Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Авторы:
Город:
Махачкала
ВУЗ:
Дата:
02 августа 2017г.
MANAGERIAL ANALYSIS AND IT`S FEATURES

 

Alieva M., Magomedova A..

 

Аннотация. В современном мире управленческий анализ как способ достижения цели, а именно, максимизация прибыли предприятия и минимизация издержек, является одним из основных. Умение анализировать, делать выводы и своевременно реагировать на ситуацию является главным качеством современного предпринимателя. А для того чтобы своевременно реагировать на ситуацию необходимо иметь достаточную и достоверную информацию о данной ситуации. И главным помощником в этом выступает управленческий анализ.

Рассмотрены вопросы, связанные с особенностями управленческого анализа. Приведены основные понятия, задачи и цели управленческого анализа. Показаны методы управленческого анализа и общая характеристика методологии управленческого анализа. Отмечено, что от правильности и результативности управленческого учета и анализа зависит основной результат – прибыль, убытки, привлечение инвесторов и др.


Ключевые слова: управленческий анализ, задачи, методология, достоинства управленческого анализа.

 

Annotation.  In the modern world, management analysis as a means of achieving the goal, namely, maximizing the profit of an enterprise and minimizing costs, is one of the main. Ability to analyze, draw conclusions and respond in a timely manner to the situation is the main quality of the modern entrepreneur. And in order to respond in a timely manner to the situation, it is necessary to have sufficient and reliable information about this situation. And the main assistant in this is management analysis.

Questions related to the features of management analysis are considered. The main concepts, tasks and goals of management analysis are presented. The methods of management analysis and general characteristics of the methodology of management analysis are shown. It is noted that the main result - profit, losses, attraction of investors, etc., depends on the correctness and effectiveness of management accounting and analysis.

Key words: management analysis, tasks, methodology, advantages of management analysis

Важная задача деятельности предприятия представляет собой переход к управлению финансово- хозяйственной деятельностью на основе анализа экономического состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения с помощью решения тактических задач. [1]

Под управленческим анализом понимается комплексный анализ внутренних ресурсов предприятия, направленный на изучение текущего состояния, определение будущей перспективы предприятия.

Эффективное управление предприятием требует организацию качественной и эффективной службы менеджмента. К целям, которой относятся: сбор, обработка информации; текущее, оперативное и стратегическое планирование операционной, инвестиционной  и финансовой деятельности организации; обобщение текущей информации внешнем окружении предприятия её конкурентов, в том числе информации маркетингового и финансового характера с целью оценки эффективности деятельности хозяйствующего субъекта и его структурных единиц; создание эффективной службы внутрихозяйственного мониторинга для обеспечения эффективного контроля за выполнением уже созданных стратегических и управленческих планов организации и ее структурных подразделений, аналитического обоснования практических  решений,  направленных  на  корректировку  деятельности  структурных  подразделений организации с целью повышения их управляемости.

Управленческий анализ призван превратить  экономическую и неэкономическую информацию в пригодную информацию для принятия эффективных решений на предприятии.

Для того, чтобы понять на сколько важен управленческий анализ необходимо знать задачи, которые он выполняет. К ним относятся: логическая обработка данных, сбор, обработка и обобщение факторов влияющих на деятельность предприятия, поиск дополнительных источников дохода предприятия, выявление необходимости в принятии конкретных решений касательно организации бизнес-плана и т.д.

Управленческий анализ — это часть экономического анализа, представляющая собой систему специальных знаний, связанную с исследованием ресурсов предприятия в увязке с его возможностями, складывающимися под влиянием объективных и субъективных факторов, с целью повышения эффективности финансовых результатов и развития тактического и стратегического управления. [3]

Объектом управленческого анализа считается то, на что на направлено действие, в данном случае это хозяйственная деятельность предприятия. А субъектом – физическое или юридическое лицо, которое занимается проведением данного анализа.

Целью управленческого анализа является получение основных наиболее информативных параметров, дающий наиболее точный, репрезентативный и общий вид экономического состояния предприятия и результатов ее хозяйственной деятельности.

Цель анализа достигается путем решения взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа. [5]

Аналитические процедуры нацелены на оценку экономической деятельности, обоснование оптимальных управленческих решений на основе выявления неиспользованных возможностей.

От правильности и результативности внутреннего управленческого учета и анализа зависит основной результат - прибыль, которая затем становится объектом финансового анализа. В этом единство целей учета и анализа. Процесс управления - это непрерывный, целенаправленный социально- экономический и организационно-технический процесс, осуществляемый с помощью различных методов и технических средств для достижения поставленных задач.[2]

При проведении управленческого анализа используется как внутренняя, так и внешняя информация, что обуславливает разнообразие используемых методов в ходе аналитических процедур. И выбор этих методов зависит от направления анализа.

Совокупность выбранных специалистом форм и методов, используемых при изучении деятельности предприятия, составляют методику управленческого анализа.

Выделяют множество методов управленческого анализа, таких как: эвристические, экономико- математические, экономические, математические, имитационные и др., которые в свою очередь так же делятся на дополнительные методы, относящиеся к ним.

