в традиционных сферах; укреплением внешнеэкономических позиций России; повышением эффективности ее участия в мировом разделении труда; повышение уровня жизни населения. Для модернизации необходимы определенные качественные характеристики человеческого капитала, являющиеся инструментами развития. Это касается культурных ценностей соответствующих тенденциям развития России, выступающих в роли барьеров для развития предпринимательства, снижающего конкурентоспособность предприятий и страны в целом.

    Цель работы заключается в исследовании роли культурных ценностей для развития предпринимательства.

    Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:

1)      выделены и изучены этапы благополучного предпринимательства;

2)      рассмотрены ценности экономических агентов как фактор формирования институциональной среды;

3)      на основе проведенного анализа  взаимосвязи ценностей экономических агентов с предпринимательством, формулировано определение благополучного предпринимательства.

    Информационной базой исследования послужили статистические данные Федеральной службы государственной статистики, международные доклады .

Интерпретация результатов исследования и их анализ

    Предпринимательство – это одна из главных движущих сил экономического и общественного развития любого государства. В экономическую науку понятие «предпринимательство» было введено английским ученым Ричардом Котильоном, согласно которому это особая экономическая функция, важной чертой которой является риск [1].

    Основной целью предпринимательской деятельности принято считать получение прибыли, но современные мировые тенденции диктует необходимость развития предпринимательства, вносящего вклад в повышение качества жизни, так называемого благополучного предпринимательства (Рисунок 1).


Рис.1. Этапы развития благополучного предпринимательства

 

    Рисунок, расположенный выше, демонстрирует, что кроме выделенных четырех этапов предпринимательства можно выделить промежуточные. При этом смена каждого этапа сопровождается изменениями в институциональной среде, касающиеся смен направлений векторов целей предпринимательства от индивидуальных (PersonalFocus) к групповым (SocialFocus).

    Категория институциональная среда подразумевает создание институтов (системы правил), формирующих стимулы и определяющих экономических агентов. Современная экономическая теория выделяет два способа создания новых институтов: институциональная трансплантация и институциональное проектирование. Термин трансплантация институтов произошедшего от английского термина «transplant» употребляется западными учеными более 40 лет. Как отмечает В.М. Полтерович в работе «Трансплантация экономических институтов», под трансплантацией понимается процесс заимствования институтов, развившихся в иной институциональной среде[2, с.25]. Термин институциональное проектирование был введен в оборот российской экономической теории В.Л. Тамбовцевым. Под институциональным проектированием понимается разработка идеальных нормативных моделей экономических институтов, сознательно и целенаправленно «вживляемых» в массовое хозяйственное поведение[3, с.84]. Создание новых институтов любым выше описанным способом влечет за собой институциональные изменения (Рисунок 2).


Рис.2.

 

Институциональные изменения в свою очередь приводят к ухудшению качества институциональной среды и как следствие к снижению предпринимательской активности. При этом качество институциональной среды тем выше, чем меньшие трансакционные издержки сопровождают экономическую деятельность. Индикаторами в данном случае могут выступать такие показатели как уровень защиты прав собственности и контрактных прав, уровень экономической свободы и т.д.

Одним из авторитетных международным исследование институцинальной среды является DoingBusiness, проводимое ежегодно Всемирным банком. Анализ учитывает 10 сфер ведения бизнеса: регистрация предприятий, получение разрешений на строительство, подключение к электросетям, регистрация собственности, кредитование, защита инвесторов, налогооблажение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов, процедура банкротства. В соответствии с Докладом Всемирного банка «Ведение бизнеса 2014» Российская Федерация занимает 92 место в рейтинге стран по степени благоприятности условий для предпринимательской деятельности. По итогам Исследования за анализируемый период было проведено 5 реформ в области регулирования предпринимательской деятельности в следующих областях:

-  создание предприятия;

-получение разрешений на строительство;

-  подключение к системе электроснабжение;

-  регистрация собственности;

-  осуществление внешнеторговой деятельности [4].

Проводимые реформы отразились на динамике предпринимательской активности (Рисунок 3).


Рис.3. Динамика числа малых предприятий за 2010-2012 гг.



Средняя численность работников до ста человек, включительно, выручка о реализации товаров, работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС должна составлять не более 400 млн. руб.