Методы управленческого анализа применяются в соответствии с этапом, на котором находиться анализ на тот момент.

К наиболее часто используемым методам относятся: метод сравнения, метод цепных подстановок, метод абсолютных разниц, метод относительных разниц, метод логарифмирования, интегральный метод, индексный метод, метод коэффициентов. Также велико значение графиков в данном анализе. Так как наглядная иллюстрация текущего состояния предприятия увеличивает шансы оперативного принятия эффективных решений.

Более неформальными, но не менее эффективными методами принятия решений являются эвристические методы экономического анализа. Они в основном используются для прогнозирования состояния предприятия в условиях частичной или полной неопределенности. В данном случае основным источником сведений служит профессиональная интуиция, опыт и качество знаний специалистов и экспертов. Говоря проще, анализ основывается на коллективном или индивидуальном принятии решений, опираясь на знания экспертов.

Любая научная деятельность основывается на тех или иных принципах. Безусловно, и экономический (управленческий) анализ имеет свои принципы. К таковым можно отнести: государственный подход, научный характер, системность и объективность, плановость и оперативность, демократизм и эффективность.

Деятельность, имеющая под собой научную обоснованность и претендующая на признание в обществе (как в социальном, так и экономическом обществе) должна иметь индивидуальные качества, что отличало бы ее от основной однообразной массы. Назовем такие индивидуальные качества особенностями. Такие особенности имеет и управленческий анализ, которые приведены ниже.

К особенностям управленческого анализа во многих учебниках относят как комплексное изучение всех сторон деятельности предприятия, так и использование всех доступных источников информации.

Так же приводят такие особенности и преимущества как: отсутствие регламентации с внешней стороны, максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны и т.д.

Конечно, управленческий анализ имеет и свои недостатки, которые представление ниже в виде таблицы.

  

Таблица

Недостатки (минусы) в управленческом анализе.

 

1.            Использование внешних и внутренних

источников информации.

Не   часто,   но   все   же   может   иметь   место

недостоверность информации или ее компрометирующий характер, в связи с использованием внешних и внутренних источников.

2.            Сложность    в     оперативном    принятии

решения. Комплексный подход.

Существует затрудненность в быстром принятии

решения из-за необходимости всесторонне изучить ситуацию.

3.            Уровень образованности руководителя и

его опыт в работе.

В управленческом анализе все зависит от навыков и

умений  руководителя.  А  опытные  специалисты являются дефицитом.

4.            Квалификация персонала.

В связи технологическим, техническим прогрессом

трудоспособность некоторых специалистов падает, что может привести к принятию ими не верных решений. Во избежание таких последствий нужна переквалификация сотрудников, что не все компании могут себе позволить.

 

Управленческий анализ в основном носит прогнозный характер, направлен на оценку деятельности предприятия в будущем.


Внутренний ретроспективный анализ как бы отвечает на вопрос «как это было?». Он проводится на основании отчетности за определенный период времени.

Внутренний перспективный анализ условно отвечает на вопрос «как это будет?» или «что нас ждет?». Основной задачей данного вида анализа является составление бизнес плана предприятия на основании результатов ретроспективного анализа.

Оперативный анализ представляет собой своевременное и продуктивное принятие решения за короткий промежуток времени.

Заключительной целью управленческого анализа является предоставление информации соответствующим специалистам фирмы, для принятия ими наиболее эффективных решений с учетом полученных данных.

Исходя, из приведенных выше преимуществ можно сделать вывод, что управленческий анализ является наиболее важным этапом в ведении хозяйственной деятельности или в управлении организации. Так как только с помощью управленческого анализа,  учитывая все преимущества и недостатки, руководитель может с уверенностью принимать решения оптимизирующие деятельность предприятия.

 

Список литературы

 

1.                   Асанова З.М., Макаревич М.С., Храпова Е.В. Системный подход к управленческому анализу предпринимательской деятельности // В сборнике: Проблемы и перспективы развития лёгкой промышленности и сферы услуг Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. ФГБОУ ВПО "Омский государственный институт сервиса". 2015. С. 52.

2.                   Вахрушина М.А. Управленческий анализ: учебное пособие. – 5-е изд., стереотипное. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2016.

3.                   Никифорова, Н. А. Управленческий анализ : учебник для магистров / Н. А. Никифорова, В. Н. Тафинцева ; под общ.ред. Н. А. Никифоровой. — М. : Издательство Юрайт, 2013. — 442 с. — Серия : Магистр.

4.                   Старцева Ю.В. Место конкурентного анализа в управленческом анализе // Сибирский экономический вестник. 2015. № 1. С. 105-114.

5.                   Ибрагимова П.И., Чернова С.А. Роль эвристических приемов в анализе экономики организаций      //    В сборнике: Глобальные проблемы      модернизации      национальной экономики Материалы II Международной научно-практической конференции (заочной). 2013. С. 152-156.

6.                   Учет и анализ (финансовый и управленческий учет и анализ). Учебное пособие: В. А. Леонгардт — Санкт-Петербург, Феникс, 2015 г.- 448