Общей тенденцией для всех регионов является увеличение предпринимательской активности, что подтверждает формирование благополучной институциональной среды. В то же время с учетом перехода экономики России на инновационный путь развития, особенно актуальным представляется рассмотреть структуру предприятий по видам экономической деятельности.


Рис.4. Структура малых предприятий по видам экономической деятельности, за 2012 г.

 

Рисунок демонстрирует, что на долю малых технологических компаний приходится не более 2 процентов от общего количества субъектов малого предпринимательства. При этом толчком развития инновационного бизнеса в России может служить «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» предусматривающей формирование ряда инновационных технологичных кластеров[5]. В то же время реализация кластерной политики будет способствовать росту конкурентоспособности бизнеса за счет эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, расширением доступа к инновациям, технологиям, ноу-хау, специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, снижением трансакционных издержек, а так же с реализацией совместных социально-ориентированных проектов. Социально ориентированный бизнес - это реализации гражданской позиции конкретных людей, обладающих личностными и финансовыми возможностями делать мир лучше.

При этом в социально-ориентированном предпринимательстве можно выделить три уровня (Рисунок 5).


Рис.5. Уровни социально-ориентированного предпринимательства



Основные признаки социально-ориенированного предпринимательства:

-   гармония корпоративных принципов и отношений с внешней средой;

-   жизнестойкий механизм диалога с обществом в целом

-   получение прибыли за счет репутации компании, ответственного поведения ее сотрудников, отношения к жизненно важным для общества ценностям.

В свою очередь социально-ориентированное предпринимательство требует формирование новой институцинональной среды, и влечет за собой изменение вектора жизни, требующего отсутствия разрыва между появляющимися формальными требованиями и неформальным поведением. Для достижения равновесного состояния необходимо изменить ценности общества. Наиболее популярным признано исследование ценностей израильским ученым Ш.Шварцем. В своей работе «Towarda Universal Psychological Structure of Values: Extensionsand Cross-cultural Replications» автор представил деление всех ценностей в зависимости от типа мотивации (Рисунок 6)[6].


Рис.6. Типы ценностей в обществе по Ш.Шварцу

 

При этом стоит отметить, что государство представляет интересы своего общества на любом этапе развития предпринимательства. В то же время можно выделить непосредственно ценности, характерные для каждого этапа развития предпринимательства, относящиеся к экономическим агентам (Табл.1).

 

Таблица 1 Матрица ценностей экономических агентов на различных этапах развития предпринимательства

 

1.Этап

 

Формирование институциональной среды

2. Этап

Развитие малого и среднего бизнеса

3. Этап

 

Создание территориальных кластеров

4. Этап

 

Социально- ориентированный бизнес

Индивидуальные ценности

+

+

 

 

Групповые ценности

 

 

+

+

Таблица демонстрирует осознанные ценности экономических агентов. При этом стоит отметить, что на любом этапе экономический агент бессознательно учитывает так же и групповые ценности. Например, создавая малый бизнес, основной предпринимательской целью которого является получение прибыли, но в то же время новый бизнес предоставляет новые рабочие места, увеличивает ВВП, что в свою очередь повышает социально- экономическое положение государства и является групповыми ценностями.

Вывод

Ценности экономических агентов являются внешними факторами формирования институциональной среды. Смена направления вектора ценностей (от индивидуальных к групповым) определяет успешность реформ и функционирования экономических институтов. Динамика институциональной среды позволяет хозяйствующим субъектам перейти к благополучному предпринимательству. Проведенный анализ позволяет определять благополучное предпринимательство – как деятельность направленную на удовлетворение как индивидуальных (власть, достижение, гедонизм, стимуляция, самостоятельность), так и групповых ценностей (благожелательность, традиции, конформность), определяющих успешность экономического развития страны.

Список литературы

1.      Полтерович, В.М. Трансплантация экономических институтов / В.М. Полтерович// Экономическая наука современной России. – 2001. - №3. – С. 24-50.

2.      Тамбовцев, В. Л. Теоретические вопросы институционального проектирования / В. Л. Тамбовцев // Вопросы экономики. – 1997. - №3. – С. 82-94.

3.      Ведение бизнеса

4.      Концепция долгосрочного социально-экономического развития

5.      SchwartzS.H. ,Bilsky W. Toward a Theory of the Universal Content and Structure of Values: Extensions and Cross-cultural Replications // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. Vol.58.